Найти в Дзене

Римский зал — Юсуповский дворец Санкт-Петербург

В 1830-х годах архитектор А. А. Михайлов разработал проект Римского зала. Позднее, в 1890-х, его усовершенствовал А. А. Степанов. В начале этого десятилетия старинный дом на Мойке нуждался в обновлении. По рекомендации графов Рибопьеров, которые уже работали с ним над своими домами, Юсуповы обратились к А. А. Степанову. Архитектор приступил к работе в 1893 году. Он полностью модернизировал здание: провел электричество, установил водяное отопление, водопровод и канализацию. Во дворе заменили и укрепили межэтажные перекрытия, улучшили вентиляцию. В двух залах Картинной галереи — Николаевском и Прециозе — маэстро установил большие световые фонари. В Бильярдной оборудовал потайное помещение с механизмами. Сцену Домашнего театра модернизировали с применением технических новшеств. Также в 1893 году он перестроил старую оранжерею в архитектурное и инженерное сооружение. В 1894 году реконструировал несколько дворцовых флигелей и корпус, выходящий на Офицерскую улицу. В главном дворце Степанов

В 1830-х годах архитектор А. А. Михайлов разработал проект Римского зала. Позднее, в 1890-х, его усовершенствовал А. А. Степанов.

В начале этого десятилетия старинный дом на Мойке нуждался в обновлении. По рекомендации графов Рибопьеров, которые уже работали с ним над своими домами, Юсуповы обратились к А. А. Степанову.

Архитектор приступил к работе в 1893 году. Он полностью модернизировал здание: провел электричество, установил водяное отопление, водопровод и канализацию. Во дворе заменили и укрепили межэтажные перекрытия, улучшили вентиляцию.

В двух залах Картинной галереиНиколаевском и Прециозе — маэстро установил большие световые фонари. В Бильярдной оборудовал потайное помещение с механизмами. Сцену Домашнего театра модернизировали с применением технических новшеств. Также в 1893 году он перестроил старую оранжерею в архитектурное и инженерное сооружение. В 1894 году реконструировал несколько дворцовых флигелей и корпус, выходящий на Офицерскую улицу.

В главном дворце Степанов провел масштабную реставрацию, сохранив при этом художественную ценность залов, созданных его предшественниками. Он добавил деликатные детали, усилив зрелищность и образную завершённость интерьеров.

Римский зал. Торшеры в виде фигур геральдических львов. Конец XIX века. Дерево, резьба, золочение. Россия. Мраморная лестница ведёт в партер театра. Фотография автора статьи.
Римский зал. Торшеры в виде фигур геральдических львов. Конец XIX века. Дерево, резьба, золочение. Россия. Мраморная лестница ведёт в партер театра. Фотография автора статьи.

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — один из самых изысканных дворцов города, построенный в XIX веке в стиле классицизма и эклектики. Римский зал дворца — это уникальное культурное пространство, созданное в античном духе. Его украшают произведения искусства и исторические артефакты, подчеркивающие аристократичность и утонченный вкус владельцев. Голубой, белый и золотой цвета придают интерьеру элегантность и роскошность.

Юсуповская картинная галерея, находящаяся во дворце князей Юсуповых, в Петербурге, на Мойке, принадлежит к самым замечательным частным сокровищам искусства Европы. Она почти целиком собрана в конце XVIII века и первой четверти XIX века князем Н. Б. Юсуповым. Юсуповский дворец, кроме картин, содержит несметные художественные богатства.
А. Бенуа.
Дом был наполнен произведениями искусства, как настоящий музей, и осматривать его никогда не надоедало. Галереи вели в маленький театр в стиле Людовика XV. В нём шли представления, а после спектакля там накрывали ужин, исключая дни больших приёмов, собиравших иногда более двух тысяч человек. Ужин тогда подавали в галереях, а фойе предназначалось для императорской фамилии.
Князь Ф. Юсупов «Перед изгнанием»

В Римском зале привлекает внимание большой камин из жёлтого сиенского мрамора с рельефным орнаментом на античную тему. На барельефе изображена сцена из римской истории, а по бокам стоят скульптурные изображения бога Януса. Зал украшают зеркала, вазы, статуэтки, бра и торшеры в виде геральдических львов. Всё это создаёт ощущение величественности и гармонии пространства. Высокие потолки и великолепная отделка вдохновлены древнеримской культурой.

