Найти тему
Papillon Hotels

Именитый турецкий режиссер - Нури Бильге Джейлан.

Фото: интернет
Фото: интернет

Последнее время турецкий кинематограф сделал значительный рывок на мировой кино-арене. Если мы поставим «но» - будет выглядеть как пренебрежение, типа: «но это только в сериальной промышленности». Но – нет, нисколько не умоляем заслуги сериалов перед «большим» кино. Сериалы – это тоже «ого-го» - какой труд. И тем более нам не понадобится это «но», потому что и в фестивальном кино у Турции есть награды и свои «Звягинцевы и Кончаловские». Сегодня мы хотим рассказать как раз о таком «фестивальном» кинорежиссере Нури Бильге Джейлан, который не раз представлял Турцию в Каннах и имеет заслуженные награды.


Будущий кинематографист родился в европейской части Стамбула. Но его отец – сельскохозяйственный инженер по образованию – решил, что для его карьеры и для детей (у Нури Бильге есть старшая сестра) будет лучше, если семья переедет в сельскую местность, а именно в его родную деревню в районе Чанаккале - Енидже. Именно здесь Нури Бильге Джейлан и провел свое ранее детство и в последствии многочисленные летние каникулы, когда его и сестру отправляли сюда на каникулы.

Фото: интернет
Фото: интернет

Далее была учеба в Стамбульском техническом университете на факультете химической инженерии, но учится было тяжело из-за частых студенческих забастовок. И поэтому через два года Нури Бильге перепоступил в университет Босфора, опять сдав вступительные экзамены на факультет электротехники. Во время учебы Нури Бильге увлекся фотографией и это увлечение будет сопровождать и помогать ему всю жизнь. Но сначала – оно давала ему небольшой заработок, когда будущий режиссер подрабатывал тем, что делал фото на документы. Потом была коммерческая фотография и участие и победы в международных конкурсах и развороты в престижных журналах.
Все-таки рождение в обеспеченной семье и жизнь и возможность учебы в Стамбуле дают преимущество, особенно в Турции. Нури Бильге посещал альпинистские и шахматные кружки, пользовался обширной библиотекой университетов и ходил на факультативный курс по истории кино. После учебы Нури Бильге много путешествовал, совсем как классический европейский студент. Он размышлял над своей дальнейшей жизнью и тем, чему хочет себя
посвятить (очень полезные размышления). Лондон, Гималаи, Катманду, велопробег по Италии, видимо очень хорошо закаляют мозги. Но, после своих странствий пришлось отслужить в армии (тогда срок службы был немаленьким – 18 месяцев), где он и принял решение дальше развиваться в кинематографе.

Сформировав и поняв свое предназначение Нури Бильге Джейлан поступает в университет Мимара Синана на кинорежиссуру. Оказавшись великовозрастным студентом на курсе Джейлан стремился побыстрее начать работать. Так, после второго курса он начинает сниматься и помогать со всем съемочным процессом своему другу. Но затем, в 1993 году приступает к съемкам уже своего собственного, пока короткометражного фильма. Но это только написать легко: «приступает к съемкам…» на самом деле молодому режиссеру на свои
деньги пришлось купить камеру, раздобыть пленку (часть удалось раздобыть на канале TRT (она была просроченной, а часть Нури Бильге привез из России, где тоже приобрел на свои средства). Но в итоге получился фильм «Кокон» (Koza), который сразу был отобран для участия в конкурсе в Каннах. Почувствовав силу и определив вектор направления, режиссер берется за полный метр. Последующие три фильма: «Поселок», 1997 (Kasaba), «Майские облака», 1999 (Mayıs Sıkıntısı) и «Отчуждение», 2002 (Uzak) являются как бы расшифровкой самой первой короткометражки. С фильмом
«Отчуждение» режиссер выиграл множество международных наград, среди которых, конечно, главная – большой приз жюри в Каннах 2003. Этот фильм стал самым-самым по количеству полученных наград в истории турецкого кинематографа. Хотя при производстве всех трех фильмов Джейлан испытывал материальные и технические трудности – сам писал сценарий, сам был за оператора, звукорежиссера и монтажёра, а в качестве артистов задействовал друзей и родственников (совсем как Сталлоне
со своим первым «Рокки»). После такого успеха имя турецкого режиссера узнали во всем мире (конечно, в узкой его части, которая интересуется интеллектуальным и фестивальным кинематографом).
Можно сказать, что режиссеру повезло и в личной жизни. Он встретил женщину, которая разделяет его интересы. Эбру Джейлан – не только красивая, но и умная и талантливая женщина. У них с мужем день рождения в один день – 26 января, но разница в возрасте в семнадцать лет. Эбру также увлекается фотографией и в последующих, после их с Нури Бильге женитьбы годах, помогает мужу в его работе. И, кстати, у Эбру тоже есть своя, отдельная от
мужа, номинация за лучий короткометражный фильм в 1998 в Канах. Она является соавтором сценариев к его фильмам и художником, а в фильме «Времена года», 2006 (İklimler) – они с мужем исполнили главные роли. Этот фильм тоже получил свою награду– ФИПРЕССИ в Каннах. У пары двое сыновей.

В 2008 году Нури Бильге получил приз в Каннах как лучший режиссёр за свой фильм «Три обезьяны» (Üç maymun), этот же фильм, впервые в истории турецкого кино был отобран для участие в премии Оскар от Турции, в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и вошел в шорт-лист. В последующие годы фильмы Нури Бильге Джейлана еще не раз были
отобраны для участия в этой престижной премии, чтобы представлять свою страну, но пока ни разу не дошли до номинаций. Все-таки для участия в Оскаре должны сойтись многие составляющие, в том числе и политические. Надеемся, что однажды эта вершина все же покорится Нури Бильге.
В своих интервью турецкий режиссер не раз упоминал о большом влиянии русской литературы и кинематографа на свое творчество. В ранних работах он сам признавался, что делал аллюзии на работы Тарковского. А Чехов является для него непревзойдённым мастером, тем кто так полно описал энциклопедию человеческой жизни. Еще у режиссера есть мечта поставить Достоевского, но для него он очень сложен в адаптации, хотя Нури Бильге все еще надеется
экранизировать «Бесы». Нури Бильге насколько раз был в России и для него это знаковое место, здесь он черпает вдохновение и заряжается идеями. В прошлом, 2023 году, Ниру Бильге Джейлан участвовал в основной конкурсной программе в Каннах и был претендентом на золотую пальмовую ветвь с фильмом «О сухой траве» (Kuru Otlar Üstüne). Об этом фильме мы немного рассказали вот
здесь. Совсем скоро в сентябре в Турецкой Адане будет проходить кинофестиваль «Золотая коробочка» (Altın koza), где Нури Бильге Джейлан займет кресло председателя жюри национального конкурса полнометражных фильмов. Среди остальных членов жюри указаны
актриса Серенай Сарыкая, писательница и сценарист Нермин Йылдырым, режиссер и сценарист Мустафа Кара и некоторые другие. Фестиваль будет проходить в 31-й раз и должен открыть новые имена среди режиссеров полного и короткого метра и среди студенческих работ. Такое странное название «Золотая коробочка» – символизирует коробочку хлопчатника,
который обильно произрастает в том регионе и является экономически важным для него.

Фото: интернет
Фото: интернет

Свои работы Нири Бильге Джейлан презентует с периодичностью раз в несколько лет, надеемся, что и сейчас режиссер работает над очередным шедевром и скоро мы услышим овации в его честь во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазет.