Найти тему

Как успешно сдать экзамен 1С:Специалист? Используем теорию когнитивной нагрузки

Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части ты столкнешься с вопросами по предметной области, конфигурированию и администрированию «1С:Предприятия», а также по специфике типовых решений. В практической части придется выполнять задания, связанные с настройкой и использованием «1С» в различных ситуациях.

Чтобы успешно сдать экзамен, важно не только хорошо знать теорию, но и уметь применять ее на практике. Также нужно быть внимательным, сосредоточенным и уверенным в своих силах.

Но как подготовиться к такому сложному экзамену, не перегружая свой мозг? Как избежать стресса, путаницы или скуки при изучении большого объема информации? Как сохранить мотивацию и интерес к обучению?

Здесь на помощь приходит теория когнитивной нагрузки: она объясняет, что информация усваивается лучше, если она не перегружает твой мозг.

Что такое когнитивная нагрузка?

Когнитивная нагрузка – это объем информации, который ты можешь одновременно удерживать в голове, чтобы понять и запомнить материал или решить задачу.

Когда ты слушаешь лекцию или читаешь учебник, ты используешь свою рабочую память; это та память, которая временно хранит и обрабатывает информацию, необходимую для текущих задач. Однако рабочая память имеет свои ограничения: она может удерживать всего около семи элементов информации одновременно и хранить их лишь около 20 секунд, если не повторять. Поэтому, если ты пытаешься запомнить слишком много или слишком сложную информацию, рабочая память может перегрузиться, и это затруднит процесс обучения.

Некоторые исследователи различают рабочую память и кратковременную память, хотя эти понятия близки. Рабочую память можно представить как кратковременную память, которая взаимодействует с долгосрочной памятью, помогая принимать решения и выполнять вычисления.

Помимо рабочей памяти, у тебя есть еще долговременная память. Она хранит все твои знания и навыки, которые ты можешь использовать в нужный момент. Информация в долговременной памяти организована в виде схем – структур, представляющих единицы знания. Например, у тебя есть схема о том, что такое «1С:Управление предприятием», как она работает и какие функции выполняет. Эти схемы помогают объединять элементы в одну тему и формировать прочную базу знаний. У долговременной памяти практически нет ограничений по объему и времени хранения, что позволяет тебе накапливать и систематизировать информацию.

Также существует сенсорная память. Это очень кратковременная память, которая удерживает информацию о том, что ты только что увидел или услышал, примерно на три секунды. Сенсорную память можно сравнить с мгновенным снимком того, что только что произошло, который быстро исчезает.

Как это работает? Согласно теории когнитивной нагрузки, процесс обучения заключается в переносе информации из рабочей памяти в долговременную, где она превращается в схемы. Чтобы это произошло, важно, чтобы рабочая память не была перегружена лишней или нерелевантной информацией, которая мешает усвоению материала. Поэтому при обучении необходимо учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, которую ты испытываешь.

Типы и уровни когнитивной нагрузки

-2

Когнитивная нагрузка делится на три основных вида:

Внутренняя когнитивная нагрузка зависит от сложности самого учебного материала и твоего уровня подготовки по теме. Эта нагрузка напрямую зависит от содержания или цели обучения.

Например, если ты изучаешь новую и сложную тему с множеством незнакомых понятий и правил, твоя внутренняя когнитивная нагрузка будет высокой, потому что тебе предстоит усвоить много новой информации. Если же тема тебе уже знакома или содержит мало новых данных, нагрузка будет низкой, так как тебе нужно лишь освежить знания или углубиться в них.

Внешняя когнитивная нагрузка определяется тем, как представлен и организован учебный материал, а также условиями, в которых происходит обучение. Эта нагрузка может изменяться без необходимости менять само содержание или цели обучения.

Например, если материал подан в неудобном формате, без иллюстраций, схем или других визуальных подсказок, или если это аудио- или видеозапись без субтитров и структуры, то твоя внешняя когнитивная нагрузка будет высокой. Тебе придется прилагать больше усилий для восприятия и обработки информации. Если же материал представлен в удобной форме, например, в виде интерактивного курса с заданиями и обратной связью, то внешняя когнитивная нагрузка будет низкой, так как информация будет восприниматься и запоминаться легче.

Также внешняя нагрузка может увеличиваться из-за отвлекающих факторов, таких как шум, неудобное рабочее место или частые прерывания.

Дополнительная когнитивная нагрузка зависит от того, сколько усилий ты прилагаешь для обработки, понимания и запоминания материала, а также для создания и усовершенствования схем в долговременной памяти. Эта нагрузка может увеличиваться, не перегружая рабочую память, если внутренние и внешние нагрузки сбалансированы.

Например, если ты недостаточно стараешься понять и запомнить материал, или не работаешь над улучшением своих знаний, твоя дополнительная нагрузка будет низкой, так как у тебя может не хватать мотивации или уверенности. Но если ты активно стараешься разобраться в материале, вкладываешь усилия в его усвоение и улучшение своих знаний, твоя дополнительная когнитивная нагрузка будет высокой, так как ты будешь максимально мотивирован и вовлечен в процесс обучения.

