Видеокарта – это главный компонент игрового компьютера наравне с процессором. От нее зависит разрешение, количество кадров и качество графики в играх. При выборе видеокарты стоит учитывать ряд параметров, таких, как графический процессор, объем видеопамяти, поддерживаемые технологии и систему охлаждения.
Чтобы выбрать видеокарту и не ошибиться, изучите нашу статью, а краткий гайд в конце упростит эту задачу.
Видеочип
Видеочип – это основа любой видеокарты, именно графический процессор занимается рендером 3D сцен в играх и прежде всего от него зависит производительность видеокарты.
В современных процессорах зачастую присутствует встроенное видеоядро, но мощные решения представлены в основном в мобильных чипах для ноутбуков, а в сегменте настольных ПК целесообразнее взять дискретную видеокарту.
Существует три основных производителя видеокарт, это Nvidia, AMD и Intel.
Nvidia
Компания Nvidia занимает более 80% рынка десктопных видеокарт. Актуальные линейки – GeForce RTX 3000 и RTX 4000.
Младшая модель RTX 3050 подойдет для игрового ПК начального уровня и позволит поиграть во все новинки 2023-2024 года на средних настройках в 1080p. Помимо нее в продаже до сих пор имеется GTX1650, эта карта с новинками уже практически не справляется, но подходит для мультиплеерных игр, к тому же она обделена RT ядрами для трассировки лучей и не поддерживает масштабирование DLSS.
RTX 3060 и RTX 4060 позволяют поиграть в 1080p на высоких настройках, а последняя к тому же поддерживает технологию генерации промежуточных кадров, ее запаса производительности хватит на 3 года вперед.
RTX 3060Ti и 4060Ti – это средний сегмент игровых видеокарт, они способны выводить картинку в разрешении 1440p, но практически без запаса производительности. Карты станут оптимальным выбором для вытянутых мониторов 2560х1080.
RTX 4070 и 4070 Super – это довольно мощные чипы, видеокарты с ними отлично подойдут для разрешения 2k (1440p), компьютер с ними можно не обновлять 2-3 года.
RTX 4070 Ti Super имеет хороший запас производительности для 2k и даже в 4k способна выдать хороший FPS. Оптимальным разрешением для них можно считать вытянутое 3440x1440.
RTX 4080 Super и RTX 4090 предназначены для 4k разрешения, запаса производительности у них не так много, чтобы выводить картинку в честном разрешении, но при использовании масштабирования DLSS их хватит на 3-4 года.
AMD
Доля AMD около 12%, но при этом ее видеокарты также представлены во всех ценовых сегментах. Актуальными можно считать линейки Radeon RX 6000 и RX 7000.
RX 6500XT – видеочип начального уровня для онлайн-игр в 1080p. Видеокарта с ним оснащается всего 4 линиями PCI-E 4.0, материнская плата и процессор также должны поддерживать 4 версию шины для максимальной производительности карты. Также стоит отметить отсутствие аппаратного кодирования видео, стриминг силами видеокарты вам будет недоступен.
RX 6600(XT) позволит уже с комфортом поиграть в 1080p во все новинки, но практически без запаса производительности. Потому оптимальным вариантом от AMD будет RX 7600(XT) или RX 6700(XT).
Для игры в 1440p подойдут видеокарты с чипом RX 6800 или RX 7700XT. Оптимальным же вариантом можно считать RX 6800XT и RX 7800XT, выдающие в среднем порядка 100 к/с в честном 2k разрешении.
Для гейминга в 4k выбор сокращается до двух видеокарт, RX 7900XT и RX 7900XTX, во втором случае у вас будет запас производительности на пару лет вперед.
Intel
Intel – это новичок на рынке дискретных видеокарт, хотя их интегрированная графика присутствует на рынке уже 20 лет. Но пока что советовать их видеокарты к покупке не получится, они имеют многочисленные проблемы с драйверами.
Потребление энергии
Теплопакет видеокарты (TDP) в основном зависит от выбранного видеочипа. Карты начального уровня потребляют не более 150-170 Вт, в то время, как флагманы требуют 350-450 Вт. От значения TDP зависит мощность блока питания компьютера.
Мощные карты Nvidia подключаются к блоку питания через 12-контактный разъем, лучше всего, если блок питания имеет соответствующий кабель, в противном случае потребуется переходник.
Видеопамять
В современных видеокартах используется видеопамять трех стандартов:
- GDDR5(X) – эффективная частота до 12 ГГц;
- GDDR6 – эффективная частота до 16 ГГц;
- GDDR6X – эффективная частота до 21 ГГц;
GDDR5 используется в видеокартах начального уровня. GDDR6 – стандарт памяти, используемый большинством игровых видеокарт, при ширине шины 128 бит пропускная способность памяти составит более 200 ГБ/с, этого достаточно для разрешения 1080p.
