К сожалению, известный коллекционер и меценат Н. Б. Юсупов-старший не успел завершить строительство своего нового дома в Санкт-Петербурге. После его кончины князь Борис Николаевич решил увековечить память отца, создав музей и театр в своём столичном особняке.
Архитектор Михайлов, вдохновлённый традициями русского ампира, спроектировал и построил Картинную галерею, состоящую из пяти светлых и высоких залов. Галерея открывается Николаевским залом, посвящённым князю Н. Б. Юсупову-старшему, и завершается миниатюрным Домашним театром.
Вскоре Картинная галерея в петербургском дворце превратилась в настоящую сокровищницу, куда переехали замечательные художественные произведения из других юсуповских домов, включая московский и архангельский. В каталоге «Музей князя Юсупова, содержащий полотна, мраморы, кость и фарфор, которые находятся во дворце Его Сиятельства в Петербурге», изданном Борисом Николаевичем в 1839 году, упоминается 483 картины кисти Рембрандта, Ван Дейка, Корреджо, Тьеполо, Буше, Греза и других художников, а также 31 мраморное изваяние, в том числе 6 бесценных античных оригиналов.
Художественная коллекция, основанная Николаем Борисовичем-старшим, постоянно пополнялась его потомками и по праву получила славу одного из лучших частных собраний России. Юсуповский дворец также заслуженно приобрёл репутацию «одного из богатейших барских домов в Петербурге по внутренней роскоши».
Подобно своему отцу, который неустанно создавал ансамбль Архангельское, Борис Николаевич строит дворцовый комплекс на Мойке в Северной столице, стремясь создать место, где каждый посетитель сможет насладиться красотой и величием русской культуры.
Мы проходим через Картинную галерею в Домашний театр, открывая для себя новую анфиладу комнат искусств Юсуповского дворца. Гостей дворца впечатляет размах и масштаб выставочных залов художественной галереи Юсуповых.
Анфилада, созданная архитектором А. А. Михайловым по законам классицизма, почти не претерпела изменений с 1830-х годов. Усовершенствования, внесённые архитектором А. А. Степановым, в основном касались технического оснащения картинной галереи. Одним из таких новшеств конца XIX века был световой фонарь Николаевского зала, который когда-то освещал уникальные произведения искусства, собранные здесь.
Выставочные залы художественной галереи Юсуповых поражают своим масштабом и красотой, а также уникальными работами выдающихся мастеров. В XIX веке в четырёх больших залах и нескольких небольших интерьерах хранились тысячи подлинных предметов искусства.
В моих статьях фотографии не являются главным акцентом, хотя они и являются авторскими и действительно великолепны. Однако, наиболее значимой частью материала выступает информация.
Эти статьи предназначены для увлечённых людей, ценителей культуры и искусства, но и обычные читатели могут найти здесь много интересного и полезного для себя.
Картинная галерея выполнена в стиле строгого классицизма с богатым декором: лепниной на потолке, пилястрами, портиками и мраморными каминами. Когда-то картины русских и европейских мастеров занимали каждый уголок залов, от пола до потолка полотна итальянских, французских, английских, голландских, испанских и немецких художников, которые заняли почётные места в анфиладе, созданной для демонстрации жемчужин коллекций выдающихся художников и скульпторов. Сейчас же в каждом зале можно увидеть копии и редкие подлинники.
Первым в анфиладе из пяти залов Картинной галереи расположен Николаевский зал. В центре зала, в портике с колоннами, возвышается бюст Н. Б. Юсупова — копия работы скульптора И. П. Витали. Николаевский зал также известен как Зал редкостей, так как его украшали драгоценные кубки и часы, изысканные кружева, флаконы для духов и другие диковинные вещи. Здесь можно было увидеть замечательную коллекцию брелоков, набор пуговиц с портретами деятелей Великой Французской революции и многие другие удивительные экспонаты.