Римский зал. Акварель А. Редковского. С просторов интернета. Фотокоррекция автора статьи.
Римский зал. Акварель А. Редковского. С просторов интернета. Фотокоррекция автора статьи.

На акварели художника А. Редковского видно, что отделка Римского зала сохранилась с начала XIX века. Среди них выделяются сюжеты мифологических легенд и исторические сцены, исполненные талантливыми художниками своего времени. Потолок, камин и необычные деревянные люстры до сих пор украшают помещение. Однако печи разобрали в 1890-х годах, когда установили центральное отопление.

Через галерею искусств в домашний театр.

Княгиня Зинаида Юсупова пожелала увеличить объём театрального зала. Задача была непростой: нужно было сохранить убранство Римского зала и не надстраивать или пристраивать дополнительный объём. Архитектор Степанов предложил углубить театр примерно на треть, что позволило создать лестницу в партер. Арка осталась как вход на ярусы и в главную ложу.

«Смерть Курция». Плафон. Конец XVIII - начало XIX века. Художник Ф. Смуглевич. Фотография автора статьи.
«Смерть Курция». Плафон. Конец XVIII - начало XIX века. Художник Ф. Смуглевич. Фотография автора статьи.

Центральным элементом Римского зала стал живописный плафон «Смерть Курция», или «Смерть римского воина». Его создал польский художник Ф. Смуглевич для Михайловского замка. Этот плафон попал к Юсуповым, когда интерьеры замка распродавались.

Лестница ведущая в Домашний театр. Торшеры в виде фигур геральдических львов. Конец XIX века. Дерево, резьба, золочение. Россия. Мраморная лестница ведёт в партер театра. Фотография автора статьи.
Лестница ведущая в Домашний театр. Торшеры в виде фигур геральдических львов. Конец XIX века. Дерево, резьба, золочение. Россия. Мраморная лестница ведёт в партер театра. Фотография автора статьи.

В центре зала возвышается изящная белокаменная лестница из каррарского мрамора. При реставрации под бронзовой розеткой балюстрады обнаружили надпись: «Арх. Степанов. 1899». Эта находка помогла установить автора и дату создания. Перила украшены утонченными балясинами в римском стиле. Лестница подчеркивает эстетическое восприятие зала, создавая атмосферу благородства. Гости, входя, ощущают возвышенность духа, а затем спускаются по парадной лестнице в партер театра.

Римский зал завершает выставочную анфиладу картинной галереи в восточном крыле дворца, которая предназначалась для размещения художественных коллекций.

Зал назван так из-за своей уникальной архитектуры — арочной конструкции, напоминающей римскую триумфальную арку, украшающую южную стену. Эта арка символизирует завершение галереи и предвещает знакомство с новым искусством, ведь за ней расположен Театр Юсуповых.

Через римскую арку можно попасть в Буфетную — фойе Театра. Фотография автора статьи.
Через римскую арку можно попасть в Буфетную — фойе Театра. Фотография автора статьи.

Стилизованная арка соединяет Римский зал с княжеской ложей театра. Через неё также можно попасть в Буфетнуюфойе Театра. Иногда парадное фойе заменяла соседняя Буфетная. Её интерьер выполнен в тёплых оттенках дерева, украшен изящной позолотой и лёгкими лепными арками.

Римский зал Юсуповского дворца — яркий образец русского интерьерного искусства XIX века, отражающий влияние античной культуры на стиль русской знати. Его отделка и декор демонстрируют стремление владельцев создать уютное и престижное жилище, достойное именитых особ и исторических деятелей. Как и сто лет назад, здесь можно долго восхищаться прекрасными старинными вещами, наполняющими удивительный дворец. Роскошь и убранство соперничают с интерьерами императорских и королевских резиденций. Восхищают не только произведения искусства и богатство владельцев, но и мастерство реставраторов, возвращающих этому месту уникальную красоту, созданную великими и неизвестными художниками.

Эта статья написана под впечатлением от книги «Юсуповский дворец», которую я приобрела во время визита в этот великолепный архитектурный памятник. Её авторы — Н. В. Кукурузова и О. В. Уточкина.

Спасибо за внимание!

Продолжение следует...

Благодарю за поддержку и внимание!

Всегда жду Ваши комментарии — и буду рада, если подпишитесь на мой канал!

С вами была Виктория, канал «Вдохновение и творчество»

Санкт-Петербург

Римский зал — Юсуповский дворец Санкт-Петербург