Недавно в газете “Нью-Йорк Таймс” был опубликован список "100 лучших книг XXI века". Авторами идеи выступили работники редакции, отвечающей за обзоры и рецензии на книги. По их словам, с помощью такого амбициозного проекта они решили отметить первую четверть нового века (то есть 25 лет). Это заявление тут же вызвало волну споров и критики. Кто-то посчитал, что в таком случае громкий заголовок надо поменять и не вводить людей в заблуждение, а кто-то, что это вообще фальстарт, ибо четверть века ещё не пройдена. Оставим спор о временных отрезках историкам, физикам и другим более сведущим в этом вопросе людям. Нас в первую очередь интересуют дела книжные. К ним и вернёмся.
Первый закономерный вопрос, который возникает у каждого, кто прочитал заголовок: “А судьи кто?”. И вот здесь начинается самое интересное. В статье говорится, что авторы идеи решили замахнуться, нет, не на Вильяма нашего Шекспира, а всего лишь на самые важные, оказавшие наибольшее влияние книги эпохи. Вот так скромно. Для достижения поставленной цели были привлечены Светила в области литературы, к коим относятся Стивен Кинг (интересно, он сам голосовал или те, кому он, если верить слухам, продал право делать отзывы на книги от своего имени?); Бонни Гармус (автор книги “Уроки химии”, которую я едва дочитала до середины и бросила. И не потому, что она какая-то сверхсложная для моего понимания); Клаудия Рэнкин (чья книга обосновалась на 34 строчке списка); Джеймс Паттерсон (американский писатель, специализирующийся на триллерах и детективах. Помню, в 2018 у нас выходил его роман “Президент пропал”, написанный в соавторстве с Биллом Клинтоном); Сара Джессика Паркер (без комментариев); Карл Уве Кнаусгорд (норвежский писатель. Его автобиографический цикл сейчас выпускает издательство “Синдбад”); Элин Хильдебранд (“Лето 1969”, “Отель “Нантакет””, “28 лет, каждое лето”); Томас Чаттертон Уиллиамс (американский критик и писатель); Роксана Гей (американская писательница, редактор и комментатор); Марлон Джеймс (42 место в списке); Сара Маклейн (автор любовных романов, входящих в список бестселлеров “Нью-Йорк Таймс”); Ли Мин Чжин (её роман “Дорога в тысячу ли” обосновался на 15 месте); Джонатан Летем (американский писатель, лауреат “Небьюла”, “Локус” и премии “Национального кружка книжных критиков”. Хочется сострить про последнюю премию, но не буду. Сегодня я решила быть добрее); Дженна Буш-Хагер (американская писательница и всего лишь дочь сорок третьего президента США) и другие. Если добраться до конца статьи (а смогут это не только лишь все, поскольку она огромная), то можно увидеть приписку мелким шрифтом, что под другими подразумеваются сотни авторов художественных и нехудожественных произведений, преподаватели, редакторы, журналисты, критики, издатели, поэты, переводчики, книготорговцы, библиотекари и другие Светила.
В общем каждому Светилу предложили выбрать по десять лучших книг XXI века. Причём лучшими могут быть как просто любимые книги, так и книги, которые по мнению эксперта будут пользоваться успехом у следующих поколений читателей. Одним словом, чем будут руководствоваться эксперты при выборе книг, никого не волнует. Главное, чтобы выбранные книги были опубликованы в США, на английском языке и не раньше первого января 2000 года. Вот это правило обязательно к исполнению. После того, как эксперты отдали свои голоса, начинается вторая часть Марлезонского балета. Вниманию экспертов (не забываем, что все они Светила в области литературы) предлагается несколько пунктов, в которых попарно представлены выбранные по случайной схеме названия книг. В каждой паре надо выбрать одно название, наиболее милое сердцу. Далее все полученные за два этапа данные объединяются и в дело вступает Искусственный Интеллект.
Вуаля! - и список "100 лучших книг" готов!
Полный список я уже публиковала. В этой статье хотелось бы уделить внимание тройке лидеров.
Третье место – Хилари Мантел “Вулфхолл, или Волчий зал”.
Первая часть трилогии о Томасе Кромвеле. Роман вышел в Британии в 2009 году и сразу же стал сенсацией. За него Мантел получила первого “Букера”. У нас роман вышел в 2010 году, что достаточно быстро по меркам издательского бизнеса.
