Найти в Дзене
KinoGeek

Все кино-адаптации видеоигр: от худшей к лучшей

Оглавление

Голливудские игровые адаптации переживали самые шероховатые времена за историю своего длительного существования: от громких провалов, фанатского недоверия, странных экспериментов и авторской иронии, до достойных экранизаций известных историй, приближённых по уровню качества (а то и опережающих их) к каноничному оригиналу. В 2020-х заметно стагнировавшее и скудное направление обросло новыми красками: теперь игровые адаптации собирают неимоверное количество просмотров на стриминговых сервисах и большие деньги в кинотеатральном прокате. В сегодняшней статье рассмотрим все самые крупные и высокобюджетные пересказы игр на кинематографический лад: от самых невразумительных экспериментов и издевательств над фанатами, до широких откровений. Для выявления того или иного места автор статьи прибегал к подсчёту среднего балла из оценок критиков и зрителей с таких кино-агрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

В статье отсутствует большее количество продолжений фильмов Уве Болла, потому что... пожалейте автора:3

54. "Дом мертвецов" (2003)

Режиссёр: Уве Болл ("Сердце Америки")
Оригинальная игра: "House of the Dead"

Средний балл - 24,3%

Одноимённый рельсовый шутер 1997-го года пользовался большой популярностью во время своего выхода на аркадных автоматах и первых PC. Виртуальный тир, ставящий в противовес геймеру-человеку разнообразных мутантов и кровожадных существ всполошил все игровые умы: к этому уровню в кино-адаптации попытался подобраться печально известный Уве Болл. Полнометражный "House of the Dead" буквально разворотил не только преданную базу почитателей игровой франшизы, но и простых зрителей, получивших невразумительную, дешёвую и сырую пародию на самые классические хорроры о кровавом противостоянии людей и монстров. К слову, именно "Дом мертвецов" был дебютной игровой адаптацией Уве Болла: удивительно, как после столь сокрушительного провала режиссёру продолжили выделять хоть какие-то голливудские деньги

53. "Бладрейн" (2005)

Режиссёр: Уве Болл ("Сердце Америки", "Дом мертвецов")
Оригинальная игра: "BloodRayne"

Средний балл - 33,5%

Не имеющая никакого отношения к игровому первоисточнику адаптация "BloodRayne", ответственен за которую был вновь всеми "любимый" Уве Болл. "Бладрейн" совместил все привычные постановщику анти-этюды, подогнав их под кровавый и сюрреалистично-мрачный стиль оригинальной игры: невыразительные актёрские работы, слабый сторителлинг, ужасная хореография боёв и постановка экшена, отвратительная серая цветокоррекция, беззубые отсылки на игровую франшизу, разбросанные, кажется, только для того, чтобы самые отпетые фанаты "BloodRayne" полюбили эту адаптацию. И вот - на счету Уве Болла уже второй подряд провальный фильм по мотивам всемирно известной игры

52. "Фар Край" (2007)

Режиссёр: Уве Болл ("Сердце Америки", "Дом мертвецов", "Бладрейн")
Оригинальная игра: "Far Cry"

Средний балл - 34,7%

Сама по себе первая часть игровой серии "Far Cry" лишь пыталась нащупать собственный визуальный и сюжетный стиль, совместив этюды сурвайвала и безумного шутера, с противостоящими отважному протагонисту кровожадными мутантами. Вовсе не удивительно, что и за такую адаптацию решил взяться Уве Болл, наполнив свой "Фар Край" карикатурным юмором, плоским визуалом, посредственными диалогами и отсутствием цельной, структурированной истории, как таковой. Приятно удивиться и в то же время возмутиться можно только с Тиля Швайгера, занесённого в данную кино-адаптацию непонятным для зрителей способом

51. "Бордерлендс" (2024)

Режиссёр: Элай Рот (дилогия "Хостела", "Зелёный ад", "Кто там", "Жажда смерти", "День благодарения")
Оригинальная игра: "Borderlands"

Средний балл - 37%

Многострадальная адаптация культового абсурдного шутера, иронизирующего над самыми популярными космическими операми, добралась до больших экранов кинотеатров спустя целых два года после завершения основных съёмок. К сожалению, плачевную ситуацию с качеством фильма по "Бордерлендс" не спасло бы уже ничто: провалившиеся тестовые показы, уйма пересъёмок и гигантская волна сценарных переписей, уходы талантливых режиссёров и актёров из производственного состава картины. Сами фанаты игровой серии получили неудобоваримое, вообще не смешное (что для "Борды" - как выстрел из дробовика себе в голову) и карикатурное зрелище, с выделяющимся мискастом, плоскими боевыми сценами и отвратительной историей. Будем надеяться, что такой грандиозный провал не станет для продюсеров Голливуда отправной точкой по закрытию разработок всех рискованных кино-адаптаций популярных игровых тайтлов

50. "Во имя короля: История осады подземелья" (2006)

Режиссёр: Уве Болл ("Дом мертвецов", "Бладрейн")
Оригинальная игра: "Dungeon Siege"

Средний балл - 40,5%

Гротескный и абсурдистский стиль Уве Болла идеально ложится на адаптации безумных игровых проектов, но не тёмных фэнтези-адвенчур или ультра-кровавых хорроров. "Во имя короля" постигли прежние проблемы "маэстро": скованные актёрские работы, отвратительная режиссура, поглядывающая на более успешных голливудских представителей жанра фэнтези ("Властелин колец", о тебе говорим), дешёвый визуал и моральное издевательство над фанатами "Dungeon Siege", ожидавших лёгкого и не обременённого обязательствами кинематографического ввода в их любимую дарк-вселенную. К слову, после "Истории осады подземелья" Болл снимет ещё две части "Во имя короля", но приближение к этим высшим произведениям искусства карается верной смертью

49. "Смертельная битва 2: Истребление" (1997)

Режиссёр: Джон Р. Леонетти (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Mortal Kombat 3"/"Ultimate Mortal Kombat 3"

