Найти тему

Когда появилась мотанка?

Сейчас возраст самой известной славянской куклы оценивают кто во что горазд:

кто-то рассыпается в комплиментах «Больше двухсот ни за что не дам!»

а кто-то почтенно отбивает поклоны «Этой старушке все 6 тысяч!»

Откуда такой разброс? Давайте разберемся)

Что такое мотанка?

В наши дни так называют любую куклу, собранную из ткани, ниток или природных материалов, в технике мотания: без использования ножниц и иголок.

Кукла мотанка из пряжи. Фото автора.
Кукла мотанка из пряжи. Фото автора.

При этом ещё 30 лет назад мотанками завались лишь куклы из пряжи. Это был один из множества типов народных игрушек. Для кукол из тряпок существовали другие имена:

  • из одного квадратного лоскута — узелковая или узловая кукла;
  • из двух прямоугольников — кувадка;
  • из мешочка — кубышка;
  • из тугого рулончика — столбушка.
Кукла кубышка-травница. Фото автора.
Кукла кубышка-травница. Фото автора.

Однако эту классификацию придумал не столько народ, сколько советские ученые-этнографы, исследовавшие народную культуру в середине 20 века. Слова «мотанка» и «узловая кукла» первым употребил в литературе культуролог Александр Семенович Найдён в 60 годах.

А вот сама славянская народная кукла впервые стала объектом научных исследований в середине 19 века. Тогда ей заинтересовался российский педиатр и детский психолог Егор Арсеньевич Покровский. Он изучал детский русский фольклор, народные игры и заодно игрушки. Учёного, выходца из бедной крестьянской семьи, в первую очередь интересовали не дорогие безделушки, которыми радовала детей знать, а самоделки из народа: простецкие деревянные болванчики, волчки, берестяные погремушки и, конечно, тряпичные куклы, которые в те времена было принято называть «ляльками».

Так что да, в официальную науку игрушка вошла всего 200 лет назад, что по историческим меркам считай вчера. А вот когда зародилась традиция?

Искусство создания народной куклы сложное и многогранное. Сам процесс изготовления глубоко ритуализирован: в тех же этнографических источниках описаны многочисленные обряды, когда женщины мастерили кукол «по поводу»:

  • Кувадку — во время родов;
  • Подорожницу — провожая мужа в путешествие;
  • Неразлучников — накануне свадьбы.

Фигурки из природных материалов мастерили на праздники, причём не церковные, а народные, дошедшие до нас из тысячелетней языческой древности. И самый яркий пример здесь — чучело Зимы, сожжение которого по сей день остаётся символом праздника Масленицы.

Чучело Зимы на праздник Масленицы. Источник: https://kuda-kazan.ru/event/prazdnik-shirokaja-maslenitsa-2018/
Чучело Зимы на праздник Масленицы. Источник: https://kuda-kazan.ru/event/prazdnik-shirokaja-maslenitsa-2018/

Другие традиции создают атмосферу таинства, сакрального действа. Чего стоит кукла зольница — фигурка, которую лепила женщина из золы, собранной в очаге, обматывала тряпками и старательно прятала от чужих глаз. Зольница живёт в глухих деревнях по сей день и почитается как хранительница и защитница дома.

Вдобавок традиция лялькарства во все времена была глубоко табуирована: на процесс создания куклы накладывались правила и запреты, часто не имеющие логического обоснования:

  • не резать ткань и нитки, а рвать руками;
  • прятать куклу от чужих глаз;
  • не браться за работу в плохом настроении или в разгар женских дней.

Какие-то табу сегодня берутся объяснять психологи. Но во времена наших бабушек и прабабушек психологов ещё не водилось, и почему в народе поступали именно так — мы не знаем.

Финальным аргументом в подтверждении древности кукольных традиций оказывается народный фольклор: сказки о куколке Василисы Прекрасной, кувадке из “Матушкиной куколки”, красавице Крупеничке, деревянном человечке Терёшечке. Истоки некоторых из этих сказок восходят к бронзовому веку, а значит древности более 5 000 лет.

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Источник:https://tr.pinterest.com/pin/796926096540449932/
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Источник:https://tr.pinterest.com/pin/796926096540449932/

Но фольклор — это такой же красивый, сколь и ненадежный источник.

Ни документальными, ни археологическими подтверждениями древности тряпичной куклы мы, увы, не располагаем.

Что не удивительно. «Мотанка» во все времена мастерилась из природных материалов: волокон льна и крапивы, соломы, древесины, коры, дуба. Такая органика физически не «проживёт» дольше пары столетий.

