Начну опять с бородатого философского анекдота о том, как к русской долгожительнице, прожившей больше ста лет приезжает хамовитый корреспондент, и задает вопрос: "Скажите пожалуйста, а как Вы дожили до таких преклонных лет, не болеете, на здоровье не жалуетесь?" "Дык, все просто милок: ко всему отношусь с юмором, в жизни старалась ни с кем не ссориться, ни с кем не спорила..." Корреспондент грубо прерывает бабулю: "Че за чушь, бабка, че за ахинея, ты ни с кем в жизни не спорила?!!" Бабуля иронично глядя н корреспондента: "Ну, ладно, милок, уговорил, скажу как на духу: "спорила, спорила, всю жизнь спорила!".
Вот и я стараюсь в сети не спорить, ибо как говорил незабвенный Михаил Михайлович (Жванецкий) "Если в ы спорите с (неумным человеком), то он в этот момент делает то же самое. Это я к тому, что статья сия, наверняка вызовет бурю возмущения, ибо за компьютерам и поныне сидит стадо евроагитаторов, ничего не понимающих в ни в политике, ни в идеологии (но имеющих в голове туповатенькие шаблоны маккартизьма).
На самом деле, гуманитарные науки, связанные с изучением человеческого общества взаимосвязаны между собой, ибо "питие (пардон) бытие определяет сознание", но не всегда эта связь прямая.
Политология (а, это тоже наука) изучает одно, социология другое, экономика - третье, но в целом они взаимосвязаны, и предмет для изучения у них один (и, по сути, это отрасли одной науки - обществоведения).
В шаблонах "евроагитаторов" Гражданская война в Испании выглядит так:
"Плохие красные пришли к власти, начали творить свои красные мерзости, а в ответ на это благородные доны во главе с Франко в белых мундирах вступились за несчастную Испанию и спасли страну, которую разваливали проклятые коммуняки".
Начнем с того, что Народный фронт, в основной своей массе, это совсем не "красные". Я обещал рассказать о том, какие были "красные" Как говорил один мой знакомый поэт...
****
Дабы взглянуть на мир наш трезво,
И выбрать в жизни верный путь,
Загадкам вдруг найти ответы,
Порою нужно прибух..ть
Шутю, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки (все остальное там правда жизни, которая, просто, многих не устраивает).
Начнем с экономики, ибо она основа в этом анализе. (Но очень коротко). Экономика Испании, безусловно требовала реформирования (особенно в аграрной сфере). При этом, в ряде отраслей промышленность "летела на самолете", а в ряде едва ползла на животе. Например, новейшие сталелитейные заводы использовали сырье, добытое на рудниках "дедовским способом" вручную. В аграрном секторе была очень мощная социальная группа, жившая чисто сдачей своей земли в аренду, тонкая прослойка "арендаторов" живших за счет эксплуатации арендованной земли, используя копеечный труд огромной социальной группы наемных сельхозрабочих. (есть прямой аналог: барыга- собственник, хитросделанный арендатор, наемные продавцы в магазине).
"Отрегулировать" эту систему было можно. Можно сделать экономику более эффективной. Например, введя большой налог на наследство (как это сделано в в США) или ведя налог на землю, но... (попробуй сделай). Левые в Испании попытались... Ладно, экономику можно (и нужно) разбирать долго (это тема отдельного ПРЕДМЕТНОГО разговора).
К социологическим и социальным проблемам мы уже подошли вплотную. Мощное имущественное расслоение населения, минимальная соцзащита населения, поляризация интересов, очень разная (и пестрая) ситуация в регионах Испании, все это наложило свой отпечаток. Причем, если честно, то и "инструментов" для разбора нет. Практически все современные теории для этого не пригодны (потому, как политизированы, и не дают нормального понимания). Ну, например...
Когда Маркс создавал свое учение, ситуация была чуть проще (но это не точно). Существовали большие социальные группы со своими интересами, которые стали называть классами. Так родилась "классовая теория" и теория "классовой борьбы".
Кое-кто и по сей день видит мир в "красно-белом спектре". В реальности, картина намного сложнее. Есть множество социальных групп со своими специфическими интересами, и, даже при построении "бесклассового общества" мы столкнемся с тем, что в этом обществе будут социальные группы с диаметрально противоположными интересами. И, более того, если брать в целом интересы государства, то интересы некоторых социальных групп будут конфликтовать с интересами государства.
Ну, например, военный путч (нем. Putsch — переворот) - это результат конфликта интересов одной социальной группы (военных) с интересами другой социальной группы (назовем их "чиновниками").
