Октябрь удивительного 1972 года. Почему удивительного? Скажу чуть позже. День, конечно же, не помню. Вечером мама привезла с работы магнитофонную катушку, на коробке, в которой она лежала, было написано «Иисус Христос – суперзвезда». Специально для меня ее принесла мамина подруга и коллега по комнате (слово офис тогда еще было далеко от того, чтобы войти в обиход) в одном лице, сопроводив словами своего мужа: «Дай послушать Володьке. Ему понравится». В период информационного голода, одной из основных жертв которого стал и британский рок, об этой рок-опере до того вечера я ничего не знал.
В сентябре того же года, на мой четырнадцатый день рождения, мне подарили катушечный магнитофон «Комета-209». Первой записью, которую я прослушал на нем, был LED ZEPPELIN III – альбом, до сих пор являющийся для меня тем самым окном в рок-музыку, выглянув из которого я увидел настоящую Вселенную. До сих пор я сохранил к LED ZEPPELIN III трепетное отношение, и все эти годы считал его лучшей студийной работой группы, хотя это, естественно, спорно.
Помню, я очень удивился тому, что запись была на 4-й скорости. Все мои приятели записывали на своих «Маяках» и «Кометах» на 9-й, отрекомендовав 19-ю как пижонскую и непрактичную.
Слушал я рок-оперу в одиночестве. Катушки непривычно медленно крутились перед моими глазами, а я пытался хоть что-то понять из текста, и в этом, конечно, не преуспел. Но меня поразила музыка (кстати, качество записи, насколько я помню, оказалось весьма приличным), хоровое пение и два голоса, один из которых, как я правильно предположил, принадлежал Иисусу, а второй, как я узнал спустя какое-то время, – Иуде Искариоту в исполнении Мюррэя Хэда.
В том далеком уже году я не знал, что партию Христа пел харизматичный Йен Гиллан.
Очаровавший меня и музыкой, и вокалом альбом Deep Purple in Rock я услышал в 1973-м, как и шедевральный Machine Head, но так получилось, что тем самым мостиком, соединившим меня на десятилетия с легендой британского и мирового рока, стал именно Гиллан.
Признаюсь, что и сейчас я практически не знаком с EPISODE 6 – коллективом, в котором пел Йен до своего прихода в DEEP PURPLE вместе с бас-гитаристом Роджером Гловером в один день, 16 июня 1969 года, как записано в летописи группы, оформив тот самый состав, который принято считать классическим. (О еще одной группе, THE JAVELINS, говорить все-таки несерьезно).
С Гилланом DEEP PURPLE записали хорошо известные всем любителям рока четыре студийных альбома и два концертных, а 30 июня 1973 года тот же самый дуэт покинул группу. В отличие от Гиллана, который заявил о своем намерении уйти из коллектива заранее, 8 декабря 1972 года, для Гловера такое решение, за принятием которого, как считает сам Роджер, стоял не столько строптивый Ричи Блэкмор, сколько Джон Лорд и Йен Пэйс, оказалось неожиданным, так как его оповестили об этом только в конце мая.
На какое-то время имя Йена Гиллана исчезло с музыкального горизонта, а заменивший его в группе Дэвид Ковердэйл не дал особого повода для грусти, так как для меня лично альбом Burn входит в первую тройку лучших альбомов DEEP PURPLE, Stormbringer явился продолжением выбранного курса, ну а Come Taste the Band все же стоит особняком по той простой причине, что оказался первым альбомом группы, записанным без Ричи Блэкмора, гитариста с волшебными пальцами.
Свой дебютный альбом группа, получившая название THE IAN GILLAN BAND, выпустила в июле 1976 года, но в том году я его не услышал: в первый день ноября я ушел в армию, которая погрузила меня в музыкальный вакуум на два года.