Мотанка из кукурузной ботвы. Фото автора.
Мотанка из кукурузной ботвы. Фото автора.

Зато в археологических памятниках прекрасно сохраняются изделия из других материалов: кости, глины, камня. И здесь оказывается, что культуры того же бронзового века необычайно богаты керамическими «куклами». В основном это женские статуэтки, хотя встречаются фигурки мужчин, животных и даже загадочных химер. Таким глиняным «лялькам» из разных частей света от 4 до 6 тысяч лет.

Женская статуэтка из Триполья. Источник: https://dzen.ru/a/Yr1OJfIkqx__MYOk
Женская статуэтка из Триполья. Источник: https://dzen.ru/a/Yr1OJfIkqx__MYOk

Ещё старше общеизвестные «палеолитические венеры» — каменные статуэтки, которые обнаруживают по всей Евразии на стоянках древностью 10-40 тысяч лет. Долгое время учёные относили такие находки к культовым предметам — связанным с религиозными верованиями и обрядами древних людей. В прошлом столетии даже была популярна теория первобытного матриархата. Её сторонники обращали внимание общества на подавляющее преобладание женских статуэток над всеми прочими. А ещё на пышность их форм, что формировало образ женщины-матери и женщины-кормилицы.

Виллендорфская "Венера". Источник: https://dzen.ru/a/Yr1OJfIkqx__MYOk
Виллендорфская "Венера". Источник: https://dzen.ru/a/Yr1OJfIkqx__MYOk

Однако в последнее десятилетие с развитием археологического метода исследователи стали обращать внимание не только на саму находку, но и на контекст — место обнаружения и окружающие предметы. Именно тогда было отмечено, что находки «венер» в захоронениях или условных местах совершения обрядов крайне редко. В то время, как большинство статуэток располагались в, так называемой, «женской зоне» — на участках стоянок, где женщины, выделывали шкуры, создавали одежду, украшения и, вероятно, проводили досуг. Так и появилось предположение, что фигурок мастерили сами же женщины в свободные от работы минутки в качестве безделушек или игрушек для детей. Хотя теорию символического — «обережного» — происхождения «венер» учёные по сей день не отвергли.

В обществе, где женщинам было не лень вытачивать кукол из камня, — могли ли существовать аналогичные фигурки из дерева или соломы?

И, раз уж я начала выдвигать красивые предположения о зарождении кукольного творчества 30 тысяч лет назад, то закончить надо совсем красиво! Что думаете насчёт древности в 20-10 миллионов лет?

Цифра кажется излишне смелой. В те времена не существовало ещё даже биологического вида человека разумного. В уютных тропиках Африки тогда водились, постепенно сменяя друг друга, проконсулы, моропитеки и дриопитеки — последние общие предки человека и человекообразных обезьян. И именно у них могли появиться первые в мире игрушки. Впрочем, археологические данные на обитателей такой дремучей древности крайне скудный. И никаких игрушек, естественно, история не сохранила.

Предположение высказали антропологи в 2010 году, когда проводили масштабное наблюдение за поведением диких африканских шимпанзе.

Оказалось, что девочки-шимпанзе… играют в куклы. Обезьянки находили палки определённого размера и формы, и всюду носили их с собой, обращаясь как с ребенком: играли, обнимали, кормили и даже укладывали спать, сооружая для «куклы» маленькую лежанку из ветвей и листьев. Эти палки тщательно охранялись от посторонних, и маленькие шимпанзе никогда не использовали их в других целях вроде ковыряния в зубах или в земле. Подобные игры, как правило, начинались у девочек, когда их матери рожали младших детей. А вот мальчики из тех же семей ни разу не были замечены с «куклами».

Играли ли в «дочки-матери» наши предки 20 миллионов назад, доподлинно неизвестно.

Кукла "Матушка" с пеленашками. Фото автора.
Кукла "Матушка" с пеленашками. Фото автора.

Зато в этнографических сборниках 19-20 века полно описаний куклы-пеленашки — деревянного бревнышка, спеленутого, как младенец. Пеленашек мастерили матери для дочерей, когда в семье рождались младшие дети. Чтобы девочка, наблюдая за мамой, могла отыгрывать ее поведение с младенцем.

Ничего не напоминает?

Понравилась статья — поддержите канал 👍 и подписывайтесь на телеграм «Ясен Яр», здесь много интересного о народном рукоделии ☀️