Поскольку это один из моих самых любимых романов, сразу предупрежу – дальше вас ждёт чисто субъективная оценка. Лично я считаю его гениальным. По сей день личность Томаса Кромвеля вызывает жаркие споры. Одни его ненавидят и называют чудовищем, а другие восхищаются и отзываются о нём, как о политическом гении. Мантел удалось невозможное – найти золотую середину. Её Кромвель - умный, циничный, беспринципный, хитрый, готовый пойти на всё, чтобы угодить Генриху VIII и получить место под солнцем, но в то же время ему присущи и положительные качества. Кромвель играет по правилам, которые существуют при дворе короля. Ради успеха нужно идти по головам. Другого способа нет. И здесь не место сантиментам. На кону – жизнь. Сложно осуждать человека, который живёт в реалиях придворных интриг. Мантел периодически смещает фокус с Кромвеля-политика на Кромвеля-семьянина. Его поведение в кругу родных людей разительно отличается. Здесь мы видим доброго, любящего, заботливого семьянина, в дальнейшем тяжело переживающего потерю жены и дочерей (одна сцена с крылышками ангела, которые надевала его младшая дочь на Рождество, чего стоит). Главное, что удалось Мантел – показать человека. Грешного, сложного, противоречивого, но в то же время вызывающего симпатию, понимание и сострадание. Роман “Вулфхолл, или Волчий зал” похож на витраж – сложный, яркий, завораживающий и вызывающий неподдельное восхищение. Настоящий шедевр.
Второе место – Изабель Уилкерсон “Тепло других солнц” (The Warmth of Other Suns)
Книга вышла в США в 2010 году. Не думаю, что она когда-нибудь будет издана у нас. Нет, не потому, что нарушает законодательство Российской Федерации, просто тема уж очень специфическая, чисто американская – миграция афроамериканцев из южных штатов на Север, Северо-восток и Запад страны. В истории США этот период называется Великое переселение афроамериканцев. Длился он достаточно долго с 1910-х по 1970-е. Не буду дальше занудствовать. Сами видите тема достаточного узкая и будет интересна в основном американистам. А они и в оригинале могут про неё почитать.
Первое место – Элена Ферранте “Моя гениальная подруга”
Знаю, что у этой книги в частности и у всего “Неаполитанского квартета” в целом большая армия поклонников, поэтому заранее прошу прощения, если кого-то моё мнение обидит. Я не считаю, что эта книга достойна первого места в списке "100 лучших книг XXI века". В списке “100 лучших книг развлекательного жанра из серии прочитала за один вечер и забыла” – может быть. Но и там найдутся претенденты поинтереснее. “Дьявол носит Prada”, например. И то, попадание этой книги в список “Прочитала-забыла” будет сомнительным, потому что даже семнадцать лет спустя, я хорошо помню сюжет и самые яркие моменты. Как же обидно, что в фильме так извратили концовку и образы главных героинь. Но картинка, конечно, получилась красивая. Так, возвращаюсь к Элене Ферранте. С “Моей гениальной подругой” ситуация абсолютно противоположная. Мало того, что я ничего не помню, кроме послевоенного Неаполя, бедного квартала и токсичной “дружбы” двух девочек, в которой одна руководит (Лила), а вторая слепо подчиняется и завидует (Лену), так ещё и освежить в памяти сюжет меня не тянет. Вот вообще никак. Хотя я поставила ей девять баллов. Просто “Моя гениальная подруга” - зачин истории, поэтому на первых порах было интересно наблюдать за жизнью девочек, но чем дальше двигалось повествование, тем больше оно напоминало затянувшийся сериал. Причём довольно избитый, который досматриваешь просто потому, что надо же наконец узнать, чем всё закончится, и как-то хочется компенсировать уже потраченное время. Поэтому последующим книгам я поставила по семь баллов, и то сейчас думаю, что много. Видимо настроение было хорошее.
