Как часто вы замечаете речевые ошибки в публичном пространстве? А к обсценной лексике как относитесь?
Я бы сказала, что на последний вопрос каждый должен ответить себе сам, однако описываемая ситуация касается школьников, поэтому волнение автора канала, лингвиста по одному из образований, вполне объяснимо.
***
Зайду по традиции издалека.
Когда-то, ещё в далёком СССР профессора и академики ходили друг к другу в гости, предаваясь разным гастрономическим развлечениям, а также запретным политическим разговорам на кухне.
Не сомневаюсь, что вы можете себе представить лектора за кафедрой института. Чинно и благородно читает он лекцию юным покорителям науки.
Вы когда-нибудь речь этого профессора вне кафедры слышали? Физик-ядерщик с гитарой наперевес после запечённого в духовке мяса и нескольких ёмкостей горячительного – слышали?
Детей, разумеется, брали с собой на каждые такие посиделки, несмотря на наше (детское) ожесточённое сопротивление.
Нас выгоняли в соседние комнаты. И мы, потомки светил науки и прочих научных сотрудников, ютились изо всех сил на задворках. Однако слышно было абсолютно всё.
Так мой словарный запас обогатился не тем, чем хотелось бы. Хорошо ещё, что папа нам с сестрой значение каждого слова объяснял, иначе совсем туго было бы. С юмором он подходил к нехорошим словам, и открыто, поэтому мы быстро к ним интерес потеряли.
Ещё тогда наш друг, который тоже с нами ютился, ныне матёрый и династический физик-ядерщик, такие трёхстопные конструкции создавал в свои восемь лет, что я в ступор впадала, пытаясь осознать, что я сейчас такое услышала.
***
Так вот, речь пойдёт не о тогдашнем мальчишке, который вырос, а о его сыне. Он тоже физик, тоже внутренне ядерщик, но что-то не сложилось. Развернулся в сторону педагогики. Выбрал работу в школе.
Трудовые династии – весьма перспективный вид специалистов. Я из педагогов, к примеру. Педагогика так прочно вошла в мою жизнь с самых малых лет, что ничем другим я бы, скорее всего, заниматься не смогла.
Молодой учитель – гений в физике. Сразу он её наладил всем, даже самым слабым. Хотя слабых там было мало, лицей с физ.-мат. уклоном. Однако всегда будут те, кто понимает чуть хуже. Даже в лицеях и гимназиях такое случается.
Он наладил всех.
А пока налаживал, в выражениях не стеснялся.
Про хеpувимов слышали, про херес в курсе? Очень похожее слово он вставлял в конструкцию, близкую по смыслу к выражению "С какой стати?"
Чувствую, критики прильнули к экранам в ожидании, что репетитор наконец-то проколется и рубанёт. Не дождётесь, товарищи. Я стойкая. Да и правилами платформы запрещается такое писать.
С какой стати у тебя здесь двенадцать?
С какой стати закон Ома в этой задаче?
С какой стати скорость свободного падения...?
И так далее. Но с одним словом, которое явно нехорошее.
(Ладно, уговорили. В комментариях намекну.)
В запале, в споре, в выяснении истины он вскрикивал, чтобы лучше доходило, скорее всего.
Класс его просто обожал? на руках носил.
Только одной маме не понравилось, что выражение перебралось в речь её дочери, отличницы и умницы. Она поставила вопрос сначала на родительском собрании, потом на директорский стол упала жалоба. Затем ещё и ещё.
Молодой учитель засобирался вон. Характер. Я этого парня тоже знаю, весь в отца.
И тут родители школьников бросились на защиту. Горой встали. "Не бросайте, не уходите, как хотите говорите, только останьтесь!"
Что с той девочкой? Перевелась в другую школу. Причастны ли к этому переходу заинтересованные в физике родители остальных учеников, мне неизвестно. Но, пожалуй, конечно.
***
Почему описала историю, которой уже лет пять: требования к речи учителя снижаются. Замечаю данный факт по тетрадям и электронным ресурсам своих учеников.
- Пусть в электронном дневнике полно неверных сокращений, неправильных переносов слов, не к месту прописных букв.
- Пусть учительница английского языка из года в год пишет "в тетрадЕ", вместо "в тетради". И продолжает работать в школе (!)
- Пусть читатели присылают фото учительских перлов с чудовищной орфографией.
Пусть. Ладно. Раз правила никому не нужны, устарели, потеряли значимость, так тому и быть. Наверное. Допустим. Мы нынче больше пишем, чем говорим. У письменной речи, к тому же, у современной письменной речи, свои особенности.
- Тут промахнулся и долбанул по клавиатуре не туда;
- тут лень запятую ставить, времени мало;
- тут всемогущий Т9, с ним вообще вечная проблема.
Пусть в телевизоре, в интернет-пространстве, в социуме с речью у нас, скажем откровенно, довольно несимпатично.
Но нести нехорошие слова в школу нельзя категорически! Это моё совершенно жёсткое мнение! Если хотите, последняя черта – плохие слова. Если учитель заговорит на подобном низком наречии, тут и настанет...
Ничего в том классе не настало. Несдержанный на язык юноша-учитель, проработав пару лет в школе, сам ушёл. Нет, не выгнали. Переманили в один из университетских ресурсов. В какую-то онлайн-школу или к тому близко.
– Там больше платят. С какой стати мне оставаться?
– Чтобы я больше не слышала!
– Да бросьте вы лицемерить, посмотрите в словаре! Нормальное слово!
– Это отсылка к тому самому слову! Не строй из себя агнца!
Непробиваемый. Потому что династический, думаю. Но физик-то отличный! По той же причине.
С высокой долей вероятности😏
***
Кстати, пишу с планшета. У меня пресловутый Т9, поэтому, обнаружив какое-нибудь безобразие, не спешите клеймить автора позором. Лучше лайк поставьте😊👍
А вот теперь клеймите😉