В 1830-х годах архитектор А. А. Михайлов разработал проект Римского зала. Позднее, в 1890-х, его усовершенствовал А. А. Степанов.
В начале этого десятилетия старинный дом на Мойке нуждался в обновлении. По рекомендации графов Рибопьеров, которые уже работали с ним над своими домами, Юсуповы обратились к А. А. Степанову.
Архитектор приступил к работе в 1893 году. Он полностью модернизировал здание: провел электричество, установил водяное отопление, водопровод и канализацию. Во дворе заменили и укрепили межэтажные перекрытия, улучшили вентиляцию.
В двух залах Картинной галереи — Николаевском и Прециозе — маэстро установил большие световые фонари. В Бильярдной оборудовал потайное помещение с механизмами. Сцену Домашнего театра модернизировали с применением технических новшеств. Также в 1893 году он перестроил старую оранжерею в архитектурное и инженерное сооружение. В 1894 году реконструировал несколько дворцовых флигелей и корпус, выходящий на Офицерскую улицу.
В главном дворце Степанов провел масштабную реставрацию, сохранив при этом художественную ценность залов, созданных его предшественниками. Он добавил деликатные детали, усилив зрелищность и образную завершённость интерьеров.
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — один из самых изысканных дворцов города, построенный в XIX веке в стиле классицизма и эклектики. Римский зал дворца — это уникальное культурное пространство, созданное в античном духе. Его украшают произведения искусства и исторические артефакты, подчеркивающие аристократичность и утонченный вкус владельцев. Голубой, белый и золотой цвета придают интерьеру элегантность и роскошность.
Юсуповская картинная галерея, находящаяся во дворце князей Юсуповых, в Петербурге, на Мойке, принадлежит к самым замечательным частным сокровищам искусства Европы. Она почти целиком собрана в конце XVIII века и первой четверти XIX века князем Н. Б. Юсуповым. Юсуповский дворец, кроме картин, содержит несметные художественные богатства.
А. Бенуа.
Дом был наполнен произведениями искусства, как настоящий музей, и осматривать его никогда не надоедало. Галереи вели в маленький театр в стиле Людовика XV. В нём шли представления, а после спектакля там накрывали ужин, исключая дни больших приёмов, собиравших иногда более двух тысяч человек. Ужин тогда подавали в галереях, а фойе предназначалось для императорской фамилии.
Князь Ф. Юсупов «Перед изгнанием»
В Римском зале привлекает внимание большой камин из жёлтого сиенского мрамора с рельефным орнаментом на античную тему. На барельефе изображена сцена из римской истории, а по бокам стоят скульптурные изображения бога Януса. Зал украшают зеркала, вазы, статуэтки, бра и торшеры в виде геральдических львов. Всё это создаёт ощущение величественности и гармонии пространства. Высокие потолки и великолепная отделка вдохновлены древнеримской культурой.
На акварели художника А. Редковского видно, что отделка Римского зала сохранилась с начала XIX века. Среди них выделяются сюжеты мифологических легенд и исторические сцены, исполненные талантливыми художниками своего времени. Потолок, камин и необычные деревянные люстры до сих пор украшают помещение. Однако печи разобрали в 1890-х годах, когда установили центральное отопление.
Через галерею искусств в домашний театр.
Княгиня Зинаида Юсупова пожелала увеличить объём театрального зала. Задача была непростой: нужно было сохранить убранство Римского зала и не надстраивать или пристраивать дополнительный объём. Архитектор Степанов предложил углубить театр примерно на треть, что позволило создать лестницу в партер. Арка осталась как вход на ярусы и в главную ложу.
Центральным элементом Римского зала стал живописный плафон «Смерть Курция», или «Смерть римского воина». Его создал польский художник Ф. Смуглевич для Михайловского замка. Этот плафон попал к Юсуповым, когда интерьеры замка распродавались.
В центре зала возвышается изящная белокаменная лестница из каррарского мрамора. При реставрации под бронзовой розеткой балюстрады обнаружили надпись: «Арх. Степанов. 1899». Эта находка помогла установить автора и дату создания. Перила украшены утонченными балясинами в римском стиле. Лестница подчеркивает эстетическое восприятие зала, создавая атмосферу благородства. Гости, входя, ощущают возвышенность духа, а затем спускаются по парадной лестнице в партер театра.
Римский зал завершает выставочную анфиладу картинной галереи в восточном крыле дворца, которая предназначалась для размещения художественных коллекций.
Зал назван так из-за своей уникальной архитектуры — арочной конструкции, напоминающей римскую триумфальную арку, украшающую южную стену. Эта арка символизирует завершение галереи и предвещает знакомство с новым искусством, ведь за ней расположен Театр Юсуповых.
Стилизованная арка соединяет Римский зал с княжеской ложей театра. Через неё также можно попасть в Буфетную — фойе Театра. Иногда парадное фойе заменяла соседняя Буфетная. Её интерьер выполнен в тёплых оттенках дерева, украшен изящной позолотой и лёгкими лепными арками.
Римский зал Юсуповского дворца — яркий образец русского интерьерного искусства XIX века, отражающий влияние античной культуры на стиль русской знати. Его отделка и декор демонстрируют стремление владельцев создать уютное и престижное жилище, достойное именитых особ и исторических деятелей. Как и сто лет назад, здесь можно долго восхищаться прекрасными старинными вещами, наполняющими удивительный дворец. Роскошь и убранство соперничают с интерьерами императорских и королевских резиденций. Восхищают не только произведения искусства и богатство владельцев, но и мастерство реставраторов, возвращающих этому месту уникальную красоту, созданную великими и неизвестными художниками.
Эта статья написана под впечатлением от книги «Юсуповский дворец», которую я приобрела во время визита в этот великолепный архитектурный памятник. Её авторы — Н. В. Кукурузова и О. В. Уточкина.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...
Благодарю за поддержку и внимание!
Всегда жду Ваши комментарии — и буду рада, если подпишитесь на мой канал!
С вами была Виктория, канал «Вдохновение и творчество»