GDDR6X устанавливают на топовые видеокарты, эта память при ширине шины 384 бит дает скорость 1 ТБ/с, но при этом требует качественное охлаждение.
Объем видеопамяти начинается от 4 ГБ и доходит до 24 ГБ на топовых видеокартах. Чем выше разрешение в играх, тем больше памяти использует карта:
- 4 ГБ – минимум для онлайн-игр в 1080p;
- 8 ГБ – оптимальный объем для 1080p;
- 12 ГБ – оптимальный объем для 1440p;
- 16+ ГБ – оптимальный объем для 4k.
Карты с 4 ГБ памяти подойдут только для онлайн-игр и сюжетных игр при низком качестве текстур. При выставлении высокого качества потребуется в 1.5-2 раза больше памяти.
Если вы не планируете менять видеокарту в ближайшие 2-3 года, то следует рассмотреть модели с 8-16 ГБ памяти, не забыв при этом уточнить производительность видеочипа. Некоторые модели видеокарт, такие как RTX 3060 12 GB и RTX 4060 Ti 16 GB не сбалансированы, имея внушительный видеобуфер, они едва ли подходят для высоких разрешений, в силу недостаточной производительности видеочипа.
Технологии
При выборе видеокарты стоит учитывать поддерживаемые технологии. Например, масштабирование позволит продлить срок службы карты, повышая частоту кадров в играх ценой незначительного снижения качества картинки.
Трассировка лучей
Трассировка лучей – это самый продвинутый способ рендера изображения. Видеокарта рассчитывает физически корректное поведение лучей от источников света, с учетом отражений и переотражений. Это позволяет получить естественное освещение и реалистичные отражения.
На 2024 год нет ни одной видеокарты, способной выполнять рендер картинки только трассировкой лучей. Самая мощная видеокарта RTX 4090 в честном 4k в Cyberpunk 2077 в режиме полной трассировки лучей RT Overdrive выдает всего 20 FPS.
Блок ядер RT в видеокартах Nvidia используется не только в играх, он заметно ускоряет рендер 3D сцен в специализированном софте, вроде Blender.
По этой причине в большинстве игр трассировка используется частично, для отражений и затенения. На видеокартах Nvidia имеются отдельные блоки трассировки RT, падение производительности при этом составит 20-40% у них. У AMD выделенных блоков трассировки нет, падение производительности весьма существенное, до 60%.
Масштабирование
Масштабирование Nvidia DLSS, AMD FSR и Intel XeSS – это технологии, предназначенные в первую очередь для повышения частоты кадров. Это достигается за счет снижения разрешения рендера и последующего масштабирования с повышением четкости и детализации на основе предыдущих кадров. Например, DLSS в пресете Качество рендерит картинку в разрешении 720p а затем масштабирует готовое изображение до 1080p.
Технология DLSS поддерживается только картами Nvidia серии RTX с тензорными ядрами. FSR и XeSS работают на любых видеокартах, но уступают в качестве DLSS.
Несмотря на то, что технология позволяет получить FullHD и 2k даже из 360p/480p, хорошее качество будет лишь на пресетах Качество и Ультра Качество. Для 4k уже применим профиль Производительность, с изначальным разрешением 1080p.
При выборе видеокарты ориентируйтесь на эти значения:
- Пресет Ультра Качество / Качество – прирост 10-30%, разрешение не ниже 1080p;
- Пресет Баланс – прирост 30-50%, разрешение не ниже 1440p;
- Пресет Производительность – прирост до 70%, разрешение не ниже 4k;
- Пресет Ультра Производительность – прирост до 100%, разрешение 8k.
Встроенная поддержка масштабирования имеется в большинстве новых игр. Вы также можете активировать FSR через специальные утилиты (например, MagPie) в любой игре.
Генерация кадров
В третьем поколении DLSS и FSR добавили технологию генерации кадров. Нечто похожее вы могли встретить в телевизорах, когда частота поднимается до 60 или 120 Гц. Для достижения наилучшего результата изначальная частота кадров должна быть не менее 50-60, чтобы промежуточные кадры были менее заметны.
DLSS 3 поддерживается картами не ниже линейки Geforce RTX 4000, FSR 3 – это открытый стандарт, который работает на всех картах AMD и Nvidia не старше 7 лет.
Генерация появилась лишь в 2023 году и поддерживается небольшим количеством игр. Активация FSR 3 через утилиты приводит к появлению заметных артефактов в интерфейсе игр.
Искусственный интеллект
Видеокарты имеют большую вычислительную мощность, которую возможно использовать не только для игр, но и для вычислений, в том числе работы ИИ. Карты AMD для этого используют блоки общего назначения, у Nvidia часть чипа занимают специализированные тензорные и CUDA ядра, ускоряющие работу ИИ в 2-3 раза по сравнению с AMD.
Генератор изображений Stable Diffusion на флагманской видеокарте GeForce RTX 4090 создает 30 картинок в минуту, RTX 4080 – 20, а лучшая карта AMD Radeon RX 7900XTX – 10. Карты начального уровня работают на скорости не более 5 изображений в минуту.
