Выплаты семьям военнослужащих и участников добровольческих формирований, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также выплаты в случае награждения наградами.
Многие семьи сталкиваются с тем, что не могут получить какие-либо выплаты в связи со гибелью (смертью) военнослужащего или участника добровольческих формирований при исполнении воинского долга.
Следует ограничить круг лиц, могущих претендовать на выплаты в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим военнослужащего или участника добровольческих формирований при исполнении воинского долга.
К кругу таких лиц в силу статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" относятся: супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с указанным военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного военнослужащего и лица, находившиеся на иждивении указанного военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении – не находившиеся на его иждивении родители в равных долях. Аналогичный круг лиц установлен и региональными нормативными актами, изданными в связи с началом СВО. Например Указ Мэра Москвы от 22.09.2022 № 52-УМ содержит отсылку к кругу лиц, который определен указанным выше Федеральным законом.
Круг лиц, имеющих право на выплаты как для военнослужащих, так и для участников добровольческих формирований, является одинаковым.
Отдельно следует отметить, что военнослужащие или лица, награжденные Государственными наградами или поощренные Президентом Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы и представленным к награждению или поощрению в период ее прохождения, выплачивается единовременное поощрение за счет средств фонда денежного довольствия военнослужащих. Данная выплата в сегодняшних условиях является весьма значительной.
Вместе с тем, существует ограниченный законом срок, в который за такой выплатой человек или его родственник может обратиться в тот орган власти, в котором человек проходил службу.
Такой срок установлен в не более чем 6 месяцев со дня издания Акта о награждении!
Описано это в пункте 2.4 указанного выше Федерального закона.
Данный пункт выглядит следующим образом:
Выплата единовременного поощрения в таких случаях производится не позднее чем через один месяц со дня истечения шестимесячного срока, в течение которого члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего или умершего гражданина могут обратиться в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, где указанное лицо замещало должность, за выплатой единовременного поощрения. При этом указанный срок исчисляется со дня издания правового акта Российской Федерации о награждении или поощрении таких военнослужащего или гражданина. При обращении нескольких членов семьи за единовременным поощрением, не полученным указанными военнослужащим или гражданином в связи с гибелью (смертью), сумма поощрения делится между членами семьи поровну.
Очень важным представляется не пропустить этот срок, поскольку он установлен законом и органы власти зачастую понимают его как пресекательный.
В случае пропуска такого срока ходатайствовать о его восстановлении возможно только в судебном порядке и то, если имеются уважительные причины, такие например, как рассмотрение судом общей юрисдикции гражданского дела об установлении факта иждивения.
Важным моментом установления факта иждивения является то обстоятельство, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти – вне зависимости от родственных отношений – полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
Данная правовая позиция закреплена в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании».
Отдельно следует остановиться на выплатах в случае награждения.
Так, военнослужащему, награжденному в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания Российской Федерации, размер единовременных пособий при увольнении с военной службы (2 оклада при увольнении с выслугой менее 20 лет и 7 – с выслугой более 20 лет) увеличивается на один оклад денежного содержания (что составляет 3 и 8 окладов при награждении).
Существуют также выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе при награждении ведомственными медалями (в процентах от оклада денежного содержания). Например, в Министерстве обороны Российской Федерации при награждении медалями Минобороны России (в течение одного года со дня издания приказа о награждении): медалью «За боевые отличия» – 30 %, медалью «За разминирование», «За воинскую доблесть» I степени – 20 %, медалью «За воинскую доблесть» II степени – 10 %.
Примерно аналогичный порядок (от оклада денежного содержания) установлен и в ФС ВНГ. Военнослужащим (сотрудникам) награжденным медалью МВД России «За заслуги в управленческой деятельности»: I степени, - 30%, II степени, - 20 %, III степени, - 10 %, награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник Росгвардии», «Почетный сотрудник МВД» - 5 %.
Кроме изложенного, в случае гибели или смерти военнослужащего также выплате подлежат и страховые суммы от государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Данные выплату приведены в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
Круг лиц, имеющий право на их получение является практически таким же, но с нюансами.
Так, в кругу лиц данным законом добавлен дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей, отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет, помимо несовершеннолетних детей застрахованного лица – добавлены дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях, на день гибели (смерти) застрахованного лица, его дети в возрасте до 23 лет, прекратившие образовательные отношения с образовательной организацией и поступившие в год прекращения таких отношений в другую образовательную организацию, если гибель (смерть) застрахованного лица наступила в период между прекращением образовательных отношений с одной образовательной организацией и поступлением в другую образовательную организацию, подопечные застрахованного лица, лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель).
Следует отметить, что признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 2 статьи 5 указанного Закона).
Выплаты, предусмотренные двумя данными Федеральными законами ежегодно индексируются, их сумма не является постоянной (каждый год она меняется в сторону увеличения).
Иная картина представляется из Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
Согласно подпункта «а» пункта 1 данного Указа установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях ДНР,ЛНР и страны У, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории САР, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1 2 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011№ 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Новшеством в части круга лиц, которым может быть предоставлены данные выплаты является включение в круг лиц полнородных и неполнородных братьев и сестер указанных военнослужащих и лиц. Выплата осуществляется при отсутствии других членов семей и производится в равных долях.
Суммы выплат, указанных в данном Указе Президента не индексируются, в отличие от выплат, указанных в вышеназванных Федеральных законах.
Отдельно следует остановиться на понятии увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы). Из этих понятий и строится вся судебная практика.
Зачастую размытость этих понятий не позволяет дать однозначного ответа на вопрос о том, положена выплата, установленная Указом Президента № 98 или не положена. Приходится обращаться в суды вышестоящих инстанций.
Например разберем ситуацию, где человеку ВВК ставит диагноз инфаркт головного мозга в формулировке «военная травма».
Соль ситуации лишь в том, что человек первоначально доставлялся не военно-медицинской бригадой а гражданской.
Вот так выглядят документы о первичном оказании медицинской помощи в гражданском лечебном учреждении военнослужащему.
В общем, из первичных медицинских (гражданских) документов следовало, что ему поставлен общегражданский диагноз, при котором человек был вовсе без сознания. Позже ВВК определила название болезней и поставила причинную связь – военная травма, но, ранением травмой или увечьем суды это не посчитали несмотря на название «ВОЕННАЯ ТРАВМА».
Вот справка.
Суды обеих инстанций пришли к выводу, что данное увечье хоть и носит формулировку «военная травма», но из исследованных в судебном заседании гарнизонного военного суда письменных возражений представителя начальника ХХХ военного клинического госпиталя - следует, что справка о ранении Г.Н.Н. не оформлялась, так как установленный ему диагноз: «ОНМК, ишемический инсульт от 20.10.2022 г. в бассейне правой средне-мозговой артерии с левосторонним гемипарезом. Гипертоническая болезнь третьей стадии», не является ранением (увечьем, травмой, контузией), а является заболеванием и не имеет факта травматического, внешнего или механического воздействия. Апелляция заключает, что при таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного иска в этой части требований, касающихся оспоренного бездействия начальника ХХХ военного клинического госпиталя, правильно сославшись на то, что имеющееся у Г.Н.Н. заболевание не является ранением (контузией, травмой, увечьем), а поэтому оснований для выдачи названной справки о ранении в целях реализации Указа № 98 у названного должностного лица не имелось. С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, верным является и указание суда на то, что само по себе определение причинной связи имеющегося у Г.Н.Н. заболевания и установления ему в последующем инвалидности в формулировке «военная травма» основанием для оформления такой справки и для производства ему данной выплаты не является.
Следует полностью привести апелляционное определение с изъятиями персональных данных.