Не уверен, что большинство читателей знает, где на карте найти Новую Зеландию. Но я теперь знаю, что Новая Зеландия обогнала РФ по числу запусков ракет в космос. Прости нас Юра...
Про 1000 новых и больших самолетов можно не вспоминать. Так что поговорим о малой авиации. В прошлом веке, в Новосибирске было два аэропорта. Один был "заточен" на совсем местные рейсы. Типа тех, что Мимино обслуживал, удовлетворяя потребности сельских жителей.
Нижневартовск, Стрежевой, Колпашево, Парабель и иже. В основном, летали АН-2, Л-410. Этакие летающие маршрутки. Ну нет теперь этого аэропорта. А если учесть, что и по рекам "северный завоз" уже не происходит, то печально как-то все.
Но попытка реанимировать "малую авиацию" была таки сделана. В далеком 2019 году началась одна из самых важных программ в малой авиации, по замене устаревшего «Кукурузника». Хотя чего там было менять? Ну, поставить современной движок и можно было бы успокоится. Сам планер вполне себе летучий. Мега-комфорт там не нужен. Один единственный двигатель может жить без какой-либо электроники вообще. Ну и надежность "Кукурузника" всегда была на высоте.
История из прошлого века. Сообщение в газете "Вечерний Новосибирск". Сегодня из аэропорта "Северный" вылетел самолет АН-2 в направлении Стрежевой. Через несколько минут после взлета, из-за отказа двигателя, самолет сел на верхушки деревьев Заельцовского парка. Никто не пострадал. И еще через несколько часов, пассажиры вылетели в требуемом направлении другим самолетом.
Примерно представляю, что за публика летела - суровые сибирские мужики, геологи, вахтовики, поэтому с трудом верю в последнюю фразу. Ибо понимаю, что сразу после посадки на верхушки деревьев, ребята начали коллективное празднование второго дня рождения. И, через несколько часов, их можно было отправить даже грузовым самолётом...
Так или иначе, когда в 2019 году Минпромторг объявлял конкурс на создание такого воздушного судна, в документации указывалось, что цена не должна превышать 120 млн рублей. Что уже кажется великовато... Повторю, ничего там особого нет. Мотор (да на многих автомобилях есть и мощнее) + металлокаркас + обшивка.
В ноябре 2023 года полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев пожаловался, что стоимость базового самолета увеличилась со 120 млн до 178 млн рублей. Чиновник поручил госкорпорации ВЭБ проверить формирование цены «Байкала», указав на неочевидность коммерческой выгоды от его эксплуатации.
После чего, цену неожидано удалось снизить до 151 млн. Но на этом ноябрь еще не кончился :-) В этом же месяце, руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунов заявил, что, согласно текущим расчетам, полная стоимость самолета ЛМС-901 превысит 200 млн. рублей.
Через какое-то время (декабрь 2023 года): "...базовая стоимость «Байкала» составляет 178 млн руб., плюс 117 млн руб. за дополнительные опции."
На сегодняшний день: "... цена вновь значительно выросла — до 455 млн рублей. Как говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support, авиаэксперт Александр Ланецкий, причина подорожания не только в деталях и логистике, но и в отсутствии налаженных объемов производства... Какие нафиг налаженные объемы производства того, чего еще нет???
Ну и чтобы не было скучно, заранее сообщается, что из-за инфляции (которой, между прочим, нет) к 2032 году, цена аппарата составит 587 млн рублей. Как бы, начинаем залезать в ценовой ряд бизнес-джетов от Embraer.
Ну да.. И там есть масса нужных для колхозников опций...
Не нужно иметь высшее образование в области экономики, чтоб понять, что поездка на автобусе (ценой в 5-10 млн. руб.), пусть даже в три раза дольше по времени, будет много дешевле, чем полет на самолете (который почему-то в 50 раз дороже).
Так что, что попилено, то попилено. И пора уже выяснить, почем нам товарищи китайцы смогут продать свои клоны нашего АН-2. И, может быть, малая авиация опять вернется...