Статья взята из собственного экземпляра сборника и основывается на следующем лично исследованном материале:
Баталова Е.В. Семантические особенности музыкально-поэтического текста. Исследование лингвокреативных процессов в когнитивно-дискурсивном аспекте: Материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей / под ред. Л.А. Нефёдовой, Г.Р. Власян, М.А. Самковой. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 41-45 (376 с.).
Многозначность лексем приводит к многообразию и неустойчивости семантики музыкально-поэтического текста.
Ю.М. Лотман определяет понятие «семантика» как «отношение заменяющего к заменяемому, выражения к содержанию составляют семантику знака» [Лотман, 1972, c. 20].
В статье «Семиотика» это понятие представлено более лаконично: «семантика – отношение знака к миру вне знаковой реальности» [Лотман, 1987, с. 374].
Музыкально-поэтический текст, по мнению М.Ш. Бонфельда, определяется семантикой функционирующих в нём субзнаков: «Подобно слову/знаку естественного языка, которое превращается в субзнак художественной речи, звук (или комплекс звуков) – знак внемузыкальной действительности – становится субзнаком музыкальной речи, сохраняя некую, в той или иной степени эксплицированную в данном контексте связь со своим бытием в качестве звука. Это – принципиальный момент музыкальной семантики» [Бонфельд, 1999, c. 366].
Субзнаки формируют три уровня семантического пространства текста: микроуровень, макроуровень и мегауровень.
1. Микроуровень – уровень элементарных субзнаков и их последовательностей. Элементарные субзнаки музыкального и поэтического текстов – это звуки и их созвучия [Мечковская, 2004, c. 320]. Именно микроуровень субзнакового слоя дает возможность выявить «внутреннюю музыку» [Сыров, 2004, с. 213] заключенную как в стихе, так и в самой музыке, а, следовательно, как можно точнее понять тональность всего произведения.
Не каждый звук, не каждое созвучие можно считать субзнаком. Субзнак – нижний ярус и входит как составной элемент в единицы следующего уровня (то есть точка и тире – это для Азбуки Морзе, алфавит и звуки – для любого языка). Субзнаки, сочетаясь, образуют слова – основную единицу системы [Салимова, 2010, с. 91].
2. Макроуровень – уровень интертекстуальных субзнаков. Понятие интертекста подразумевает «совокупность всех возможных подтекстов и данного текста» [Павлов, 1994, с. 9], в более широком смысле, «совокупность всех возможных интерпретаций аллюзий и параллелей, имплицитно содержащихся в данном тексте» [Тростников, 2001, с. 564]. В авторской песне интертекстуальные субзнаки характерны как для музыкальной, так и для поэтической сторон текста.
3. Мегауровень – жанровые субзнаки, представляющие собой определенную совокупность субзнаков двух первых уровней. Причем, жанровые субзнаки также можно объединить в три группы с точки зрения доминирования или равноправия музыкальной или поэтической стороны субзнака:
· музыкальная доминанта – джаз, блюз, шансон;
· литературная доминанта – баллада, репортаж;
· равноправная этимология – колыбельная, песня [Семантика музыкально-поэтического текста авторской песни, URL].
Способы конструирования символов как «условный чувственно-воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие» [Кондаков, 1975, с. 533] в речи художественных произведений и принципы их эмоционально-смыслового преобразования, опираясь на тенденции языковой семантики, имеют при этом свои нормы и законы.
Динамика символических рядов в составе целого становится источником острых эмоционально-смысловых эффектов и причиной преобразования словесной стихии [Виноградов, 1980, с. 241].
Смысл произведения, его содержание ни в коем случае не сводится к значению субзнаков, а только опирается на них, но не сводится к ним и включает в себя множество других компонентов, определяющих содержание [Бонфельд, 2001, с. 176-177].
При рассмотрении музыкальной знаковой системы необходимо учитывать, что музыкальное послание, зафиксированное в виде нотного текста или представленное в акустической форме, являет собой специфический художественный код. Посредством его интерпретации в условиях определённой культурной эпохи выявляются смыслообразующие музыкального текста, соответствующие композиторскому замыслу, и одновременно, выходящие за рамки [Хохлова, 2015, c.33].
Рассматривая термин «текст» мы разграничиваем две разновидности определений. В первом случае учёные дают определение согласно какому-либо основному свойству текста (Д. Н. Лихачёв, М. Л. Мышкина). Во втором случае согласно существенным признакам, имеющим комплексный характер («сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое), или микротекст» [Москальская, 1981, с. 13].) [Адмони, 1994, с. 120]. Поэтический текст представляет собой организованную систему, в основе которой лежат законы стихосложения и ритма. Музыкальный текст определяется как специфическая знаковая структура, главная задача которой служит для передачи художественной информации звуковременного свойства [Баранова, 2007, с. 1].
Основываясь на понятиях «текст», «музыкальный текст», «поэтический текст», музыкально-поэтический текст может быть определён как текст, имеющий определённую специфическую знаковую структуру, отражающую информацию звукового содержания, обладающий системой ритма.
Музыкальное произведение имеет собственный язык, который состоит из звуков. Объединяясь, звук и поэтический текст создают новую форму текста. Музыкально-поэтический текст, являясь актом коммуникации, содержит определённую информацию. Музыка передаётся в звуках, поэзия существует в процессе чтения, однако только текст поддаётся переводу.
Главной чертой музыкально-поэтических текстов является то, что при помощи ритма, стихосложения, системы звучания и приёмов музыкальной композиции, создавая определённое настроение, они способны воздействовать на реципиента. Для того чтобы текст стал популярным, он должен быть прост и лаконичен.
Семантические особенности текста могут повлиять на его правильную интерпретацию. В музыкально-поэтическом произведении знак выполняет различные функции: указывает на связь с другими знаками, воздействует на читателя, вызывая представления и мысли об окружающей действительности.
Список использованной литературы
1. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 224 с.
2. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: избранные труды. Москва: Издательство «Наука».1980. 424 с.
3. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. Москва: Наука. 1975. 720c.
4. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
6. Музыкально-поэтический текст как разновидность поэтического текста художественной литературы. URL : http://lektsii.com/2-95835.html.
7. Салимова, Д. А. Теория языка: материалы к курсу лекций: учебное пособие. Казань: Изд-во «Школа». 2010. 196 с.
8. Семантика музыкально-поэтического текста авторской песни. URL : http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4683.
9. Тростников М. Перевод и интертекст с точки зрения поэтологии. Семиотика: Антология. Сост. Ю. С.Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С.563-576.
10. Хохлова, А. Л. Концептосфера музыкального искусства: ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. № 1. 2015. С. 29-41.
Статья взята из собственного экземпляра сборника и основывается на следующем лично исследованном материале:
Баталова Е.В. Семантические особенности музыкально-поэтического текста. Исследование лингвокреативных процессов в когнитивно-дискурсивном аспекте: Материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей / под ред. Л.А. Нефёдовой, Г.Р. Власян, М.А. Самковой. Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 41-45 (376 с.).