Найти в Дзене

Как отличить деколь от ручной росписи

Сегодня хочу рассказать вам об одной технике, это поможет вам не попасться на уверения антикваров, что перед вами ручная роспись на фарфоре, и соответственно сэкономить ваши деньги. А техника эта называется - Деколь. Что это такое?
Это способ декорирования керамической, или стеклянной поверхности с помощью бумаги, являющейся основой, на которою наносится рисунок, впоследствии “переводимый” на декорируемую поверхность. На следующем этапе рисунок закрепляется на изделии высокотемпературным обжигом. Первым, кто изобрел этот метод был Симон Франсуа Равенне. В 1750 году он усовершенствовал способ гравировки фарфора. Он использовал папиросную бумагу, на которую наносил различные краски. Затем, нагревая медное изделие, он плотно прижимал к нему папиросную бумагу с орнаментом, после чего бумага осторожно снималась, а рисунок оставался на поверхности тарелки. Для сохранности такого рисунка декорируемую вещь надо было покрывать специальным лаком, обеспечивающим надежную фиксацию красок. Изобр

Сегодня хочу рассказать вам об одной технике, это поможет вам не попасться на уверения антикваров, что перед вами ручная роспись на фарфоре, и соответственно сэкономить ваши деньги. А техника эта называется - Деколь. Что это такое?

Это способ декорирования керамической, или стеклянной поверхности с помощью бумаги, являющейся основой, на которою наносится рисунок, впоследствии “переводимый” на декорируемую поверхность. На следующем этапе рисунок закрепляется на изделии высокотемпературным обжигом.

-2
-3

-4

Первым, кто изобрел этот метод был Симон Франсуа Равенне. В 1750 году он усовершенствовал способ гравировки фарфора. Он использовал папиросную бумагу, на которую наносил различные краски. Затем, нагревая медное изделие, он плотно прижимал к нему папиросную бумагу с орнаментом, после чего бумага осторожно снималась, а рисунок оставался на поверхности тарелки. Для сохранности такого рисунка декорируемую вещь надо было покрывать специальным лаком, обеспечивающим надежную фиксацию красок. Изобретение Симона Равенета стало первым шагом на пути к массовому производству изделий из керамики и стекла с художественным декором. До этого роспись осуществлялась только вручную. Этот процесс занимал очень много времени, а, значит, и стоимость у подобных изделий была высока. Открытие деколи, как способа украшения изделий, помогло существенно снизить стоимость и увеличить объём выпускаемой продукции.

-5

⚡Так два английских подмастерья Джон Сэдлер и Гай Грин в 1756 году поразили своим рекордом всех керамистов. При помощи деколи они вручную украсили рисунками 1200 плиток за 6 часов, что примерно равняется 200 плиткам в час или 3 плиткам в минуту. Стало понятно, что за деколью будущее.

☝В начале XIX века был внедрен ряд инноваций, существенным образом повлиявших на использование техники деколи в декорировании керамических и стеклянных изделий. В 1796 году
Алоис Сенефелдер изобрёл процесс литографической печати (плоская печать). Затем, в ​​1820 году Анри Fourdriner изобрел машину, которая могла делать бумагу, а в 1840 году братьями Пратт был разработан метод печати с использованием разнообразных цветов.

-6


До этого возможно было нанесение только одного цвета, т.е. монохромная печать. Но и тогда никто не мог предположить, что спустя некоторое время деколь, как способ декорирования, достигнет космических масштабов. Этому способствовало изобретение литографии и разноцветной печати, что позволило наносить на изделия огромное разнообразие орнаментов и рисунков.

-7

Так в 1875 году насчитывалось около 300 видов рисунков, а спустя 2 года число их достигло 10 000. До массового внедрения деколи в фарфоро-фаянсовой промышленности только состоятельные граждане могли позволить себе красиво оформленную посуду с богатой росписью и чудесными сюжетами из-за очень высокой стоимости подобных изделий. Теперь же красивую керамику могли себе позволить очень многие.

-8

Как же отличить деколь от ручной росписи?

Давайте разбираться:
🔸Берем лупу и изучаем предмет очень внимательно!
Если видим
маленькие точечки и изображение очень похоже на газетную иллюстрацию (множество мелких точек) - скорее всего, перед вами деколь.
НО есть исключения, например, точечная живопись начала-середины 19 века - это шедевр мастерства, срочно берем предмет 👍, но как вы сами понимаете, скорее всего, это будет деколь(((
Кстати,
чем выше качество деколи, тем плотнее эти точки сливаются в цельное изображение.

🔸Технология нанесения деколи говорит о том, что
слой краски очень тонкий, поэтому изображение бледное везде. Очень часто некоторые места на изображении дописывают кистями. Отсюда и термин - деколь с подрисовкой. Там где подрисовка, вы увидите мазки. Иногда используют эмалевые краски и тогда мазки будут очень заметными и выпуклыми. Будьте внимательны, очень сложно не запутаться и принять деколь с подобной подрисовкой за ручную роспись.

🔸Часто подобную
подрисовку можно почувствовать пальцем или поверните рисунок на 30-45 градусов от горизонтальной линии, вы увидите бугорки эмали.

🔸На ручной росписи почти всегда хорошо видны мазки кисточки.

-9
-10

Но не обязательно они должны быть ощутимыми, наоборот чем круче мастер, тем незаметнее его роспись.

🔸Что делать, если лупы нет?!
Детально и тщательно
сравните похожие элементы (листочки, стебли и т.д.), если они похожи один на другой как шаблон копирка, тогда скорее всего перед вами деколь.

В любом случае, нужна практика! И конечно -
подписывайтесь на мой канал, чтобы научиться отличать подделку от оригинала. А есть вопросы - задавайте в комментариях!