Деление на "классы" здесь не всегда уместно, потому, как даже если человек вышел "из рабочего классу" или "от сохи", он, попав в специфичные условия (например, в армию или в силовые структуры) приобретает совершено иные интересы, и ведет себя совершенно иначе. Часто у людей в принципе появляется "профдеформация сознания", одной из форм которой является "звездная болезнь".
Конфликт интересов большой правящей социальной группы под именем "российская монархия" с интересами большей части страны, вылился в марте 1917 года в Февральскую революцию.
В предыдущих статьях об Испании мы говорили, например, о духовенстве и церкви. На самом деле, да, есть специфичные интересы католической церкви, которая являлась "государством в государстве" да еще и под "внешним управлением" (из Рима), Но в этом государстве тоже было не все гладко.
В 1936 году в Испании было примерно 30 тысяч священников, по большей части бедных и необразованных, неспособных заниматься для пропитания чем-либо еще. Иерархи Церкви яростно отстаивали свои привилегии: когда кардинал Видаль-и-Барракуэр, реагируя на финансовый кризис Церкви, предложил, чтобы богатые епархии помогали более бедным, большинство епископов выступили категорически против, и когда (не очень умные) агитаторы начинают доказывать, что в Испании церковь шла против "безбожников", приходится показывать документы, что в рядах республиканцев на начальном этапе оказалось немало служителей католической церкви. Другое дело, что из-за радикализации конфликта картинка поменялась, но это тема отдельного рассказа.
Ладно с социальной ситуацией думаю тоже понятно. Подошли конкретно к политике, которая по логике должна стать "зеркалом", отражающим социальную ситуацию в стране. (Правда, иногда зеркало тоже кривое бывает)
Испанский Народный фронт объединил:
-умеренных республиканцев (партии Левые республиканцы (Izquierda Republicana) и Республиканский союз (Unión Republicana),
-социалистов из Социалистической рабочей партии Испании (Partido Socialista Obrero Español-PSOE) и Всеобщего союза трудящихся (Unión General de Trabajadores-UGT),
-коммунистов Испанской коммунистической партии
-левых коммунистов из Объединённой марксистской рабочей партии (Partido Obrero de Unificación Marxista-POUM).
Эти партии Народного фронта были поддержаны также Партией левых республиканцев Каталонии (Esquerra Republicana de Catalunya-ERC) и анархистами из Национальной конфедерации трудящихся и Федерации анархистов Иберии (Confederación Nacional del Trabajo-CNT и Federación Anarquista Ibérica-FAI).
А, вот теперь мы начинаем разбор того, как было на самом деле, и как это подается в исторической литературе.
Традиционно, в отечественной литературе принято начинать с программы Коммунистической партии Испании, с "программы Хосе Диаса" и.т.д. Например:
С начала 1935 г. начал складываться антифашистский Народный фронт, инициатором создания которого явилась Коммунистическая партия Испании. 16 января 1936 г. был подписан пакт Народного фронта, оформивший союз пролетариата, крестьянства, мелкой и средней городской буржуазии и прогрессивной интеллигенции против фашизма.
Ну, вообще-то Народный фронт в Испании образовался только 15 января 1936 года, всего за месяц до начала первого этапа выборов. Во-вторых, отнюдь не коммунисты (и не по поручению Коминтерна) стали инициаторами создания блока (это все сказки из истории КПСС). В-третьих,, программа блока и программа КПИ (РСЕ) - это как говорят в Одессе "две больших разницы. Ну, и самое главное: по своей численности, КПИ составляла всего 7% от всего блока.
Потому, давайте разложим все по полочкам, и начнем (естественно) с общей программы всего блока. В ней (например) нет такого требования, как "Отчуждение без выкупа крупнопомещичьих, церковных и монастырских земель и передача их немедленна и безвозмездно бедному крестьянству и сельскохозяйственным рабочим" (это первый пункт программы КПИ от 2-го июня 1935 года. Потому, не будем подменять одно понятие другим.
Читаешь работы по данной теме, и просто диву даешься. Создается ощущение, что Народный фронт решил устроить чуть ли не социалистическую революцию. Цитирую:
Программа Народного фронта в Испании в 1936 году включала следующие пункты:
Амнистия для политических заключенных.
Привлечение реакционеров к ответственности за преступления, совершённые ими в Астурии.
Демократизация армии.
Наделение землёй крестьян.
Возвращение на работу уволенных за революционную деятельность.
Восстановление демократических свобод.
Снижение налогов и арендных платежей.
Повышение заработной платы трудящимся.
Но, так ли это? Посмотрим в следующей статье.