Средний балл - 40,8%

Первая адаптация "Смертельной битвы" тоже вызывала бурные обсуждения в рядах фанатов оригинальной игры, однако смогла вызвать эмпатию некоторых зрителей в свою сторону. Сиквел же постигла страшная кара: не знакомые с лором франшизы от слова совсем, новые постановщики превратили "Истребление" в дешёвую и неряшливую пародию на "Mortal Kombat", лишив всех персонажей их каноничной глубины. Невзрачная постановка боёв (что для адаптации игрового файтинга - приговор), плоская режиссура и блеклые актёрские работы: для работы над продолжением в состав не вернулись прежние лица, вследствие чего вторая часть превратилась в грустное и трагичное послесловие на гробу продюсерской жажды по адаптациям ролевых и автоматных хитов

48. "Сайлент Хилл 2" (2012)

Режиссёр: М. Дж. Бассетт ("Соломон Кейн")
Оригинальная игра: "Silent Hill 3"

Средний балл - 41,1%

Оригинальный стиль "Silent Hill" - это его задымленная мраком атмосфера, мутное обратное отражение пост-индустриализации, борются с антропоморфными мутантами внутри которой заблудшие путники. И если первый фильм попытался ухватиться за этот нарратив, то сиквел пошёл по собственной дорожке, откинув в сторону угрюмость и поставив на передний план бездушие. "Сайлент Хилл" никогда не пугал своих игроков одними лишь 3D-монстрами, о чём, видимо, так и не смекнули авторы продолжения его кино-адаптации. Стоит лишь надеяться, что следующий полнометражный фильм по мотивам этой необъятной вселенной (премьера которого состоится уже через несколько месяцев) вернёт франшизу к её истокам

47. "Уличный боец" (1994)

Режиссёр: Стивен Е. де Соуза ("Байки из склепа")
Оригинальная игра: "Street Fighter II"

Средний балл - 42,3%

Адаптация ещё одного всемирно известного файтинга (более известного, чем любой-другой "Mortal Kombat") оказалась не в состоянии перенести на большие экраны основные оригинальные параметры первоисточника: драки и эпичные бои лишились любой изюминки и изумительного визуала, превратившись в дешёвую и скупую пародию на самые классические восточные боевики, а на передний план вышел карикатурный юмор, разрушивший и без того не слишком прочную систему повествования "Уличного бойца". На данный момент голливудские продюсеры разрабатывают новую адаптацию "Street Fighter", на этот раз - с многомиллионным бюджетом и привлечением медийных лиц в производственный состав. Стоит лишь пожелать им удачи

46. "Супербратья Марио" (1993)

Режиссёры: Аннабел Дженкел ("Мёртв по прибытии"); Рокки Мортон ("Мёртв по прибытии")
Оригинальная игра: "Super Mario Bros."

Средний балл - 44%

Взяв за основу лишь оригинальных игровых персонажей и обширные локации, новый творческий состав (с первым крупным проектом по мотивам игровой франшизы в истории существования Голливуда) отправился покорять необъятные просторы мира братьев-водопроводчиков Марио и Луиджи. Там же он был встречен сугубо прохладной прессой и негативным восприятием от самых преданных поклонников изначальной вселенной: дешёвые костюмы, посредственный визуал, отсутствие цельной режиссуры и структурированной истории: от классического "Марио" в его первом фильме не осталось ни следа

45. "Командир Эскадрильи" (1999)

Режиссёр: Крис Робертс (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Wing Commander"

Средний балл - 44,4%

Для конца 1990-х было бы сложно представить полномасштабную адаптацию игровой серии про противостояние отважных пилотов космических истребителей и кошкообразных пришельцев, а после оглашения бюджета "Командира Эскадрильи", составившего лишь 30 миллионов долларов, фанатский стан окончательно догадался о конечном качестве картины. Несоответствия с каноном, дешёвые визуальные эффекты, вездесущие клише и шаблоны жанра: "Wing Commander" был превращён из бойкого космического боевика в вычурную фантастику, любые рациональные границы которого смывает экранный фарс

44. "Постал" (2007)

Режиссёр: Уве Болл ("Дом мертвецов", "Бладрейн", "Фар Край")
Оригинальная игра: "Postal"

Средний балл - 45,1%

Игра, адаптация которой, казалось бы, была изначально рождена для гротескного и карикатурного стиля Уве Болла: маниакальное безумие с абсурдным чёрным юмором и намеренно загнанными в угол актёрскими работами. Фарсовая эстетика оригинальной дилогии "Postal" не поддавалась логически нормальной адаптации: поэтому сам Уве Болл грезит о продолжении своего opus magnum на протяжении целого десятилетия (совсем недавно постановщик заявил о готовности вернуться в кресло режиссёра для съёмок полноценного сиквела). Всё-таки есть в стиле Уве Болла что-то такое, за что его нельзя вычёркивать из списка самых необычных жанровых постановщиков начала двадцать первого века

43. "Двойной дракон" (1994)

Режиссёр: Джеймс Юкич (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Double Dragon"

Средний балл - 46,3%

"Би-тимапная" оригинальная игра пользовалась бешеным спросом на аркадных автоматах и первых консолях, а уже в середине 1990-х до неё дотянулись и слащавые руки голливудских продюсеров. Но вся эстетика оригинального "Double Dragon" развалилась под соусом сырости и блеклости экранного сеттинга, превратившего "Двойного дракона" из угрюмой и заводной драки в подобие приторного американизированного боевика. В среде девяностых адаптации популярных игровых тайтлов явно переживали свои не самые лучшие времена

42. "Doom" (2005)

Режиссёр: Анджей Бартковяк ("Ромео должен умереть", "От колыбели до могилы")
Оригинальная игра: "Doom 3"

Средний балл - 46,7%

Глупо ожидать от адаптации кровавого абсурдного безумия, главным звеном которого является экранное насилие, цельной истории или качественного сценария, однако фильм по "Doom" не смог справиться даже с основными обязательствами игровой серии. Из всего экшена фильма впечатляет разве что парочка сцен от первого лица, вдохновлённая третьей частью, а остальная визуальная сторона картины напоминает самый претенциозный и угрюмо-пафосный боевик, не имеющий ничего общего с мировым игровым хитом. После такого сокрушительного провала продюсеры раз и навсегда откинули в сторону мысли о столь экспериментальных и рискованных адаптациях

41. "Хитмэн: Агент 47" (2015)

Режиссёр: Александр Бах (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Hitman"

