Найти тему
Сретенский монастырь

ФАВОРСКАЯ СЛАВА ЛЮБВИ И КРЕСТА

Мы празднуем великий и чудесный праздник Преображения Господня. В этот день Господь взял троих Своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – на вершину горы Фавор. Там Он открыл им Себя в Своей полной Божественной и небесной славе. Всего неделей ранее ученик Христов Петр впервые открыто исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). Ныне же Господь явственно являет телесным чувствам учеников истину этого исповедания. И через это свидетельство Церковь открывает нам сегодня ту же отрадную истину: воистину Иисус Христос есть Сын Бога Живого.

Когда я был юным неофитом, принявшим исповедание святого Петра о Божественности Христа, для меня сегодняшний праздник был, конечно, чрезвычайно вдохновляющим. Благодаря свидетельству Церкви я знал, что Христос воплотился не только для того, чтобы открыть Божественную славу Своим ученикам, но и для того, чтобы даровать им такую ​​же славу. И я жадно слушал слова святого апостола Петра: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1: 3–4). И все же, несмотря на всю возвышенную красоту этого праздника, было в нем что-то, что меня озадачивало.

Мы слышали в Евангельском чтении, что, увидев Преображенного Господа, апостол Петр сказал Ему: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4). Евангелие от Луки добавляет, что Петр не знал, что говорил. Он, будучи поражен этим великолепнейшим видением, открывшимся ему, возможно, произнес такие слова необдуманно. Я размышлял об этом. Петр хотел остаться в присутствии Христа, оставив все земное, чтобы всегда пребывать во славе Бога Живого. Разве не этого мы, христиане, и должны возжелать? И хотя, полагаю, все христиане в какой-то мере испытывали такое желание, суровая правда заключается в том, что зачастую то, чего мы хотим, очень далеко от желания оказаться в свете Фавора.

Многие ли из нас, если бы у них была такая возможность, действительно выбрали бы то, о чем сегодня просил апостол Петр: никогда не возвращаться ни к чему и ни к кому в этом мире, только бы иметь возможность всегда пребывать в присутствии Христа? Надеюсь, что в лучшие моменты жизни мы все выберем это. Но все-таки часто мы бы этого не сделали. Я уверен в этом, потому что нам всегда, практически в каждый момент нашей жизни, предлагается такой выбор. И очень часто мы выбираем вместо света Фаворского людей, места и вещи сего преходящего мира. Каждый грех, который мы совершаем, является доказательством этого.

Мне вспоминается одна история. Однажды ночью настоятель одного монастыря ехал в нью-йоркском метро, возвращаясь в свой монастырь. Увидев его монашеское одеяние, к нему подошел бездомный и стал расспрашивать о его вере. Игумен, отвечая на вопросы, начал говорить о тайне Святого Причастия. Тогда нищий прервал его: «Подождите, вы пытаетесь сказать, что верите, что Иисус Христос физически присутствует с вами в ваших церквах?» Настоятель, конечно, ответил, что верит не только в это, но и в то, что даже вне Божественной литургии на престоле всегда присутствуют Святые Дары, и именно поэтому православные христиане крестятся, когда проходят мимо храма. «Невозможно, чтобы вы действительно в это верили», – твердо ответил незнакомец, к большому удивлению настоятеля. «И скажу вам, откуда моя уверенность. Если бы я верил, что Иисус Христос физически присутствует в церкви, где я молюсь, я бы никогда оттуда не выходил». Печальная истина состоит в том, что многие из нас, христиан, и даже монахи и священники, оказываются посрамлены вот такими незнакомцами.

 Фото: priest.today
Фото: priest.today

Апостол Петр на свое восклицание о кущах сподобился услышать глас Самого Бога Отца, глаголющий об Истине и Любви: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). Так же и в нашей жизни Бог очень часто отвечает на наши собственные проступки и ошибки не наказаниями, но еще большим дарованием нам Своей благодати. Но все же у меня остается вопрос: в чем заключалась ошибка апостола Петра? Будучи молодым христианином, я практически не имел представления об огромных сокровищницах смыслов Священного Писания, предлагаемых святыми отцами, которые могли бы быстро и легко ответить на мой простой вопрос. Я мог бы найти ответ, если бы прислушался к совету отца Фомы Хопко, который однажды сказал: «Крайне полезно прочитать все Писание и толкования к нему целиком».

Через все евангельское повествование о Преображении проходит одна непрерывная нить. Она начинается за неделю до того, как апостол Петр впервые исповедовал свою веру; продолжается до славного события, когда Христос беседовал на Фаворе со святыми пророками Моисеем и Илией; и заканчивается, когда Христос спустился с апостолами с горы и вернулся в наш грешный мир. Через все Евангелия, да и через всю историю человечества проходит одна и та же нить – свидетельство об Агнце: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13: 8).

Сразу же после того, как апостол Петр исповедал веру в Божественность Христа, Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Даже во славе Фаворского света Преображенный Спаситель говорил со святыми пророками именно «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9: 31). И потом, спускаясь с горы, Господь еще раз сказал ученикам, что «Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену» (Мк. 9: 12).

Апостол Петр ошибался вовсе не в своем желании оставить все земное ради славы Божией, но в том, что он забыл, что стяжать эту славу можно только на Кресте Христовом. Более того, осмелюсь сказать, что Крест Христов сам по себе есть слава Божия. Именно в час Своего предательства Иудой и крестной смерти Господь сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). Апостол Павел, который еще в этой жизни был восхищен на третье небо, писал: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Да, братья и сестры, слава Божия, свидетелями которой на горе Фавор были сегодня святые апостолы, действительно может стать нашей собственной славой. Но это произойдет только в том случае, если мы прислушаемся к словам Спасителя перед Его Преображением: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).

-3

Почему же Крест так тесно связан со славой Божией, с нашим спасением и обожением? Почему Господу пришлось взойти на Крест ради нас? Почему Он настаивает на том, чтобы мы, в свою очередь, взяли свой крест? Ответ довольно прост: потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Преподобный Исаак Сирин говорит, что Бог мог бы совершить наше спасение множеством способов, однако избрал крест. И произошло это потому, что именно крест наиболее полно явил величие Его любви, которая отдает ради любимого все до последней капли, вплоть до самой жизни. Нет ничего возвышеннее такой любви ни в этой жизни, ни в будущей. Именно через такую любовь Бог и стал человеком, и единственно через эту любовь человек может стать богом.

Послушаем слова святого апостола Иоанна, который также был в этот день на горе Фавор с апостолами Петром и Иаковом: «Cмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими… возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3: 1–2). И далее он говорит: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).

Братья и сестры, в этот святой и светлый день давайте всем сердцем возжелаем увидеть Преобразившегося Господа. Давайте всей душой будем стремиться вместе с Ним облечься в ту же славу, что и Он, и вспомним сегодня истинную природу Божественной славы – славу Любви и Креста. Давайте же ревностно и радостно возьмем наши собственные кресты и будем готовы с горячей любовью положить свою жизнь за Бога и за каждого из Его чад. Из любви и жажды по Фаворскому свету облобызаем же землю нашей личной Голгофы, ибо, как напоминают нам святые Оптинские старцы, единственный путь к Фавору идет через Голгофу. Решимся же встать на этот путь и неуклонно идти по нему отныне и до конца нашей земной жизни, дабы на нас свершились слова святого апостола Павла: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3: 18). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт
Rememberingsion.com

Иеромонах Гавриил (Хутен)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм