Найти в Дзене
Парадоксов друг

О приставке анти- применительно к Ильину

Что значит анти- в философском понимании?
М. Хайдеггер считает, что: <Понятие> анти-христианин, подобно любому слову с «анти-», должно происходить из того же сущностного основания, что и то, против чего оно является «анти-», — то есть «христианин».

Допустим, фашизм - идеология. Если исходить из сути фашизма, то антифашизм - это что? Против идеологии? Против движения? Против фашиста? Неофашист - антифашист? Коммунизм - антифашизм? Фашизм - антикоммунизм?
С какого момента человек становится фашистом? Когда человек, не понимая сути фашизма, вступает в движение? Или когда человек, понимая суть, вычленяет из этой сути положительные на его взгляд частности, исходя из политической ситуации исторического момента?
Был ли Христос христианином? Был ли Маркс марксистом? Были ли философы, прорабатывающие частности, которые затем сложились в общее, фашистами?
В какой момент философская мысль становится идеологией? Несёт ли философ ответственность за мысли, положенные в основу идеологии?
Вопросов много, все они риторические, а однозначных ответов нет.
Не думаю, что Ильин по своей сути фашист. Для него фашизм прежде всего антикоммунизм и один из возможных, как ему виделось, способов национального возрождения.
Ильин не принял Великую русскую революцию, потому как он не понял смысл и значение этой революции.
Тем не менее, оставаясь русским патриотом, он, конечно же, осмысливал Русский путь исходя из собственных убеждений и принципов. И вполне вероятно, многие его мысли могут быть положены в общий фундамент Русской цивилизации.