Средний балл - 47%

Адаптация игровой серии "Hitman" могла приблизиться к любому доступному сюжетному направлению: стать приземлённой криминальной драмой, расследовать потаённые глубины сознания "безликого" протагониста, превратиться в каноничный шпионский триллер, вывести всё действие в масштаб или сосредоточиться на локальной миссии главного героя. Картина 2015-го года, к сожалению, попыталась объединить сразу все игровые этюды в одно полуторачасовое русло, оказавшись не в состоянии раскрыть массовому зрителю все преимущественные качества "Hitman". Сыро, дёшево, блекло и ни капли не интересно: по правде говоря, именно после такой зрительской реакции игровой "Hitman" вновь оказался перезапущен - в лучшей для себя манере

40. "Обитель зла: Раккун-Сити" (2021)

Режиссёр: Йоханнес Робертс ("Синяя бездна", "Незнакомцы: Жестокие игры", "Синяя бездна 2")
Оригинальные игры: "Resident Evil", "Resident Evil 2"

Средний балл - 47,7%

С момента анонса новой адаптации "Resident Evil" фанаты этой необъятной франшизы ликовали: фильм обещал уйти в сторону большего канона и углубиться в самое начало эпидемии зомби Раккун-Сити. К сожалению, продюсерские амбиции оказались слишком велики: за полтора часа экранного времени и ограниченный средствами бюджет (картина стоила 25 миллионов американских баксов) авторы попытались свести в единый сценарий сюжетные линии первой и второй игры одновременно, выдав фанатам скучное нелинейное повествование, ужасную работу с визуальными эффектами и несоответствия с каноничными образами персонажей (хотя стоит признать, что как отдельный герой, кинематографический Леон весьма неплох). Справиться постановщики смогли лишь с одним фактором: перенести маниакальную атмосферу из игр прямиком в фильм

39. "Кредо убийцы" (2017)

Режиссёр: Джастин Курзель ("Макбет")
Оригинальная игра: "Assassin`s Creed"

Средний балл - 48%

Главная проблема кино-адаптации "Assassin`s Creed" состояла в неведении авторов относительно лора, глубины и атмосферы первоисточника своего фильма. Фильм по "ассассинам" похож на стандартный американизированный боевик, где секвенциям прошлого отводится совсем ограниченное количество времени, а клишированное будущее является главным звеном сценария. Неплохо поставленные сцены времён испанской инквизиции XVI века контрастируют с уймой шаблонов из настоящего: авторы, во главе с талантливым режиссёром Джастином Курзелем (до сих пор не ясно, как именно его занесло на съёмки данного фильма), не прочувствовали колорит игровой франшизы, состряпав полностью самостоятельное и индивидуальное кино, кое-как перекликающееся с основными темами первоисточника. Грустно и обидно за такой потерянный потенциал

38. "Охотник на монстров" (2020)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Смертельная гонка", франшиза "Обитель зла")
Оригинальная игра: "Monster Hunter"

Средний балл - 50,3%

Пол У. С. Андерсон до последнего стремится к отторжению от своего авторского почерка самых преданных почитателей творчества японской игровой студии Capcom. Завершив свой "Resident Evil" на самой "высокой" ноте, постановщик отправился исследовать новые необъятные игровые миры. "Охотник на монстров", оригинальный базис которого строился на противостоянии людей и огромных чудовищ на просторах бескрайних пустынь, влажных джунглей и густых лесов, превратился в ещё один безжизненный и такой же беззубый блокбастер, серый цвет которого перевоплощается чуть ли не в монохром по ходу продвижения повествования. А если главным игровым звеном являлся характерный для неё экшен, то главным звеном фильма по мотивам игры стала экранная карикатурность

37. "Макс Пэйн" (2008)

Режиссёр: Джон Мур ("В тылу врага", ремейк "Омена")
Оригинальная игра: "Max Payne"

Средний балл - 50,7%

Сама ирония создания фильма по "Максу Пэйну" изначально заключалась в том, что разработчики первой части игровой франшизы активно вдохновлялась американскими боевиками. В самой адаптации 2008-го года от тех же самых боевиков и колорита самого "Макса" не осталось и мокрого места: эффектные слоу-мо были убраны на третьестепенный план, в то время, как на передний вышли зацикленные диалоги об убийствах и потаённых демонах в сознании главных героев. Добил же преданных фанатов игры тотальный мискаст фильма: всё же Марк Уолберг и Макс Пэйн - два совершенно разных мужских типажа, которые ярко контрастируют друг с другом, как контрастируют шаблонно-безликий фильм и заводная игра

36. "Обитель зла: Последняя глава" (2017)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Обитель зла", "Обитель зла 4: Жизнь после смерти", "Обитель зла: Возмездие")
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 50,8%

Уйдя от каноничного сюжета игр, Полу У. С. Андерсону предстояло завершить свою оригинальную историю на самой высокой и претенциозной ноте. "Последняя глава" окончательно отходит от игрового нарратива Capcom, оставляя прежними лишь имена главных героев и названия локаций, но многие зрители согласились с тем мнением, что режиссёру требовалось бы потушить своё эго и сосредоточиться на оригинальном сюжете. Поскольку шестой "Обитель зла" заканчивает историю Элис на пафосном длинном троеточии и постной жирной точке одновременно, открытая концовка фильма так и не привела к ожидаемому продолжению. Хотя нуждается ли в нём кто-то?

