В Санкт-Петербурге немало памятников, посвященных победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это как целый ряд архитектурных, так и скульптурных монументов. Примеры? Пожалуйста! Мы на Дворцовой площади у Зимнего дворца. На этой локации мы познакомимся с тремя такими памятниками. Прежде всего отмечу Военную галерею 1812 года в Зимнем дворце. Посвящена художественная экспозиция галереи памяти героев и участников событий 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.
Да, в 1827 году, 6 января, в Зимнем дворце состоялось торжественное открытие Военной галереи. Здесь находятся триста тридцать два портрета участников кампаний 1812-1814 годов. Таким образом Александр I, прозванный Благословенным, решил увековечить память участников боевых действиях против наполеоновских войск. Для воплощения задуманного император пригласил в Россию английского живописца Джорджа Доу (1781-1829). В свою очередь Доу взял к себе в помощники еще двух живописцев-ассистентов: Александра Васильевича Полякова и Василия Александровича Голике.
Работы по написанию портретов продолжались в течение девяти лет - с 1819 по 1828 год. Кстати, списки тех, чьи портреты должны были присутствовать в галерее-пантеоне русской славы, проходили утверждение лично императором Александром I, а затем Николаем I. По разным причинам некоторые портреты героев войны не были написаны, а места для них в галерее были оставлены заблаговременно, оттого мы и сегодня видим пустые рамы с табличками, затянутые зелёной тканью. Тринадцать портретов так и не были написаны
Напротив Зимнего дворца находятся еще два объекта архитектуры, посвященные победе над армией Наполеона. Это арка Главного штаба и Александровская колонна в центре Дворцовой площади. Арка здания имела не просто утилитарное значение, выполняя проездную функцию, а и как архитектурно оформленное монументальное сооружение - триумфальную арку. Возведение подобных сооружений берет свое начало еще с культуры древних этрусков, населявших современный Апеннинский полуостров.
Практически соединяющие Большую Морскую улицу и Невский проспект с Дворцовой площадью триумфальные ворота состоят из анфилады двух арок. Сегодня арка является неотъемлемой частью композиции облика Дворцовой площади. Архитектором, построившим здание Главного штаба и ее арки, был великий зодчий Карл России. Зачиналась стройка при Александром I, а заканчивалась при Николае I, в 1829 году. Десять лет ушло на возведение здания Главного штаба. Сам символ победы России в Отечественной войне 1812 года - арка с колесницей - возведена в 1828 году.
Главным украшением триумфальной арки является скульптурная композиция "Колесница Славы". Запряженная шестёркой лошадей колесница изготовлена из меди и установлена на чугунном каркасе по проекту все того же К.И. Росси. Над скульптурами работали выдающиеся мастера пластического искусства: Степан Степанович Пименов и Василий Иванович Демут-Малиновский. Размеры «Колесницы Славы» на арке Главного штаба: длина колесницы со статуями лошадей - 9,59 метров, высота - 9,94 метров, ширина по фронту - 15,62 метров. Общая высота композиции и арки составляет 36 метров.
И еще несколько интересных исторических фактов, касающихся Военной галереи. Во время страшного пожара, охватившего Зимний дворец 17 декабря 1837 года, не пострадал ни один портрет. Все они до единого были спасены служивым людом. Тогда на борьбу с огнем были отправлены, помимо дворцовых пожарных, рота дворцовых гренадеров и дежурные батальоны гвардейских полков. Оказывается, в советское время галерея пополнилась четырьмя портретами дворцовых гренадеров. Эти портреты выполнил все тот же Джордж Доу.
Обратите внимание на верхний снимок. Видите часы, размещенные на арке? Это особенный хронометр! Это первые уличные электрические часы в Санкт-Петербурге. Их еще называют часами Менделеева. Появились они здесь в 1905 году. Дмитрий Иванович принимал непосредственное участие в этом процессе. Возглавляя Главную палату мер и весов, Менделеев принял решение провести электрический кабель от эталонных часов на башне Главной палаты мер и весов к часам на арке Главного штаба. В 2003 году хронометр системы Грау-Вагнера с двусторонним двухметровым циферблатом подвергся реставрации. При этом был сохранен дизайн, замене подлежал только часовой механизм. Исторические детали часов Менделеева ныне хранятся в Метрологическом музее Росстандарта при Всероссийском НИИ метрологии имени Д. И. Менделеева.
Наконец мы приступаем к знакомству еще с одним знаковым архитектурным монументом, возведенным на Дворцовой площади в честь победы России и Александра I над Наполеоном. И это Александровская колонна. Инициатором ее создания был император Николай I, объявивший открытый конкурс эскизов будущего памятника.
Сразу скажу: автор грандиозного сооружения - Огюст Монферран. Архитектор предлагал несколько вариантов оформления монумента. В итоге лично императором Николаем I был выбран вариант, воплощенный жизнь 30 августа (по старому стилю) 1836 года. В тот исторический день состоялось торжественное открытие памятника, посвящённого победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Строительство его велось с 1829 по 1834 год.
Высота Александровской колонны вместе с пьедесталом и ангелом на вершине составляет 47,5 метров. Это третья по высоте из всех монументальных колонн и самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Гранитный ствол колонны весит 612 тонн! Чтобы перевезти ее от каменоломни до пристани у Зимнего дворца, была построено специальное плоскодонное судно - бот "Святой Николай". Фигура ангела, венчающая колонну, изготовлена русским скульптором-монументалистом Борисом Ивановичем Орловским (1791-1837). Все мы знаем памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора. Они тоже выполнены Орловским. Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.
Родившись в крепостной семье Орловский с ранних лет проявил себя как способный к творчеству человек. Благодаря природному таланту и упорному труду Борис Иванович получил признание и уважение. Пушкин, еще при жизни Орловского, посвятил ему стихи:
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль…
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров -
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет:
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!
В конце публикации стоит немного сказать о фонарях у Александровской колонны. Да, фонари в исторической части Петербурга особенные. По мне, так они в большей степени выполняют функцию декора, нежели осветительную функцию. Настолько они впечатляют своей красотой и исполнением. При этом любой фонарь, где бы он не был установлен, будь это улица, площадь или мост, гармонично вписан в окружающую обстановку. Так вот, автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау. К моменту их появления у колонны, а это 1876 год, архитектор имел звание профессора архитектуры и член Совета Академии художеств и служил в Городской управе.
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!