Иван Семенович родился 29.02.1866 г. в д. Митьково Бронницкого уезда в крестьянской семье среднего достатка. В 1876 г. десятилетним подростком был определен учеником в модельный цех завода «Гоппер» (после революции завод Михельсона, позже Московский электромеханический завод им. В.И.Ленина) и более 20 лет проработал на нем. В 1891 г. на заводе образовался один из первых в Москве кружок социал-демократов. Во главе стояли мастера модельного цеха Иван Семенович Малинин и Иван Антонович Привалов.
В книге об истории завода «Имени Владимира Ильича» написано: «Благодаря редкой способности к обработке дерева верности глаза и рук, природной смекалке, Малинин стал вторым мастером модельного цеха. Он же оказался на редкость способным агитатором и пропагандистом. У него были знакомые в среде рабочих Петербурга и некоторых московских предприятий. Это облегчало революционную работу на заводе, делало ее более успешной. Занятия заводского кружка велись в глубокой тайне. В него входило 15 человек. Вначале руководили кружком И.А.Привалов и И.С.Малинин».
«Рабочие Иван Семенович Малинин и Иван Антонович Привалов, - доносил в департамент полиции начальник Московского охранного отделения, - замечены в агитации среди рабочих, устройстве между ними сходок и распространение разных революционных и тенденциозных изданий». В 1892 г. была проведена первая маевка, руководили Малинин и Привалов. «Оба эти лица, - писала позже полицейская охранка, - принадлежали к социал-демократическому кружку». Обладая талантом краснодеревщика и художественным вкусом, он в своем доме многие предметы сделал собственными руками. В Бронницком музее в экспозиции представлены стол и буфет.
С юных лет Малинин любил рисовать. Брал частные уроки. Поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. Что бы восполнить недостаток образования, ходил на выставки, был постоянным посетителем Третьяковской галереи. Там и произошло знакомство с И.Е.Репиным. Во время своей работы в Третьяковке художник обратил внимание, что около него стоит юноша с папкой в руках. Поборов робость, Иван Семенович попросил Репина посмотреть рисунки. Илья Ефимович внимательно рассмотрел их, похвалил юношу и посоветовал ему учиться.
Но где? Подумав, художник предложил: «Скапливай-ка, дружок, деньги и приезжай в Париж, там мы тебя и встретим». Скопив нужную сумму, Малинин отправляется в Париж, в студию Кормона. О том, чем поразил его город и о своей учебе рассказывает его письмо: «Вот уже два месяца как я в Париже и за это время успел кое к чему приглядеться и уяснить себе… как обучаются живописцы… Рисуют тут также, как и у нас, с небольшой разницею, которую скоро можно усвоить. Пишут много хуже нашего, каждый из здешних учащихся старается придавать своей живописи красоту, благодаря которой и теряется правда. Французы все любят, что было красивее. Это и идеал, ну и Бог с ними, пусть утешают себя. В общем, французы пустой народ. Но это не мешает нам кое-чему у них позаимствоваться, и признаться, сказать, очень немногому…». Возвратившись из Франции, он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Вначале был казначеем, а потом и устроителем выставок с 1896 по 1906 гг. А в 1897 г. обращается с просьбой в Московское общество любителей художеств о принятии его в члены оного, представляя картину «Пастушок».
Интересные воспоминания оставил друг его сына, часто бывавший в его доме Леонид Козлов: «Строгий по внешности, но ласковый и душевный, Иван Семенович нередко беседовал с нами, с другими нашими сверстниками – мальчишками. Он всегда повторял: «Для того, чтобы хорошо жизнь прожить, надо усердно учиться, уметь видеть жизнь, правильно оценивать ее и не менее усердно работать…». Когда материальное положение И.С.Малинина стало стабильным, он купил небольшой участок земли между деревнями Митьково и Денисово у помещика Нагеля, построил там двухэтажный дом с верандой, разбил фруктовый сад посадил небольшой лесок с аллеями. Дом Малинина был увешан картинами художника и его друзей. «Дом был большой, просторный, высокий, - вспоминает жена его сына Екатерина Ивановна Малинина, - на 2-м этаже располагалась мастерская». Именно в этом доме и были написаны такие картины как: «Портрет женщины в шляпе», «Портрет Александры».
И.С.Малинин был женат дважды, на двух родных сестрах. Первый брак с Марией Метрофановной Рудневой ей было 18 лет, она только закончила учительские курсы в Москве, в скором времени у них родилось две дочери Ольга (1904 г.) и Татьяна (1906 г.), но в 1908 г. Малинины осиротели.
Иван Семенович остался один с двумя девочками, на помощь пришла сестра жены Александра. Она преподавала в школе. Еще при жизни Марии Александра была частым гостем в семье Малининых, девочки ее любили, а в 1919 г. родился сын Владимир.
Примерно до 1916 г. семья жила в Москве на частной квартире где-то в Замоскворечье. Но все изменил 1919 г. Однажды, Александра из Давыдова приехав в с. Раменское на учительскую конференцию ей сообщили, что против И.С.Малинина замышляют не доброе, и хотят их «раскулачить». К счастью, Иван Семенович вовремя уехал в Москву, и некоторое время работал в 1-м Инвалидном доме им. В.И.Ленина в качестве сельскохозяйственного инструктора. За это время дом с землей конфисковали. Часть картин и мебели оказались в Бронницком музее. Но сама семья не пострадала, в этом помогло революционное прошлое. Вскоре семья переехала в родное Митьково, там был образован колхоз им. К.Ворошилова и Малинин, будучи специалистом по сельскому хозяйству привлекался и на пасеку, и по уходу за садом, а вот писал он мало, стали подводить глаза. В 1934 г. окончательный диагноз – полная слепота. Но, как вспоминают его родные, Иван Семенович не терял радости жизни, он всегда был бодр и весел, аккуратен. Его глазами стала любимая Александра. А слух, довольно тонкий (так как Малинин играл на скрипке)
позволял слышать то, что не могли видеть глаза. На склоне лет, он диктует историю своей жизни, но она не сохранилась.
Умер художник в 1952 году от гриппа и похоронен в с. Амирово. Александра пережила мужа на два года и была похоронена рядом.
Творчество И.С.Малинина приходится на конец 1890-х- начало 1900-х годов, время политических и социальных потрясения, время новых форм в литературе и искусстве. Именно к этому времени относятся «Портрет старика» и Портрет крестьянина», списанные с митьковских крестьян. Три картины стали участниками выставок передвижников: «Предложение» 1898 г. (26 выставка ТПХВ Петербург и Москва),
«В ученье» 1899 г. (1900 г. 28 выставка ТПХВ)
и «Ожидание» 1902 г. (1903 г. 31 выставка ТПХВ Петербург).
Уже в начале 1900-х гг. появляются картины «Сенокос. Девушка с граблями» и «Дети в лесу». В 2017 г. Раменский музей издал альбом «Иван Семенович Малютин – художник из Бронниц», где представлены репродукции картин, хранящихся в музее.
Источник: Альбом Раменского историко-художественного музея «Иван Семенович Малинин - художник из Бронниц». Автор-составитель О.В.Зайцева. М. Издательство «Перо». 2017 г.
Фото из архива Раменского музея и личного архива Т.В.Малининой