35. "Обитель зла: Возмездие" (2012)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Обитель зла", "Обитель зла 4: Жизнь после смерти")
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 51,3%

И всё же "Resident Evil" Пола У. С. Андерсона, невзирая на его множественные недостатки, - это весёлый, дуболомный и стильный экшен, напоминающий не классический фильм про противостояние людей и зомби, а графоманский видеоклип, каждый кадр в котором поставлен с любовью и уважением к зрителям (это не точно). "Возмездие" - буквально квинтэссенция всех наработок и этюдов режиссёра, в которой он решил окончательно отойти от около-реалистичных ноток сюжета предыдущих фильмов, сосредоточившись лишь на локальной чернушности и фантасмагоричном экшене, где обезумевшим корпоратам "Амбреллы" и кровожадным мертвецам противостоит обтянутая в латекс протагонистка Миллы Йовович. Всё же есть в кинематографической "Обители зла" что-то семейное и родное: жаль лишь, что это ни разу не адаптация самого "Resident Evil"

34. "Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры" (2016)

Режиссёры: Кевин Манро ("Черепашки-ниндзя" 2007-го года); Джерика Клилэнд (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Ratchet & Clank"

Средний балл - 51,8%

Оригинальных "Рэтчета и Кланка" было тяжело подвязать к полноценной, высокобюджетной, мультипликационной адаптации: слишком уж гротескной и карикатурной является оригинальная франшиза. Вот и полноценный кинотеатральный мультфильм по мотивам игры не растерял основного шарма первоисточника: происходящие на экране события разят глупостью, истеричным хохотом маленьких детей (с соответствующим ультра-детским юмором) и излишним гротеском, а в полуторачасовую историю пытаются упихнуть сразу несколько франшизных фактур. Здесь вам и первая встреча главных героев, и их противостояние общему злодею, и побочные сайд-квесты. Но к адаптации настолько безалаберной игровой серии, наверное, и нельзя было подойти по-другому

33. "Лара Крофт: Расхитительница гробниц" (2001)

Режиссёр: Саймон Уэст ("Воздушная тюрьма")
Оригинальная игра: "Tomb Raider"

Средний балл - 53,3%

Игровую франшизу про "Лару Крофт" часто неправильно интерпретируют сугубо в среде СНГ-зрителей: подобная практика - следствие дилогии фильмов про героиню в исполнении Анджелины Джоли. Первая "Расхитительница гробниц" настолько же близка и родна сердцу, насколько оторвана от общего канона игровой серии и не приближена к тем преимуществам, за которые в своё время "Tomb Raider" смог получить феноменальную мировую известность. И по сей день многие зрители спорят даже по поводу кандидатуры Джоли на пост Лары Крофт: мискаст ли это или самый лаконичное фанатское сновидение? Принимаются любые ответы

32. "Обитель зла 4: Жизнь после смерти" (2010)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Обитель зла")
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 54%

Величественные пустыни, заброшенные мегаполисы и сырые подземные лаборатории остались в стороне: у Пола У. С. Андерсона родился новый, уникальный и неповторимый режиссёрский стиль, который высвободил самые потаённые преимущества его "Обители зла". Теперь главное звенящее качество франшизы - её экранный абсурд и гротескное безумие, сводящее с ума всех зрителей единовременно. "Жизнь после смерти" только прощупывает почву возможностей Андерсона, соединяя приёмы "дикого" триквела и только разрабатываемого на то время "Возмездия". Во главе - прежняя звёздочка серии, Милла Йовович, облачающаяся в новые костюмы чуть ли не ежеминутно

31. "Хитмэн" (2007)

Режиссёр: Ксавье Жанс (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Hitman"

Средний балл - 54,1%

Первая масштабная адаптация игровой серии по неуловимого агента, устраняющего свои цели самыми неординарными способами, смогла прославиться на весь мир, в том числе - и в среде российских поклонников. Клюквенное изображение Москвы, слабая постановка, невзрачный визуал и отсутствующий как таковой саспенс, казалось бы, превратили фильм по "Хитмэну" в жалкое подобие оригинала. Однако жанровая принадлежность к маниакальному сдавливающему триллеру смогла перевоплотить фильм в самостоятельное произведение, оценочное суждение которого, к сожалению, заканчивается на моменте сравнения фильма и игры

30. "Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 - Колыбель жизни" (2003)

Режиссёр: Ян де Бонт ("Скорость", "Смерч", "Скорость 2", "Призрак дома на холме")
Оригинальная игра: "Tomb Raider"

Средний балл - 55,4%

Продолжение "Лары Крофт" окончательно отбросило от своей концепции кредо реализма и схожестей с некоей франшизой про неуловимого археолога от Стивена Спилберга. "Колыбель жизни" ударилась в фантасмагоричность и карикатурное безумие, воплотив на больших экранах не поддающийся типичному игровому нарративу наработки самых поздних (до 2003-го года) игр в серии "Tomb Raider". Впрочем, неблагосклонная реакция от самых преданных почитателей франшизы вынудила авторов закрыть эту вселенную уже на втором фильме. И даже в игровом формате "Ларе Крофт" предстояло десять лет томительных ожиданий до беспечной и откровенной перезагрузки

29. "Angry Birds в кино" (2016)

Режиссёры: Клэй Кэйтис (полнометражный дебют); Фергал Рейли (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Angry Birds"

Средний балл - 55,8%

За столь короткое время с момента выхода первой части мобильной игры "Angry Birds", фабула сюжета которой строилась на противостоянии отважных птиц округлой формы и бестактных свиней, ворующих их яйца, франшиза обзавелась огромным кругом поклонников, а репутация серии дошла и до ушей голливудских продюсеров. Для разработки полноценного мультипликационного проекта по мотивам "Angry Birds" авторы углубились в лор франшизы, но перестарались с использованием туалетного юмора, переходящего все возможные гиперболизированные нормы. В конечном счёте, первую часть "Angry Birds в кино" захотели превратить и в детский продукт, и во взрослую аллегоричную историю, но важных сценарных и визуальных деталей не хватило ни для одного, ни для другого из замыслов

28. "Обитель зла 2: Апокалипсис" (2004)

Режиссёр: Александр Уитт (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 56,3%

Если в первой части вольной адаптации "Resident Evil" Пол У. С. Андерсон как-либо старался соответствовать игровому канону, то в сиквеле отбросил оригинальный нарратив на задний план. Теперь посреди истории стоит противостояние новой героини, Элис, с кровожадными мертвецами на улицах Раккун-Сити и прожорливыми корпоратами прямиком из "Амбреллы". "Апокалипсис" отказался от фактуры игровой серии, чем вызвал шквал негодования у самых преданных почитателей творчества Capcom. В то время мало кто знал, что под стать такому решению будет запуск полноценной кино-франшизы, связанной с играми лишь косвенным языком

27. "Need for Speed: Жажда скорости" (2014)

Режиссёр: Скотт Во ("Закон доблести")
Оригинальная игра: "Need for Speed"