Я до сих пор для себя пытаюсь понять в чём феномен популярности Элены Ферранте. Почему её “Квартет” сразу подхватили и стали раскручивать под лозунгом: “Вы раньше ничего подобного не читали”? Да нет же, читали, и даже лучше. Невольно ударишься в конспирологию. Я не являюсь сторонницей теории заговора, потому что как гласит народная мудрость - от теории заговора до паранойи один шаг. Но в данном случае подумать в этом направлении вполне уместно. Нет, я не считаю, что книги за неё пишут рептилоиды в соавторстве с мировым правительством и масонами (им в конце концов просто некогда), но вполне допускаю мысль, что Элена Ферранте – это проект, с участием одного или нескольких литературных призраков. Либо кому-то известному очень хочется писать, но боязно являть миру свои творения, поэтому и появилась история про писательницу-отшельницу, скрывающуюся от свалившейся на неё земной славы. Не исключаю, что это вообще мужчина, а может мужчины. А ещё секретность и прочие мистификации, связанные с личностью автора, всегда отличный рекламный ход. Кстати, раз уж в этом абзаце зашла речь о конспирологии, то как не вспомнить мультсериал “Симпсоны”. Как говорят, в “Симпсонах” было всё. Сейчас некоторые особо впечатлительные пересматривают вышедшие серии, пытаясь предсказать будущее. Так вот, в шестой серии двадцать третьего сезона Лиза узнаёт, что её любимой писательницы не существует. На самом деле книгу написали литературные призраки, а лицо на обложке просто случайная девушка-актриса, подрабатывающая аниматором. И тут Гомеру приходит гениальная идея – собрать команду мечты, чтобы написать идеальный фэнтези-роман, который принесёт кучу денег. Для этого он привлекает Барта, директора Скиннера, бармена Мо, профессора Фринка и сестру Мардж – Пэтти. Не буду говорит, что было дальше. Если интересно-посмотрите, серия называется “Книжное дело” (The Book Job). Я эту серию обожаю – пародия на “Одиннадцать друзей Оушена”, сатира на современный издательский бизнес и стёб над Нилом Гейманом. Кстати, Гейман лично участвовал в озвучке.
Следующий момент в творческой биографии Элены Ферранте, мимо которого я не смогла пройти, – экранизации. Конечно же самая известная – сериал “Неаполитанский квартет”. Ничего удивительного, ведь к его созданию приложил руку телеканал HBO (“Игра престолов”, “Клан Сопрано”, “СВБГ”). Но и другие тоже не хухры-мухры. Фильм “Любовь в тягость” участвовал в конкурсе 48-го Каннского Кинофестиваля, а “Дни одиночества” демонстрировали на Международном Венецианском кинофестивале. В “Незнакомой дочери” снялись Дакота Джонсон (“Пятьдесят оттенков серого”) и оскароносная Оливия Колман (“Корона”), а режиссёром картины стала Мэгги Джилленхол (“Улыбка Моны Лизы”, “Тёмный рыцарь”). К слову, для Джилленхол это режиссёрский дебют, а Колман за главную роль в фильме была номинирована на "Оскар", "Золотой Глобус" и "Премию Гильдии киноактёров США". Хммм🤔 И в 2023 году вышел сериал “Лживая взрослая жизнь”, премьера которого состоялась на “Нетфликс”. Вас не смущает такое количество экранизаций, сделанных не абы кем и представленных не абы где? Меня очень.
И последнее, “Моя гениальная подруга” - не единственная книга Ферранте, попавшая в список “Нью-Йорк Таймс”. Ещё удостоились чести романы “Дни одиночества” (92 место) и “История о пропавшем ребёнке” (заключительная часть “Квартета”, 80 место). Я даже не буду занудствовать, почему “Введите обвиняемых” Мантел на 95 месте, хотя книги в разных весовых категориях. Меня смущает, почему столько Ферранте? Что, других европейских авторов, издававшихся в Америке, больше нет? Мне, например, сразу вспомнился Сафон и его “Тень ветра”. В Испании роман вышел в 2001 году, а до Штатов добрался в 2005. Все условия соблюдены. Но почему-то о нём не вспомнили (хотя тот же Стивен Кинг в своё время очень высоко оценил “Тень ветра”. Может, конечно, не сам лично, но всё же), а про Ферранте вспомнили, аж про целых три книги.
Нда, странно всё это. Не находите?
С другой стороны, чего я хочу? Ведь, если звёзды зажигают… Дальше вы знаете сами.
Алёна
Познакомиться со списком "100 лучших книг по версии "Нью-Йорк Таймс" вы можете здесь.