В XIX веке стеклянные купола на потолках зданий назывались световыми фонарями. Эти конструкции были созданы для освещения помещений, где не было окон, или для усиления естественного света в дополнение к окнам. Давайте уделим внимание освещению, ведь именно оно позволяет нам увидеть красоту залов, ради которых мы открываем двери в старинные дома и особняки.
В руках талантливого архитектора освещение становится настоящим произведением искусства. Уникальные мастера придумали оригинальный способ, позволяющий естественному свету проникать через световой фонарь на потолке. Игра света и тени создает неповторимые узоры в комнатах со световыми куполами, которые завораживают своей необычной красотой.
Меня глубоко поразили стеклянные купола, которые украшают Юсуповский дворец. Когда находишься внутри купола, кажется, что свет мягко рассеивается по всему помещению. Я никогда раньше не видела ничего подобного в интерьерах роскошных дворцов.
К сожалению, не все световые фонари петербургских парадных сохранились до наших дней. Они часто разбивались, закрывались или закрашивались. Тем более ценна возможность увидеть то, что сохранилось и является необычайной редкостью.
К. Робертсон нарисовала портрет 12-летнего князя Н. Б. Юсупова младшего, который держит в руках скрипку и ноты.
Когда рассматриваешь внутреннее убранство дворца Юсуповых и произведения искусства, невольно начинаешь задумываться о непростых переплетениях жизненных путей, семейных узах, карьерных взлётах и судьбах наследников богатейшего состояния.
Особенно интересен жизненный путь князя Николая Борисовича Юсупова старшего. Этот человек был не только сказочно богатым, но и страстным поклонником знаний и искусства. Его познания, вкус и умение превращать будни в удивительные праздники вызывали восхищение современников. Он был настоящим образцом просвещённого вельможи екатерининской и павловской эпохи.
Благодаря этому, он стал первым директором Эрмитажа, где размещалось императорское художественное собрание. Его родовая коллекция насчитывала более 600 полотен, а также скульптуры, произведения прикладного искусства, более 20 000 редких книг и коллекцию фарфора. После революции коллекция была разделена и передана в разные музеи. Основная часть хранится в Государственном Эрмитаже, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственном музее-усадьбе «Архангельское».
Князь Юсупов много путешествовал по Европе и был представлен ко многим знатным дворам. Он общался с известными философами, такими как Дидро и Вольтер, а также подружился с Бомарше. Именно в этих поездках у него зародился интерес к европейской культуре и искусству, который перерос в увлечение коллекционированием. Он начал приобретать редкие книги и картины, а также расширял связи с художниками и комиссионерами. Николай Борисович посетил мастерские знаменитых художников, таких как А. Кауфман в Венеции и П. Батони, гравёра Д. Вольпато, известного своими репродукциями работ Рафаэля, а также Г. Робера, К. Ж. Верне, Ж.-Б. Грёза и Ж.-А. Гудона в Париже.
В Италии молодой князь подружился с немецким пейзажистом Я. Ф. Хаккертом, который впоследствии стал его советчиком и экспертом. Хаккерт написал по его заказу парные пейзажи «Утро в окрестностях Рима» и «Вечер в окрестностях Рима». Главными увлечениями Николая Юсупова стали античность и современное искусство — эти два направления будут приоритетными в его художественных предпочтениях на протяжении всей жизни.
В Петербурге на месте старого родительского дома на Фонтанке был реконструирован дворец в классическом стиле. В 1790-х годах началась его головокружительная карьера. Он был произведён в тайные советники и занимал множество важных государственных постов: директора Императорских театров в Петербурге, директора императорских стеклянного и фарфорового заводов, директора шпалерной мануфактуры, президента Мануфактур-коллегии, министра уделов и члена Государственного совета.
В 1810 году Николай Юсупов под Москвой приобрёл усадьбу Архангельское, превратив её в образец дворцово-паркового ансамбля. Для её реконструкции он пригласил лучших архитекторов того времени. В парке усадьбы он построил театр, где устраивал пышные балы и театральные представления. Современники называли Архангельское «подмосковным Версалем», а хозяина усадьбы — вельможей «Златого века».