Средний балл - 57%

Серия гоночных игр "Need for Speed" физически не поддавалась грамотной и прямолинейной адаптации: фильм по мотивам чуть ли не бессюжетных проектов взялся курировать ремесленник Скотт Во, подогнавший нонконформистский и бунтарский дух гонок под классический американизированный боевик, наполненный криминальными элементами. Ограбления, погони, убийства, вовлечение в самую сердцевину преступного мира: как отдельный жанровый проект, "Жажда скорости" работает отменно, но от старого-доброго "Need for Speed" в фильме остались лишь красивые тачки

26. "Tomb Raider: Лара Крофт" (2018)

Режиссёр: Роар Утхауг ("Волна")
Оригинальная игра: "Tomb Raider" (2013)

Средний балл - 57,3%

Вернувшийся к истокам игровой софт-ребут "Лары Крофт" переиначил сюжет франшизы на современный лад, добавив во вселенную нотки долгожданного сурвайвала и бескомпромиссного шутера. Новый фильм по мотивам "Tomb Raider" целиком и полностью отталкивался от игры 2013-го года: в главной роли - Алисия Викандер, место действия - заброшенный посреди бескрайнего океана остров, а таинственный макгаффин - некая гробница, содержащая в себе эликсир вечной жизни. Идя всухую по нарративным тропам первоисточника, последняя "Лара Крофт" наступает на несколько граблей предшественниц, походя на классическую телевизионную адвенчуру прямиком для малых экранов. И хоть постановщики готовились развернуть все свои силы в сиквеле, который должен был адаптировать "Rise of the Tomb Raider" (лучшую часть в игровой франшизе), посредственная реакция масс на фильм сказала своё слово намного громче

25. "Обитель зла 3" (2007)

Режиссёр: Рассел Малкэй ("Байки из склепа", "Тень", "На последнем берегу")
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 57,5%

Пока игровая форма "Обители зла" спешно отъезжала на задний план, сценарист Пол У. С. Андерсон и его подручные режиссёры прорабатывали лор собственной кино-франшизы, лишь отталкивающейся от имён и локаций оригинала. Так называемая сага о клонах Элис вступила в своё действие, а события вышли за пределы вымершего Раккун-Сити прямиком в жаркие пустыни Невады и её серые степи. Колорит третьего "Resident Evil" отзывается эхом в игровой франшизе, напоминая по стилю вычурную шестую часть американо-японской серии, но покидает зону комфорта при очередном вмешательстве в производство Андерсона. Старую фактуру окончательно отбросили на задний фон: впереди авторов поджидала лишь собственная фантазия

24. "Рэмпейдж" (2018)

Режиссёр: Брэд Пейтон ("Путешествие 2: Таинственный остров", "Разлом Сан-Андреас")
Оригинальная игра: "Rampage"

Средний балл - 58%

Резко для немногих поклонников оригинальных аркадных игр голливудские продюсеры объявили о старте разработки "Рэмпейджа": фантасмагоричного экшена, где людям и корпоратам противостоят выросшие в размерах животные. Белоснежная обезьяна, кровожадный волк, гигантский крокодил, а на закуску - мэтр харизмы Дуэйн Джонсон, сталкивающейся в схватке с чудовищами один на один. Безумный экшен, бесчисленное количество разрушенных зданий и небоскрёбов, шатающаяся от бега животных земля: "Рэмпейдж" так хочет казаться безмозглым и заводным вечерним боевиком, что у него это получается. По правде говоря, от оригинальной игровой серии в картине осталось одно лишь название

23. "Мортал Комбат" (2021)

Режиссёр: Саймон Маккуойд (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Mortal Kombat"

Средний балл - 58,3%

Прислушавшись к критике кино-дилогии по мотивам "Смертельной битвы" из 1990-х, постановщики нового "Mortal Kombat" создали безумное фансервисное пиршество для самых оголтелых поклонников этой необъятной франшизы. Разнообразные фаталити, кровавые бруталити, разнообразные локации и объёмное количество персонажей: перед самой вкусной частью своих планов (сиквелом, премьера которого состоится лишь в октябре следующего года), авторы предоставили поклонникам самый классический и бескомпромиссный "Мортал Комбат" в формате кино-адаптации. Пускай многие фанаты файтинга и продолжили сетовать на отсутствие той самой "смертельной битвы" в ядре сюжета ленты

22. "Пять ночей с Фредди" (2023)

Режиссёр: Эмма Тамми ("Обитель страха", "Навстречу тьме")
Оригинальная игра: "Five Nights at Freddy`s"

Средний балл - 58,4%

Сегодняшняя тенденция адаптаций крупных игровых тайтлов - приверженность исключительно фанатской базе, коалиции заметных визуальных деталей и отсылок, которые скрашивают впечатления от просмотра безжизненной истории. Идентичная ситуация коснулась долгожданную гигантской фан. базой адаптацию "Пяти ночей с Фредди", экранный гротеск и формальную карикатурность которого скрашивают приятные зрительские бонусы и внимательность к нарративу самой первой игры. И пускай постановщики не смогли приблизиться к уровню саспенса и напряжения многих авторских короткометражек по мотивам "Фредди", продюсеры обещают исправиться уже в сиквеле, премьера которого состоится осенью следующего года

21. "Варкрафт" (2016)

Режиссёр: Дункан Джонс ("Луна 2112", "Исходный код")
Оригинальная игра: "World of Warcraft"

Средний балл - 58,5%

Несправедливо разгромленный мировой прессой, в то же время излишне романтизированный поклонниками игр Blizzard, фильм по "Варкрафту" старался усидеть сразу на нескольких стульях: внедрить в экскурс лора франшизы неподготовленного зрителя и подарить вереницу эмоций самым преданным поклонникам оригинальной игровой вселенной. Под напором тяжёлого повествования нарратив "Варкрафта" начинает трещать по швам, не выдерживая такого огромного количества сюжетных веток и участвующих в истории персонажей. Но, тем же временем, выдерживает тональность Blizzard, воплощая на больших экранах все знаковые преимущества "World of Warcraft": от его затемнённой атмосферы и магического лора, до мелькающих визуальных деталей и работы с художественной частью. Хотя стоит признать, что полноценная киновселенная "Варкрафта" выглядела очень перспективно: как минимум, на бумаге

20. "Последняя фантазия" (2001)

Режиссёры: Хиронобу Сакагути (полнометражный дебют); Мото Сакикабара (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Final Fantasy"

Средний балл - 59,5%

Японская игровая серия "Final Fantasy" разрослась до полноценной франшизы, с ответвлениями в виде многочисленных спин-оффов, рисованных аниме и полноценных CGI-мультфильмов. Самым высокобюджетным и главным из них так и останется проект 2001-го года, с символичным подзаголовком "Духи внутри". "Последнюю фантазию" попытались адаптировать для голливудского зрителя, в то время, как её история не была подвязана ни к одной из игр: скупая анимация и блеклый сценарий так и не привлекли к картине ни одного из потенциальных новых зрителей. После чего "Фантазия" утонула в более успешных и масс-медийных аниме-проектах

19. "Анчартед: На картах не значится" (2022)

Режиссёр: Рубен Фляйшер ("Добро пожаловать в Zомбилэнд", "Веном", "Zомбилэнд: Контрольный выстрел")
Оригинальная игра: "Uncharted"

Средний балл - 59,8%

Кино-адаптация "Uncharted" разрабатывалась в стенах Голливуда целое десятилетие, претерпевая массу разнообразных корректировок сюжета. Конечный итог привёл "Неизведанное" к формату кинематографического приквела к событиям игровой франшизы. Том Холланд, воплотивший образ молодого Нейтана Дрейка, и Марк Уолберг, наклеивший усы Салли лишь в титрах картины, ушли в слепое подражание "Индиане Джонсу", вспомнив про изначальный, оригинальный колорит "Uncharted" лишь к третьему акту: именно тогда картина приближается к изначальному нарративу игр Naughty Dog. Хотя, если верить заявлениям постановщиков, основные силы они оставили для разработки полноценного сиквела

18. "Обитель зла" (2002)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Смертельная битва", "Сквозь горизонт")
Оригинальная игра: "Resident Evil"

Средний балл - 60,7%

Затемнённые тоннели лабораторий "Амбреллы", кровожадные зомби, первые представители которых лишь готовятся к побегу на поверхность Раккун-Сити, и бойкие агенты сопротивления, во главе с роковой Элис, готовые противостоять обезумевшим мертвецам. Первый кинематографический "Обитель зла" попытался приблизиться к саспенсу и постановке "Resident Evil", переместив действия в локальный и камерный сеттинг: особняк Спенсера сменился белоснежными лабораториями и узкими коридорами, однако коренная фактура сюжета не поменялась от слова совсем. Пожалуй, именно на первой части "Обители зла" и следовало сделать конечную остановку, активировав запасной план "Б": альтернативную концовку с возмездием Элис

17. "Принц Персии: Пески времени" (2010)

Режиссёр: Майк Ньюэлл ("Четыре свадьбы и одни похороны", "Донни Браско", "Гарри Поттер и Кубок огня")
Оригинальная игра: "Prince of Persia: The Sands of Time"

Средний балл - 60,8%

Это были воистину румяные и беззаботные времена для студии Disney, выделявшей колоссальные деньги из своего бюджета на постановку экспериментальных для семейного видения компании фильмов. "Пески времени" так ровно и штильно переносят колорит оригинальной игры на большие экраны, что возвращают оригинального "Принца Персии" к его начальной фактуре: духу невинных приключений и бунтарскому совмещению настоящего и прошлого. Вовсе не удивительно, что именно благодаря творению Disney классические аркадные и консольные хиты стали подвергаться множественным правкам и разнообразным кино-адаптациям: несмотря на то, что сами "Пески времени" сыскали далеко не всю зрительскую славу в кинотеатральном прокате

16. "Сайлент Хилл" (2006)

Режиссёр: Кристоф Ган ("Плачущий убийца", "Братство волка")
Оригинальная игра: "Silent Hill"

Средний балл - 60,9%

Кино-адаптации "Сайлент Хилла" можно и нужно ругать за многие весомые недостатки, но именно картина Кристофа Гана смогла сильнее всех прочих перенести мрачный и задымленный игровой колорит прямиком на большие экраны: поникшие героини, густая дымка, окружающая территорию паранормальной материи города, сюрреалистичные образы чудовищ и разнообразных каноничных мутантов, пугающих похлеще самых культовых образов монстров из самых классических хорроров. Невзирая на маленький хронометраж и скромный бюджет, первому "Сайлент Хиллу" удалось сделать невозможное: совместить реализм и сюрреализм, мистику и измерение, нарративные формы игры и сюжетную фактуру полнометражного фильма

15. "Смертельная битва" (1995)

Режиссёр: Пол У. С. Андерсон ("Шоппинг")
Оригинальная игра: "Mortal Kombat"

Средний балл - 62,5%

Совмещение компьютерных и практических эффектов, как самое яркое олицетворение фарсового безумия оригинального "Mortal Kombat". Первая высокобюджетная адаптация всемирно известного файтинга - буквально компиляция всех преимуществ, за которые геймеры в своё время полюбили первые игровые части: разнообразие локаций и персонажей и несчётное количество фансервисных деталей. На этот раз, по правде говоря, обошлось без ультра-кровавого насилия, отсутствие которого сказалось и на высоком возрастном рейтинге. "Смертельная битва" Пола У. С. Андерсона - культурный код целой эпохи, и тот самый фильм, который запустил цепочку голливудских кино-адаптаций известных игровых хитов

14. "Покемон. Детектив Пикачу" (2019)

Режиссёр: Роб Леттерман ("Подводная братва", "Монстры против пришельцев", "Путешествия Гулливера", "Ужастики")
Оригинальная игра: "Detective Pikachu"

Средний балл - 63%

Медиа-франшиза "Покемон" уже успела обзавестись бесчисленными спин-оффами, полнометражными ремейками, дорогими мультфильмами и хитовыми играми, одной из которых стал всемирно любимый "Детектив Пикачу". Как раз за её фактуру и взялся Роб Леттерман, превратив первых высокобюджетных голливудских "Покемонов" в настоящую усладу для глаз преданных оригинальному японскому проекту фанатов. Пускай постановщики так и не смогли отойти от этюдов традиционного детского блокбастера, "Пикачу" - достойный ввод во вселенную и для знакомых с "Покемонами" геймеров, и для поклонников оригинального аниме

13. "Angry Birds 2 в кино" (2019)

