Найти в Дзене

Вся правда о бариатрии: хирургическом лечении ожирения

«Бариатрия как радикальный способ лечения ожирения – это не про красоту и стройность, а про здоровье, долголетие и качество жизни», - уверен Дмитрий Кузнецов, главный врач Первого клинического медицинского центра, бариатрический хирург, онколог.
Дмитрий Кузнецов, главный врач Первого клинического медицинского центра, бариатрический хирург, онколог.
Дмитрий Кузнецов, главный врач Первого клинического медицинского центра, бариатрический хирург, онколог.

Операции по уменьшению желудка, которые доктор Кузнецов сегодня проводит своим пациентам в Коврове, помогают избавиться от десятков килограммов лишнего веса, справиться с сахарным диабетом и депрессией, начать нормально двигаться и чувствовать вкус жизни. Кому показана бариатрическая хирургия? Как проходят операция и реабилитация? Правда ли, что даже после бариатрического вмешательства можно снова набрать вес? Вместе с нашим экспертом мы разобрали главные вопросы этой набирающей популярность области медицины.

Бариатрия: хирургическое лечение ожирения | Первый клинический медицинский центр

Дмитрий Валерьевич, почему бариатрические операции делают только тем пациентам, чей индекс массы тела превышает 40 единиц?

Бариатрия – это точно не про стройную фигуру и эстетику. В первую очередь это про здоровье. Мы работаем с больными людьми, которым поставлен диагноз «морбидное ожирение» – то есть злокачественное, угрожающее жизни. К нам люди не за красотой приходят, им тяжело передвигаться, обслуживать себя, дышать, спать, разговаривать...

При достижении ИМТ 40 и выше в организме запускается каскад патологических реакций, которые не позволяют пациентам похудеть самостоятельно. Согласно исследованиям, вероятность дожить до 60-70 лет у пациентов с ИМТ 40 и более стремится к нулю: большинство погибнет от сердечно-сосудистых заболеваний, осложнений сахарного диабета. Вспомните, часто ли вы видите на улице бабушек и дедушек с весом в 140-160 килограммов?

Дмитрий Валерьевич с пациентом в ПКМЦ
Дмитрий Валерьевич с пациентом в ПКМЦ

Как вообще набирают такой большой вес? Влияют ли гормональные сбои, наследственность?

Вынужден вас расстроить: на ожирение не влияют «широкая кость», наследственность, стресс, гормональные сбои, Меркурий в Луне и так далее. Причина ожирения одна: избыточное потребление калорий, которые не расходуются полностью.

В процессе эволюции организм человека научился прекрасно приспосабливаться к голоду. А вот к поступлению излишнего количества еды наше тело не склонно адаптироваться. Все, что мы съедаем сверх нормы, откладывает в жир. Все просто.

Пациентка ПКМЦ после бариатрической операции, - 20 кг
Пациентка ПКМЦ после бариатрической операции, - 20 кг

Давайте перейдем к технической части. Что из себя представляет бариатрическая операция, как она проходит?

В ПКМЦ мы делаем три типа бариатрических операций: классическую продольную резекцию желудка, желудочное шунтирование и минижелудочное шунтирование на одном анастомозе, оно же MGB, минигастрикбайпасс. С точки зрения хирургии сама по себе бариатрическая операция не сложная, больше работы делает скорее анестезиолог, плюс крайне важны условия клиники – к счастью, в ПКМЦ и специалисты высококлассные, и оборудование.

На приеме вместе с пациентом я обсуждаю технические тонкости всех типов операций, объясняю на картинках, как это выглядит и что дает, и мы вместе решаем, какой тип операции выбрать. Я вообще за партнерские отношения между врачом и пациентом, где каждый несет ответственность за часть своего труда.

По моему личному мнению, шунтирующие операции лучше работают на пациентах с сахарным диабетом II типа и выраженным метаболическим синдромом. В 95% случаев после вовремя проведенного желудочного шунтирования удается вылечить диабет.

Как это работает?

С помощью шунтирующей операции мы «выключаем» из процесса пищеварения около 1,5 метров начального отдела тощей кишки, ответственного за всасывание сахара. Кроме того, когда уменьшаются объемы тела и подкожно-жировой клетчатки, уменьшаются и объемы клеток, соответственно, им нужно меньше питания, инсулина начинает хватать, чтобы обеспечивать потребности тела.

Что касается продольной резекции. Во время этой операции хирург удаляет всю большую кривизну желудка, включая его дно. В этом участке вырабатывается гормон грелин – он регулирует чувство голода. У пациентов с большим весом грелина всегда патологически много: казалось бы, человек много съел и наелся, но в мозг не поступает сигнал о насыщении. Удаляя эту часть желудка, мы разбиваем порочный круг.

Помогает ли бариатрия при гипертонии, проблемах с суставами?

Во многих случаях – да. Тут простая физика: сердцу легче перекачивать объем крови по телу весом 70 кг, а не 150 или 200 кг. При этом нужно понимать, что артериальная гипертензия имеет множество причин, но снижение веса однозначно помогает регулировать скачки давления и уменьшить количество лекарств.