После армии колесо жизни закрутилось по новой. Много времени занимали институт и футбол, хотя я не упускал возможности восполнить тот пробел, который образовался за это время, ибо выбор все еще оставался широким, но в первых рядах шли RAINBOW, URIAH HEEP, BLACK SABBATH, NAZARETH, UFO, PINK FLOYD, YES, GENESIS, MANFRED MANN’S EARH BAND. Прекрасно помню разочарование от альбома Innocent Victim с ярко выраженным коммерческим отливом моих кумиров URIAH HEEP и удивительное открытие до тех пор незнакомых мне KANSAS с их альбомом Leftoverture.
Мне все же очень повезло со временем, если говорить о высокой музыке. А 1972 год для меня лично стал апогеем в истории рока, о чем, впрочем, я писал не один раз с обоснованием своего выбора.
Если же говорить о Гиллане, то он и два его проекта (THE IAN GILLAN BAND и GILLAN) исчезли в то время с моих радаров, и, признаюсь, я их уже «догонял» с заметным опозданием. Речь идет обо всех восьми студийных альбомах (Child in Time, Clear Air Turbulence, Scarabus, Gillan, Mr. Universe, Glory Road, Future Shock, Magic) и двух концертных (Live at the Budokan и Double Trouble), хотя, признаюсь, концертные альбомы, за редким исключением, исторически были для меня менее интересны.
Его первые три альбома, в которых отчетливо прослеживается уклон в сторону джаз-фьюжн, я, похоже, так до конца и не прочувствовал. Не берусь давать им оценку. Просто, как говорится, не мое.
В 1982 году Гиллан приостановил деятельность своей группы, так как ему нужно было привести в порядок голосовые связки. К сожалению, не удалось избежать операции.
1983 год отметился для меня выходом удивительного по всем параметрам дебютного альбома DIO / Holy Diver (25 мая), а вскоре (9 сентября) подошла очередь альбома-сюрприза BLACK SABBATH / Born Again c Йеном Гилланом в качестве фронтмена. Мне такое трудно было представить. Впрочем, двойственные чувства по отношению к этому альбому, полагаю, мало изменились за столь долгое время не только у меня. Многие любители рок-музыки и тогда, и сейчас относятся к нему диаметрально противоположно, от открытого неприятия до эпической похвалы.
В 1984 году произошло то, что, на мой взгляд, не могло не произойти: DEEP PURPLE объявили о своем воссоединении в классическом составе. Ричи Блэкмор, Йен Гиллан, Роджер Гловер, Джон Лорд, Йен Пэйс снова стали одной командой, а 29 октября 1984 года вышел их первый за девять лет альбом под интригующим названием Perfect Strangers.
Кто бы что ни говорил, но меня этот альбом обрадовал. Мне был приятен сам факт воссоединения группы именно в таком составе, меня устроило и качество материала, и то, как он сыгран, и то, как звучит немного изменившийся голос Гиллана. Группа для меня была совсем не чужая, а более чем родная и узнаваемая даже по прошествии почти десятилетия.
Второй после воссоединения DEEP PURPLE альбом под названием The House of Blue Light вышел через два с лишним года (12 января 1987 года). По мнению самого Гиллана, с этим альбомом «было что-то не так». Определенно что-то не так было и в отношениях среди самих музыкантов. Наиболее разогретыми они (не впервые) оказались между Гилланом и Блэкмором. Все завершилось тем, что в конце декабря 1988 года Йен Гиллан второй раз распрощался с группой, записав, правда, альбом GILLAN & GLOVER / Accidentally on Purpose, который увидел свет 15 февраля того же года.
За время своего отсутствия в DEEP PURPLE он выпустил два соло-альбома, Naked Thunder и Toolbox, не очень удачных, на его собственный взгляд.