Николай Борисович старший был безмерно влюблён в свою усадьбу и часто говорил:
«Архангельское не для наживы, а для растрат и услад».
К сожалению, его расточительство привело к тому, что после его смерти его сын Борис унаследовал огромные долги по состоянию.
Судьба — это характер или удачное наследство?
Яркий и великолепный портрет княгини Татьяны Юсуповой выглядит пленительно, она окружена цветами и драпировками.
Смотрю я долго на портрет
В тонах изысканно карминных,
В глазах твоих неяркий свет,
А губы — сок из ягод винных.
Я очень стар, а ты всегда
Здесь в рамке будешь молодою.
Творец, пусти меня туда,
Хочу быть там с моей женою.
Как вижу я, из всех надежд,
Что тешат старика слезою,
Лишь там мне воздух будет свеж,
Где будет он дышать тобою.
Александр Тулбу
Князь Николай Борисович Юсупов старший приобрёл славу богатейшего человека в империи, когда женился на Татьяне Васильевне, урождённой Энгельгардт. Татьяна Васильевна была пятой дочерью небогатых смоленских помещиков. В таких условиях её и её старших сестёр вряд ли ожидали блестящего будущего. Однако в Петербурге, благодаря их знаменитому дяде, эти перспективы начали обретать чёткие очертания.
Когда сёстры Энгельгардт стали совершеннолетними, судьба преподнесла им замечательный подарок — сначала покровительство, а затем и наследство их знаменитого дяди, Светлейшего князя Таврического Григория Александровича Потёмкина. Из скромного провинциального окружения они попали в мир императорского двора, где стали фрейлинами и проявили себя с лучшей стороны. Воспитанные, умные и красивые, они были на вершине успеха. Весь мир лежал у их ног!
Брак Татьяны Васильевны и Николая Борисовича нельзя назвать брак по расчёту или брак по любви. Он был заключён по желанию императрицы Екатерины II.
Выйдя замуж за блестящего вельможу Юсупова, Татьяна Васильевна скоро поняла, что образ жизни эпикурейца и любимца света, неравнодушного к прекрасному полу, совсем не совпадает с её представлениями о семейном счастье. После рождения сына Бориса супруги разъехались и жили в разных дворцах и поместьях.
Татьяна Васильевна любила коллекционировать драгоценные камни. В её коллекции были известные по величине и красоте алмазы, такие как редкой красоты алмаз «Полярная звезда» и бриллиант «Альдебаран», а также каплевидная драгоценная жемчужина «Перегрина» (Странница), принадлежавшая испанскому королю Филиппу II, диадема королевы Неаполя Каролины Мюрат и серьги Марии-Антуанетты. Многие вещи из этой коллекции в дальнейшем передавались как семейные реликвии и ценности.
Татьяна Васильевна, будущая невеста, была не только очаровательной, но и невероятно богатой женщиной. Она унаследовала огромное состояние, оцениваемое в восемнадцать миллионов рублей.
Татьяна Васильевна занималась благотворительностью, но делала это скромно, не стремясь привлечь к себе внимание. Она проявляла свои таланты в воспитании сына и управлении многочисленными своими и юсуповскими поместьями. Её знания в области хозяйства и финансов были настолько глубоки, что её считали настоящим экспертом в этой сфере.
Юсуповский дворец словно миниатюрный музей, посвящённый искусству и театру. Здесь, в каждом зале, можно открыть для себя новые грани культуры и искусства.
Я черпала вдохновение для этой статьи из книги «Юсуповский дворец», которую приобрела во время своего визита во дворец. Авторами книги являются Н. В. Кукурузова и О. В. Уточкина.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...
С вами была Виктория. 😍
Если вам понравилось статья, поставьте палец вверх! 👍
Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи и новые публикации, смотрите видео и оставляйте комментарии. 😉
Возможно, вам будут интересны другие мои материалы, подборка «Санкт-Петербург»: 👇