Что же делать?

Когда готовишься к экзамену, важно учитывать тип и уровень когнитивной нагрузки, которую ты испытываешь, и адаптировать свои методы обучения под эти особенности.

Если у тебя мало предварительных знаний по теме, начни с основ. Изучай базовые понятия, термины и правила, используя простые и понятные примеры. Разделяй материал на небольшие порции, чтобы не перегружать свою рабочую память.

Если же ты уже хорошо знаком с темой, стоит углубить и расширить свои знания. Используй более сложные и интересные примеры, старайся объединять разные аспекты материала в одно целое, чтобы формировать более сложные и устойчивые схемы в памяти.

Чтобы легче воспринимать и усваивать информацию, можно использовать несколько простых методов, которые помогут снизить когнитивную нагрузку.

1. Постепенное усложнение материала. Начни с простого и базового, а затем переходи к более сложным темам. Так ты построишь свои знания поэтапно, не перегружая себя. Например, при изучении конфигурирования в «1С:Предприятии» сначала разберись с основами: что такое конфигурация, ее свойства, как ее создать и открыть. Затем переходи к более сложным задачам, таким как добавление и изменение объектов метаданных, настройка форм, отчетов и обработок.

2. Деление материала на части. Разбей сложные темы на более мелкие и понятные блоки. Это поможет тебе лучше сконцентрироваться и усвоить информацию поэтапно. Например, при изучении бухгалтерского учета можно разделить его на разные участки, такие как учет основных средств, материалов, затрат и т.д.

3. Объединение связанных элементов. Группируй похожие или связанные элементы информации, чтобы легче запомнить и использовать их. Например, изучая налоговый учет, можешь объединить налоги в категории, такие как прямые, косвенные, федеральные, региональные и местные.

4. Устранение лишней информации. Избавляйся от избыточной информации, которая не важна для твоей цели обучения, или повторяет то, что ты уже знаешь. Это позволит сосредоточиться на том, что действительно необходимо. Например, при изучении типовых решений «1С», можно игнорировать общие функции платформы, если они уже знакомы.

5. Использование разных форматов информации. Включай в обучение текст, графику, анимацию, звук и другие форматы, чтобы сделать процесс интереснее и понятнее. Например, при изучении «1С:Управления торговлей», можно использовать графические схемы, анимации и звуковые комментарии наряду с текстовыми описаниями.

6. Структурирование и организация информации. Организуй материал логично и последовательно, используя заголовки, списки, таблицы, схемы и резюме. Это упростит понимание и запоминание ключевых идей. Например, ментальные карты – отличный способ визуально организовать информацию и увидеть взаимосвязи между разными элементами, что помогает лучше усваивать материал.

Как увеличить дополнительную когнитивную нагрузку?

Чтобы лучше усваивать материал и закреплять его в долговременной памяти, можно использовать несколько методов, которые помогут увеличить дополнительную когнитивную нагрузку.

1. Получение обратной связи и поддержки. Важно получать обратную связь от преподавателя, наставника, коллеги или даже от самого себя. Это поможет тебе понять, что у тебя получается хорошо, где можно улучшить результаты и как идут дела в целом. Такая поддержка повышает мотивацию и уверенность. Например, при подготовке к экзамену можно пройти пробный тест, получить оценку и комментарии, похвалить себя за успехи или поддержать в случае неудачи.

2. Стимулирование критического мышления и самоанализа. Анализируй и оценивай информацию, которую изучаешь, а также свои знания и навыки. Задавай себе вопросы: почему это работает так? Можно ли сделать лучше? Что произойдет, если изменить подход? Это поможет глубже понять материал и развить способность к решению проблем. Например, при изучении конфигурирования в «1С:Предприятии» попробуй задавать себе вопросы о том, как улучшить систему или что можно сделать по-другому.

3. Использование метакогнитивных стратегий. Это осознанное управление своими когнитивными процессами – вниманием, памятью, мышлением. Стратегии, такие как постановка целей, планирование, самоконтроль и самооценка, помогут тебе лучше организовать процесс обучения. Например, при изучении бухгалтерского учета попробуй планировать свои занятия, отслеживать прогресс и оценивать свои достижения.

-3

Теория когнитивной нагрузки – это полезный инструмент для подготовки к любому экзамену, включая экзамен «1С:Специалист». Она помогает понять, как ты учишься, и выбрать наиболее эффективные методы, учитывая твои особенности, цели и потребности.

Ни пуха ни пера!

Приглашаем вас пройти тест по программированию 1С. Узнайте свой уровень знаний и получите рекомендации для развития карьеры. Тест займёт всего несколько минут, а его результаты помогут вам выйти на новый профессиональный уровень!

-4