То же самое с артрозом и дегенеративными заболеваниями позвоночника: чем меньше вес, тем меньше нагрузка на суставы. Бариатрия не лечит артроз или межпозвоночную грыжу, но может облегчить течение болезни или предупредить ее развитие. Кроме того, примерно у половины пациентов с бронхиальной астмой после операции улучшается симптоматика и снижается потребность в приеме гормональных препаратов. Еще один «бонус» бариатрии – помощь в лечении повышенного холестерина и гинекологических заболеваний, например, поликистоза яичников и бесплодия, вызванного гиперэстрогенией.

Долго ли длится восстановительный период?

Бариатрическая операция проводится лапароскопическим методом – на передней стенке живота делают несколько проколов шириной 3-7 мм, процесс длится от 45 минут до полутора часов. Лапароскопия хороша тем, что оставляет после вмешательства минимальный болевой синдром, пациент поднимается на ноги уже в первые полтора часа. Затем сутки-двое он находится в стационаре под наблюдением медиков и выписывается после небольшого обследования.

Как меняется рацион и режим питания после операции?

Есть строго расписанная диета. Первые сутки – бульон, потом добавляется пюреобразная и мягкая пища. К концу первого месяца после операции пациент возвращается к своему привычному рациону с одним «но»: желудок уменьшается настолько, что за один прием человек может съесть лишь 50-70 г пищи – это, условно, две столовые ложки гречки. Питаться мы рекомендуем дробно, 5-6 раз в день, малыми порциями, тщательно пережевывая.

Пациентка ПКМЦ, на фото  - 17 кг, июнь 2024 года - 25 кг
Пациентка ПКМЦ, на фото - 17 кг, июнь 2024 года - 25 кг

На сколько в среднем снижается вес после операции?

Окончательный результат мы оцениваем спустя 14-15 месяцев. При продольной резекции потеря составляет 55-80% массы лишнего веса (именно лишнего, а не общего), при шунтирующем методе – 70-90%.

Моя «рекордная» пациентка – Виолетта, которая в 25 лет весила 238 кг. За 4 года после операции на спорте и правильном питании девушка добилась феноменальных результатов, сегодня при росте около 175 см она весит плюс-минус 78 кг. Виолетта была вялой, замкнутой, еле передвигалась, жила в каком-то своем внутреннем мире, а стала стройной девушкой с активной жизненной позицией.

Ваши пациенты – кто они?

Это абсолютно разные люди, разного социального положения и профессий, которые всю жизнь безуспешно пытались похудеть с помощью диет, голодовок, таблеток, БАДов, уколов и так далее. Да, они могут самостоятельно скинуть и 50 кг, но потом набирают еще больше. Бариатрия как раз помогает справиться с этими «качелями».

Что касается возраста, в России бариатрические операции проводятся пациентам строго от 18 лет. Самому старшему моему пациенту на момент операции было 70 лет – кстати, ему удалось купировать сахарный диабет.

Кузнецов Дмитрий Валерьевич - бариатрический хирург ПКМЦ
Кузнецов Дмитрий Валерьевич - бариатрический хирург ПКМЦ

Допустим, у меня есть лишних 10-15 кг, от которых я никак не могу избавиться, и готова решиться на операцию по уменьшению желудка. Возьмете меня?

Нет. Бариатрия – это область медицины, которая занимается лечением метаболических нарушений, связанных с лишним весом. Цель бариатрической медицины – долгая качественная, счастливая жизнь. Моя задача – перевести вес из патологического в нормальный, а не слепить из пациента «фитоняшку». Когда ко мне на консультацию приходят женщины с желанием носить одежду на два-три размера меньше, приходится им объяснять, что диапазон нормального ИМТ колеблется от 18 до 30. То есть, с точки зрения медицины, здоровый вес и у поджарого марафонца без единой лишней жиринки, и у женщин с картин Рубенса или Кустодиева.

Правда ли, что после операции по уменьшению желудка можно снова набрать вес?

Да, с этим сталкиваются около 15% пациентов, сделавших бариатрическую операцию. По собственному опыту знаю и не устаю повторять: работа хирурга – это лишь 30% успеха, остальное зависит от пациента, его образа жизни, питания, физической активности, проработки психологической и психиатрической зависимости. Если человек получает прилив эндорфина только от еды, сделай ему хоть десять бариатрических операций, он снова наберет вес. Таких пациентов я сразу распознаю на консультациях и отказываю им. Бариатрия – это не волшебная таблетка. И я не волшебник, я только хирург.

Но ясно одно: бариатрия – это прыжок в другую жизнь. Люди, которые ответственно подошли к этому решению, разительно меняются в ближайшие полгода после операции, в том числе ментально: проходит тревожность, депрессии, возвращается вкус к жизни. Еще ни разу я не слышал, чтобы кто-то пожалел о сделанной операции.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ онлайн-консультацию к Дмитрию Валерьевичу вы можете по телефону: 8 800 222 95 53

Владимирская обл., г. Ковров, ул. Ватутина, 90

ПКМЦ в социальных сетях:

✔ Telegram - https://t.me/pkmc33

✔ ВКонтакте - https://vk.com/pkmc33

✔ Наш сайт- https://pkmc.ru/