Режиссёры: Туроп Ван Орман ("Удивительные злоключения Флэпджека"); Джон Райс ("Закусочная Боба", "Рик и Морти")
Оригинальная игра: "Angry Birds"

Средний балл - 64,7%

Избавившись от оголтелых ноток чёрного юмора первого мультфильма, сиквел "Angry Birds" пошёл по более выигрышной дорожке: из отсылок на памятники мирового кинематографа, использовании самых закоренелых адвенчурных тропов и ввода приличного количества фансервисных деталей. Вторая часть отличается от первой и по тонусу повествования, и по своему масштабному наполнению, сводящему птиц и свиней в коалиции против новейшей угрозы, хорошо знакомой преданным фанатам этой, уже гигантской, мобильной франшизы. К слову, полноценный триквел "Angry Birds" уже вошёл в активную стадию разработки

12. "Соник в кино" (2020)

Режиссёр: Джефф Фаулер (полнометражный дебют)
Оригинальная игра: "Sonic the Hedgehog"

Средний балл - 66,3%

Прошедший через настоящий производственный ад кинематографический "Соник" претерпевал множество изменений: как в сюжетном, так и в визуальном плане. Первая часть трилогии - это очень аккуратный и по-ребячески конъюнктурный заход в дебри детского блокбастера, представляющего сплошное американизированное роад-муви с оголтелым количеством пасхалок и деталей для самых глазастых фанатов похождений синего ежа. В свою очередь, зрители должны быть благодарны авторам за смену имиджа главного героя: прецедент для мирового кино, когда негатив и хейт в социальных сетях заставили постановщиков передвинуть свою ленту в прокате на несколько месяцев вперёд, чтобы переделать образ персонажа

11. "Соник 2 в кино" (2022)

Режиссёр: Джефф Фаулер ("Соник в кино")
Оригинальная игра: "Sonic the Hedgehog"

Средний балл - 66,4%

Мало кто из зрителей мог подумать, что "Соник" превратится в голливудскую кино-франшизу, видоизменяясь от не обременённого лишним масштабом семейного роад-муви до полноправного блокбастера, сводящего в противостоянии синего ежа и его самых заклятых врагов. Второй "Соник" покидает зону комфорта предшественника, чтобы отправиться в кругосветное путешествие вместе с новообретённым товарищем - лисицей Тейлзом. Смена антуража сыграла начинающей серии фильмов лишь на руку, вследствие чего грядущая третья часть должна полноценно свернуть в игровое русло, удивив самых прожорливых и преданных поклонников оригинального "Соника"

10. "Halo" (2022-2024)

Шоураннер: Кайл Киллен ("Пробуждение")
Оригинальная игра: "Halo"

Средний балл - 67%

Маскулинная брутальность, ультра-кровавое насилие, реалистичное противостояние отважных космических борцов за справедливость и антропоморфных пришельцев, задумавших уничтожить человеческую цивилизацию: за все эти факторы геймеры полюбили игровую серию "Halo". Сериал Paramount+ не стал отходить от этих канонов, попросту перенеся все преимущества оригинала на малые экраны: не обошлось без лишних эпизодных филлеров и выделяющихся из мрачного тонуса персонажей, но два сезона "Halo" смогли доказать голливудским продюсерам, что претенциозная маскулинность - по-прежнему актуальное и крепкое кинематографическое звено, которое может привлечь к просмотру не только почитателей первоисточника, но и новых зрителей

9. "Братья Супер Марио в кино" (2023)

Режиссёр: Аарон Хорват ("Юные титаны, вперёд!")
Оригинальная игра: "Super Mario Bros."

Средний балл - 68,7%

Кажется, Illumination откопали очередную перспективную франшизу, способную принести в копилку студии один-другой лишний миллиард долларов в прокате. Мультипликационные "Супер братья Марио" абстрагируются от конечного качества других хитовых игровых адаптаций современности, беря основной концентрат фансервиса и приземлённой морализаторской истории, смешивая всё с красочным визуалом и обширным ворохом каноничных локаций. Публика такое решение поддержала: сейчас бытуют слухи, что продюсеры хотят сделать из "Марио" и других адаптаций игр Nintendo полноценную киновселенную, с разветвлёнными спин-оффами и сериалами

8. "Гран туризмо" (2023)

Режиссёр: Нил Бломкамп ("Район №9", "Элизиум: Рай не на Земле", "Робот по имени Чаппи", "Демоникс")
Оригинальная игра: "Gran Turismo"

Средний балл - 68,8%

В отличие от высокобюджетной адаптации "Need for Speed", вышедшей девятью годами ранее, авторы "Гран туризмо" решили пойти по несколько более выигрышной тропе: отказавшись от использования криминальных элементов в сюжете. В основу сценария фильма легла вполне реальная история про обычного геймера, поймавшего шанс поучаствовать в любительских официальных гонках от компании Sony, чтобы стать профессионалом в своём деле и выбиться в люди. Коротко говоря, весь "Гран туризмо" - одна большая реклама к игровой серии, но сделанная с особой любовью, нежной душой и искренней верой в успех своего проекта: как могло быть иначе, если за рулём производства стоял сам мэтр Бломкамп?

7. "Скрежет металла" (2023-...)

Шоураннеры: Ретт Риз и Пол Верник (истории к "Живому", "Уэйну", дилогии "Zомбилэнда", "Призрачной шестёрке" и "Спайдерхеду")
Оригинальная игра: "Twisted Metal"

Средний балл - 70,8%

Маниакальное безумие и сумасбродная атмосфера оригинальной гоночной аркады "Twisted Metal" не поддавалась нормальной адаптации, пока дело в руки не решили взять мастера экранной высокобюджетной комедии - продюсеры (и немного сценаристы) Ретт Риз и Пол Верник. Телевизионный "Скрежет металла" отдал дань уважения фарсу и карикатурности своего первоисточника, поместив гротескного протагониста в исполнении Энтони Маки посреди всеобщего хаоса и тотальной разрухи, обыгрываемой в едко-кислотных тонах. В мир телевизионного "Скрежета металла" так и хочется вернуться: Peacock достигли неимоверного успеха, а на данный момент вовсю продвигается разработка второго сезона шоу

6. "Шоу Чашека!" (2022-...)