Видеокодеки
Помимо ИИ видеокарты уже давно умеют ускорять кодирование и декодирование видео. Они разгружают центральный процессор при просмотре фильмов. Также вы можете конвертировать видео силами видеокарты. В то время, как мощный CPU кодирует видео 720p на скорости 300 к/с, GPU делает это в 3-5 раз быстрее.
Для стриминга игр аппаратный кодек подходит как нельзя лучше, падение FPS не превышает 5%, а качество видео сопоставимо с тем, что может подготовить 12-ядерный процессор. Однако, при наложении фильтров, использовании зеленого фона и эффектов, нагрузка идет на процессор, для профессиональных стримов потребуется мощный CPU.
Система охлаждения
При выборе видеокарты система охлаждения важна не меньше, чем используемый видеочип и объем видеопамяти. От ее качества и производительности зависят рабочие температуры карты в играх, уровень шума и срок службы.
Системы охлаждения начального уровня можно встретить преимущественно на маломощных видеокартах, потребляющих не более 100-150 Вт, таких как GTX1650 или RTX 4060. При этом внешне они могут выглядеть на уровне старших решений. Например, Gigabyte Windforce имеет два или три вентилятора, но для отвода тепла будет использовано всего 1-2 теплотрубки, когда у конкурентов их вдвое больше.
Также младшие игровые карты могут недополучить систему FanStop, отключающую вентиляторы в режиме простоя, программная регулировка оборотов тоже доступна не всегда.
Системы охлаждения среднего уровня обеспечивают хорошие температуры и уровень шума, но лишь при условии наличия просторного продуваемого корпуса.
Решения среднего уровня:
- Asus Dual;
- Evga XC;
- Gigabyte Gaming или Eagle;
- MSI Ventus;
- Palit Dual или JetStream;
- Sapphire Pulse;
- Zotac Trinity.
Лучшие системы охлаждения имеют внушительный запас по мощности. В них учтены все моменты, эффективный отвод тепла от чипа с помощью испарительной камеры, чипы памяти имеют плотный контакт с радиатором через тонкие термопрокладки, а также реализована система охлаждения подсистемы питания. Такие видеокарты будут стабильно работать даже в плохо продуваемых компьютерах, а в топовых сборках удастся получить минимальный уровень шума.
Лучшие решения:
- AsRock Phantom;
- Asus Strix или TUF;
- Gigabyte Aorus;
- MSI Gaming X/Z или Suprim X;
- Palit GameRock;
- Sapphire Nitro+;
- XFX Merc;
- Zotac AMP Extreme.
Если не хотите заморачиваться с выбором системы охлаждения, то просто берите карту MSI или ASUS, эти производители в своем ассортименте не имеют посредственных решений, ошибиться не получится.
Совместимость с процессором
При выборе видеокарты обратите внимание на производительность процессора - комплектующие должны сочетаться по мощности. Например, для раскрытия видеокарты начального уровня, такой как RTX 3060 / RTX 4060 вполне достаточно бюджетного процессора Core i5-12400. Но для сборки с RTX 4080 Super такой процессор станет узким местом - видеокарта будет простаивать, не нагружаясь даже на половину.
Также следует исключать и обратные ситуации - например, покупка мощного процессора Ryzen 7 7800X3D нецелесообразна, если вы собираете компьютер для игр в Full HD с видеокартой RTX 4060. Это лишняя переплата, которая не даст ощутимого прироста производительности в играх.
Габариты
При выборе видеокарты не стоит упускать из виду такой параметр, как габариты. Современные флагманские карты имеют весьма солидные размеры, длину более 30 см и ширину 13-14 см. При этом к ширине следует добавить еще 3-5 см для подключения кабеля питания.
В характеристиках корпуса обычно указывают максимальную длину видеокарты, а ширину карты можно сопоставить по максимальной высоте процессорного кулера.
Краткий гайд по выбору видеокарты
- Видеочип: RTX 3000/4000 или RX 6000/7000 из предложенного выше списка;
- Видеопамять: 8 ГБ для 1080p, 12 ГБ для 1440p, 16 ГБ для 4k;
- Совместимость с процессором: важно, чтобы видеокарта и процессор были сбалансированы по мощности;
- Система охлаждения: выбирайте из предложенного выше списка, в зависимости от предпочтений и бюджета;
- Габариты и потребляемая мощность: убедитесь, что видеокарта поместится в корпус и хватит мощности блока питания.
Вы можете обратиться в компьютерную мастерскую MAN-MADE, где вам помогут с выбором видеокарты и апгрейдом ПК. При апгрейде будет произведена чистка от пыли и кабель-менеджмент. А если вы хотите собрать компьютер с нуля, то все ограничено лишь вашей фантазией - мастерская готова изготовить уникальный корпус и кастомную систему водяного охлаждения.