В 1992 году трио в составе Джона Лорда, Роджера Гловера и Йена Пэйса, окончательно разуверившись в протеже Ричи Блэкмора, Джо Линн Тернере, с которым DEEP PURPLE записали альбом Slaves and Masters (удивительно, но сам Блэкмор считает его одним из трех лучших альбомов группы, что лишний раз показывает и доказывает, как можно по-разному слышать и оценивать музыку!), решило, что именно он и есть тот самый perfect stranger, и предложило Гиллану вернуться в коллектив. Предложение было принято, хотя, по словам самого вокалиста, ему неудобно было запрыгивать в поезд, который был на ходу: группа уже начала работать над очередным студийным альбомом, который после долгой и тщательной работы и выверки увидел свет 19 июля 1993 года под названием The Battle Rages On… Этот альбом оказался последним для Ричи Блэкмора в составе великой группы. Вне всякого сомнения, Ричи оставил за собой свое величие, но уже вне DEEP PURPLE.
За последние 40 лет DEEP PURPLE сохраняли единство своих рядов, внося перемены только дважды: в феврале 2002 года из группы ушел маэстро Джон Лорд, которого уже в марте заменил хорошо знакомый другим участникам группы по совместной работе Дон Эйри, и в июле 2022 года после ухода из DEEP PURPLE гитариста Стива Морса на его место 16 сентября 2022 года был рекрутирован Саймон Макбрайд. За это время были выпущены девять студийных альбомов (Purpendicular, Abandon, Bananas, Rapture of the Deep, Now What?!, Infinite, Whoosh, Turned to Crime (каверы) и «=1»).
На мой взгляд, группа открыла новую страницу в своей истории с выходом в 2003 году альбома Bananas. Выбранного курса она в большей или меньшей степени придерживается и по сей день, продолжая между тем быть узнаваемой.
Что касается Йена Гиллана, то за эти годы он выпустил три сольных студийных альбома (на мой взгляд, не совсем удачных): Dreamcatcher (1997), Gillan’s Inn (2006), One Eye to Morocco (2009) и один концертный, Live in Anaheim (2008).
Я могу представить DEEP PURPLE без Йена Гиллана, и подтверждением этого может служить Дэвид Ковердэйл. Но у меня все же не получается представить Гиллана отдельно от DEEP PURPLE, если говорить по большому счету.
О группе по-прежнему много говорят. Она на слуху в прямом и переносном смысле. Высказывают мнения и дают оценки. Самые разные. И те, и другие. Сравнивают (пытаются сравнивать?) группу в семидесятые и в наши дни, отчасти (или полностью?) забывая, что сейчас (сегодня, если говорить точнее) на календаре 20 августа 2024 года, а легендарному (и тогда, и сейчас) Йену Гиллану исполнилось 79! Только представьте!
Его день рождения был вчера. Но своей статьей я поздравляю его сегодня, сделав на целый день моложе! Он этого заслуживает, хотя, если серьезно, повторю еще раз: Йен Гиллан для меня вне времени и возраста. В равной степени это относится и к Иисусу Христу, партию которого спел Йен Гиллан в далеком уже сентябре 1970 года и которого я услышал спустя два года.
Впрочем, и группа DEEP PURPLE, выпустившая менее месяца тому назад свой 23-й студийный альбом, с которой неразрывно связано его имя, продолжает оставаться для меня вне времени при всей неоднозначности постановки такого вопроса. А вот то, что величие группы остается фактом, не вызывает никаких сомнений. Уверен, что не только у меня.
P. S. Талант рождает музыку. А музыка предназначена для того, чтобы ее слушать и только потом высказаться, хотя последнее и не является обязательным.
Вчера решил сделать подарок своему приятелю и купить альбом «=1». Он уже доступен в Москве. Речь, разумеется, не о пиратах. Как ни странно, самым экономным оказался вариант не на «Мешке», а в «Трансильвании». Менее чем через час был в магазине. Дисков не оказалось. «Смели», как сказал продавец.
О DEEP PURPLE все еще спорят, и споры эти становятся все жарче, но альбомы группы по-прежнему покупают (раскупают?) и слушают. Я думаю, что это главное.
А посему LONG LIVE ROCK’N’ROLL!
Статья и содержащийся в ней материал (текст, фотографии и клипы) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Йен Гиллан # Deep Purple # рок-музыка # музыканты # рассказы #