Шоураннер: Дэйв Вассон ("Звёздная принцесса и силы зла")
Оригинальная игра: "Cuphead"

Средний балл - 71,8%

Гротескное анимационное шоу по мотивам всемирно известного платформера, уничтожившего не одну геймерскую психику и не одну дорогую клавиатуру, дебютировало на Netflix так же резко, как и его принятие зрителями и преданными (если такие есть) фанатами оригинальной игры. Увеселительные и дуболомные ситуации, в которые то и дело попадает неугомонный Чашек вместе со своим братом, обрели вокруг себя новую фанатскую базу, благодаря которой шоу удалось продлить сразу на два сезона вперёд. Простота - залог успеха: это неизменное жизненное правило относится и к самому платформеру, и к его низкобюджетной мультипликационной адаптации

5. "DOTA: Кровь дракона" (2021-2022)

Шоураннер: Эшли Миллер ("Терминатор: Битва за будущее", "Грань")
Оригинальная игра: "DOTA"

Средний балл - 77,5%

Высокобюджетное аниме по мотивам плачевно известного геймерского хита Valve углубился в лор фэнтези-вселенной, передвинув на передний план самых известных франшизных персонажей "DOTA". Преданные поклонники игровой дилогии остались в полном восторге: верность канону оригинала, уйма разнообразных пасхалок и фансервисных деталей и увеличившийся масштаб проблемы, который разгоняется в "Крови дракона" с каждым новым сезоном. Резко для всех Netflix ворвались на подиум самых качественных и верных кино- и мультипликационных адаптаций игровых хитов, подарив за один год сразу несколько волнительных хитов. О главном же бэнгере речь пойдёт уже ниже

4. "Фоллаут" (2024-...)

Шоураннер: Грэм Вагнер ("Офис", "Силиконовая долина")
Оригинальная игра: "Fallout"

Средний балл - 80%

Заброшенные мегаполисы, покрытые метровым слоем мха небоскрёбы и величественные здания, необъятные золотые пустыни и заражённые радиацией воды, бесчинствующие мародёры и кровожадные мутанты, выслеживающие добычу покрупнее: мир игрового "Fallout" настолько огромен, что для полноценного кинематографического экскурса в лор этой франшизы требуется минимум один четырёхчасовой фильм. К счастью, продюсеры Amazon вовремя смекнули, что для адаптации "Fallout" лучше других подойдёт формат сериала: перемножающаяся на экранный гротеск кровавая брутальность, вкупе с уймой фансервиса и классической жанровой историей, в духе номерной третьей части игровой серии, влюбила в свою эстетику большинство неосведомлённых новичков, а заодно - прожорливых старожил франшизы, продолжающих изучать "культуру" и социум цивилизации через десятилетия после ядерной катастрофы

3. "Одни из нас" (2023-...)

Шоураннеры: Крейг Мейзин ("Чернобыль", "Мистический квест"); Нил Дракманн (оригинальная игровая дилогия)
Оригинальная игра: "The Last of Us"

Средний балл - 81,7%

"The Last of Us" ассоциируются у многих не столько с величием игровой студии Naughty Dog, сколько с фундаментальным памятником величию искусства, которое сумело объединить сразу несколько гигантских фактур. Концепт гроу-стори умножился на меланхоличное роад-муви, передохнул в степи сурвайвала и закончился монументальной драмой, пробивающей на слезу даже самого чёрствого геймера на планете. Каким-то чудом сериалу HBO удалось достичь тех же верхушек: будто бы объединённые в девятичасовую дань уважения творению Дракманна катсцены, заново открывшие миру имена Педро Паскаля и юной звёздочки Беллы Рамзи. По словам постановщиков, второй сезон шоу, за основу которого возьмут сюжет сиквела "Last of Us" (и премьера которого состоится уже в начале следующего года), разобьёт зрительские сердца на дополнительную тысячу мелких осколков. И в это заявление можно поверить со спокойной (или напряжённой) душой

2. "Киберпанк: Бегущие по краю" (2022)

Режиссёр: Хироюки Имаиси ("Гуррен-Лаганн", "Убить или быть убитым", "Звёздные войны: Видения")
Оригинальная игра: "Cyberpunk 2077"

Средний балл - 86%

Официальный аниме-приквел к неоднозначному хиту CD Project Red, который перевернул весь фактурный жанр с ног на голову. Сумасбродное безумие и нервозная тактильность "Киберпанка" крепко связалась с аниме-эстетикой по-настоящему талантливого постановщика Хироюки Имаиси, раскрыв за маленькое количество эпизодов личную балладу одного "маленького" человека, решившего вырваться из грязи в князи (пускай и криминальные). "Эджраннеры" - фанатское пиршество оригинальной игры и трогательная притча одновременно, влюбляющая в характеры своих персонажей с первого же взгляда. И трогательная, в меру шекспировская, концовка аниме лишь доказало приверженность "проджектов" своему любимому детищу: впереди у "Киберпанка" полноценный полнометражный фильм

1. "Аркейн" (2021-2024)

Режиссёры: Паскаль Шаррю и Арно Делорд (полнометражный дебют; соучредители игровой Fortiche Studios)
Оригинальная игра: "League of Legends"

Средний балл - 91%

Монументальная перестройка всего мультипликационного жанра: "Аркейн", рассказывающий локальную историю сестёр Вай и Джинкс, вырванных из общего мира "Лиги легенд", перестроил всю фактуру взрослой анимации с нуля, разработав специальную нелинейную систему повествования и уникальный стиль рисовки, совмещающий привычный зрителям 3D и менее используемый 2D. "Аркейн" - буквально визуальное произведение искусства, истории которого уделяется не меньше внимания: лирическая драма разлученных сестёр, сталкивающихся в психологическом конфликте лишь по прошествии нескольких лет после тяжёлого расставания, разбивает сердце на тысячу мелких осколков, пока режиссёры разворачивают за пределами карты подводки к масштабной войне между двумя городами: Зауном и Пилтовером, как бедняков и зарвавшихся капиталистов. Лучшая игровая адаптация, финал которой выйдет на Netflix уже в ноябре этого года: тем же временем соучредители Riot Games спешат с объявлением новых анонсов. Эта необъятная вселенная ещё так далека от исчерпания всех своих возможностей