Найти в Дзене
Техносфера ВПК

Бельгия присоединится к созданию клона российского истребителя Су-57

Программа европейского истребителя Future Combat Air System (FCAS) весьма интересна, особенно тем, что европейский самолёт будущего очень похож на российский истребитель Су-57, правда с некоторыми отличиями, например он выполнен по схеме бесхвостка, как Еврофайтер 2000 Тайфун. Достаточно взглянуть на рекламный баннер проекта, чтобы заметить необычное сходство с российским самолётом. Тут правда некоторые эксперты скажут, что законы аэродинамики едины для всех, поэтому европейский FCAS так сильно похож на русский истребитель.

Высокопоставленный бельгийский чиновник сообщил, что ее страна стала четвертой страной-партнером после Германии, Франции и Испании, которая примет участие в программе истребителей шестого поколения Future Combat Air System (FCAS)/SCAF к июню 2025 года.

Программа FCAS, «система систем», базирующаяся на истребителе шестого поколения, предполагает сотрудничество компаний из Франции, Германии и Испании. Теперь вот и бельгийцы подцепили свой вагон к этому паравозу.

Министр обороны Бельгии Людивин Дедондер обрисовала предполагаемые сроки в недавнем посте в запрещённой в России социальной сети после того, как страна заявила о своей первоначальной приверженности проекту на последнем Парижском авиасалоне.

Дедондер также сообщила, что Брюссель готов завершить подписание соглашения о членстве в FCAS в статусе наблюдателя. Она подчеркнула значимость этого шага, назвав его важнейшим шагом на пути к укреплению глобальной безопасности и стимулированию инноваций в оборонном секторе. В своем заявлении Дедондер подчеркнула, что разработка средств воздушного боя следующего поколения представляет собой уникальную возможность для Европы. 

Она подчеркнула приверженность Бельгии укреплению мира, стабильности и инноваций в сфере обороны для совместного построения безопасного и процветающего будущего для страны и ее партнеров. 

Однако как только Бельгия получит статус полноправного партнера в рамках программы, ее точная роль в финансировании и промышленном вкладе будет обнародована.

Нынешние лидеры отрасли FCAS, включая французскую Dassault, немецкую Airbus и испанскую Indra, стремятся разработать истребитель следующего поколения (NGF), дистанционно управляемые носители или вспомогательные самолеты, а также боевое облако — многодоменную сеть с богатым объемом данных, обеспечивающую кроссплатформенный обмен информацией. 

Отчеты предполагают, что Бельгия собирается присоединиться к программе до начала Фазы 2 инициативы FCAS. В настоящее время программа находится в Фазе 1B, в которой производителям поручено разработать демонстратор технологий для «системы систем», сосредоточенной вокруг истребителя шестого поколения, известного как истребитель следующего поколения (NGF).

Возможная эскалация промышленных трений?

С момента своего создания программа FCAS столкнулась с многочисленными проблемами, среди которых были разногласия по вопросам проектирования и финансирования.

Серьезная тупиковая ситуация возникла, когда конфликт между производителями самолетов Airbus и Dassault остановил программу из-за разногласий, возникших по поводу обмена технологиями и ответственности руководства.

Более того, недавно приверженность Германии проекту была поставлена под сомнение , когда появились сообщения о том, что страна рассматривает возможность отказа от совместного с Францией проекта по созданию истребителя следующего поколения в пользу участия в конкурирующей программе вместе с Великобританией.

Однако Германия позже опровергла эти сообщения, подчеркнув важность своего сотрудничества с Францией. Сообщается, что эти проблемы привели к задержкам в общих сроках разработки.

Генеральный директорат вооружений Франции (DGA) в кратком изложении FCAS указал, что оперативные системы будут введены в эксплуатацию «к 2040 году», однако генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье отверг этот график как «исключенный» из-за сложности проекта. Траппье предположил более вероятные временные рамки между 2042 и 2044 годами.

-2

В связи с этим существует мнение, что участие Бельгии в проекте может обострить напряженность между промышленными партнерами.

Если Бельгия полностью присоединится к программе, ожидаются обсуждения между странами-участницами и производителями, прежде чем начнется реальное производство демонстрационного летного образца на втором этапе.

Таким образом, полное вовлечение Бельгии может вновь разжечь напряженность, которая ранее привела к годичному тупику, прежде чем заинтересованные стороны в промышленности достигли консенсуса по Фазе 1B.

Всего за несколько дней до Парижского авиасалона 2023 года Эрик Траппье, председатель и главный исполнительный директор Dassault Aviation, выразил сомнения относительно участия Бельгии в программе FCAS.

Генеральный директор Dassault Эрик Траппье решительно возражал против обсуждения участия Бельгии в программе FCAS из-за приобретения Брюсселем самолетов F-35. Это противоречило конкурирующему предложению Dassault заменить самолеты F-16 самолетами Rafale.

Траппье даже заявил, что будет «бороться» против любого потенциального решения, которое подразумевает распределение ролей бельгийских компаний в программе FCAS, как сообщает сайт Brussels Times.

Эту инициативу FCAS не следует путать с другой программой FCAS, возглавляемой Великобританией и поддерживаемой Италией и Японией, где Tempest является элементом боевого самолета.

В общем эти европейцы быстрее между собой перегрызуться чем доведут проект до серийного производства, дпэа и Белому дому невыгоден конкурент F-35 му. Так что стоит полагать, что США приложат все усилия, чтобы клон Cy-57 в Евросоюзе не был создан.