Сейчас возраст самой известной славянской куклы оценивают кто во что горазд:
кто-то рассыпается в комплиментах «Больше двухсот ни за что не дам!»
а кто-то почтенно отбивает поклоны «Этой старушке все 6 тысяч!»
Откуда такой разброс? Давайте разберемся)
Что такое мотанка?
В наши дни так называют любую куклу, собранную из ткани, ниток или природных материалов, в технике мотания: без использования ножниц и иголок.
При этом ещё 30 лет назад мотанками завались лишь куклы из пряжи. Это был один из множества типов народных игрушек. Для кукол из тряпок существовали другие имена:
- из одного квадратного лоскута — узелковая или узловая кукла;
- из двух прямоугольников — кувадка;
- из мешочка — кубышка;
- из тугого рулончика — столбушка.
Однако эту классификацию придумал не столько народ, сколько советские ученые-этнографы, исследовавшие народную культуру в середине 20 века. Слова «мотанка» и «узловая кукла» первым употребил в литературе культуролог Александр Семенович Найдён в 60 годах.
А вот сама славянская народная кукла впервые стала объектом научных исследований в середине 19 века. Тогда ей заинтересовался российский педиатр и детский психолог Егор Арсеньевич Покровский. Он изучал детский русский фольклор, народные игры и заодно игрушки. Учёного, выходца из бедной крестьянской семьи, в первую очередь интересовали не дорогие безделушки, которыми радовала детей знать, а самоделки из народа: простецкие деревянные болванчики, волчки, берестяные погремушки и, конечно, тряпичные куклы, которые в те времена было принято называть «ляльками».
Так что да, в официальную науку игрушка вошла всего 200 лет назад, что по историческим меркам считай вчера. А вот когда зародилась традиция?
Искусство создания народной куклы сложное и многогранное. Сам процесс изготовления глубоко ритуализирован: в тех же этнографических источниках описаны многочисленные обряды, когда женщины мастерили кукол «по поводу»:
- Кувадку — во время родов;
- Подорожницу — провожая мужа в путешествие;
- Неразлучников — накануне свадьбы.
Фигурки из природных материалов мастерили на праздники, причём не церковные, а народные, дошедшие до нас из тысячелетней языческой древности. И самый яркий пример здесь — чучело Зимы, сожжение которого по сей день остаётся символом праздника Масленицы.
Другие традиции создают атмосферу таинства, сакрального действа. Чего стоит кукла зольница — фигурка, которую лепила женщина из золы, собранной в очаге, обматывала тряпками и старательно прятала от чужих глаз. Зольница живёт в глухих деревнях по сей день и почитается как хранительница и защитница дома.
Вдобавок традиция лялькарства во все времена была глубоко табуирована: на процесс создания куклы накладывались правила и запреты, часто не имеющие логического обоснования:
- не резать ткань и нитки, а рвать руками;
- прятать куклу от чужих глаз;
- не браться за работу в плохом настроении или в разгар женских дней.
Какие-то табу сегодня берутся объяснять психологи. Но во времена наших бабушек и прабабушек психологов ещё не водилось, и почему в народе поступали именно так — мы не знаем.
Финальным аргументом в подтверждении древности кукольных традиций оказывается народный фольклор: сказки о куколке Василисы Прекрасной, кувадке из “Матушкиной куколки”, красавице Крупеничке, деревянном человечке Терёшечке. Истоки некоторых из этих сказок восходят к бронзовому веку, а значит древности более 5 000 лет.
Но фольклор — это такой же красивый, сколь и ненадежный источник.
Ни документальными, ни археологическими подтверждениями древности тряпичной куклы мы, увы, не располагаем.
Что не удивительно. «Мотанка» во все времена мастерилась из природных материалов: волокон льна и крапивы, соломы, древесины, коры, дуба. Такая органика физически не «проживёт» дольше пары столетий.
Зато в археологических памятниках прекрасно сохраняются изделия из других материалов: кости, глины, камня. И здесь оказывается, что культуры того же бронзового века необычайно богаты керамическими «куклами». В основном это женские статуэтки, хотя встречаются фигурки мужчин, животных и даже загадочных химер. Таким глиняным «лялькам» из разных частей света от 4 до 6 тысяч лет.
Ещё старше общеизвестные «палеолитические венеры» — каменные статуэтки, которые обнаруживают по всей Евразии на стоянках древностью 10-40 тысяч лет. Долгое время учёные относили такие находки к культовым предметам — связанным с религиозными верованиями и обрядами древних людей. В прошлом столетии даже была популярна теория первобытного матриархата. Её сторонники обращали внимание общества на подавляющее преобладание женских статуэток над всеми прочими. А ещё на пышность их форм, что формировало образ женщины-матери и женщины-кормилицы.
Однако в последнее десятилетие с развитием археологического метода исследователи стали обращать внимание не только на саму находку, но и на контекст — место обнаружения и окружающие предметы. Именно тогда было отмечено, что находки «венер» в захоронениях или условных местах совершения обрядов крайне редко. В то время, как большинство статуэток располагались в, так называемой, «женской зоне» — на участках стоянок, где женщины, выделывали шкуры, создавали одежду, украшения и, вероятно, проводили досуг. Так и появилось предположение, что фигурок мастерили сами же женщины в свободные от работы минутки в качестве безделушек или игрушек для детей. Хотя теорию символического — «обережного» — происхождения «венер» учёные по сей день не отвергли.
В обществе, где женщинам было не лень вытачивать кукол из камня, — могли ли существовать аналогичные фигурки из дерева или соломы?
И, раз уж я начала выдвигать красивые предположения о зарождении кукольного творчества 30 тысяч лет назад, то закончить надо совсем красиво! Что думаете насчёт древности в 20-10 миллионов лет?
Цифра кажется излишне смелой. В те времена не существовало ещё даже биологического вида человека разумного. В уютных тропиках Африки тогда водились, постепенно сменяя друг друга, проконсулы, моропитеки и дриопитеки — последние общие предки человека и человекообразных обезьян. И именно у них могли появиться первые в мире игрушки. Впрочем, археологические данные на обитателей такой дремучей древности крайне скудный. И никаких игрушек, естественно, история не сохранила.
Предположение высказали антропологи в 2010 году, когда проводили масштабное наблюдение за поведением диких африканских шимпанзе.
Оказалось, что девочки-шимпанзе… играют в куклы. Обезьянки находили палки определённого размера и формы, и всюду носили их с собой, обращаясь как с ребенком: играли, обнимали, кормили и даже укладывали спать, сооружая для «куклы» маленькую лежанку из ветвей и листьев. Эти палки тщательно охранялись от посторонних, и маленькие шимпанзе никогда не использовали их в других целях вроде ковыряния в зубах или в земле. Подобные игры, как правило, начинались у девочек, когда их матери рожали младших детей. А вот мальчики из тех же семей ни разу не были замечены с «куклами».
Играли ли в «дочки-матери» наши предки 20 миллионов назад, доподлинно неизвестно.
Зато в этнографических сборниках 19-20 века полно описаний куклы-пеленашки — деревянного бревнышка, спеленутого, как младенец. Пеленашек мастерили матери для дочерей, когда в семье рождались младшие дети. Чтобы девочка, наблюдая за мамой, могла отыгрывать ее поведение с младенцем.
Ничего не напоминает?
Понравилась статья — поддержите канал 👍 и подписывайтесь на телеграм «Ясен Яр», здесь много интересного о народном рукоделии ☀️