А вы знали, что большинство репетиторов в Интернете не люди? Проверьте! Видите объявление с симпатичным лицом, переходите по ссылке и попадаете на сайт онлайн-школы.
И вот этот симпатичный мальчик (доктор наук и эксперт ЕГЭ) именно сейчас занят! Но у них есть другие волшебные репетиторы!
Нет, никто их сейчас не покажет! Надо купить курс, и тогда вам откроется раздел, где вы точно найдете самого лучшего репетитора.
Интернет всех родителей старшеклассников переполнен контекстной рекламой. По телефону незнакомые номера предлагают опять-таки бесплатные уроки, бонусы и скидки. Отказаться невозможно.
На один бесплатный урок я напросилась к знакомой девочке. На самом деле репетитор по русскому ей не нужен: есть я, во-первых. И есть пятерка по русскому, во-вторых. Мы честно сообщили администратору, что покупать ничего не будем. 200%. Мы только посмотреть. Нас заверили, что ни один репетитор/куратор не пострадает, если не продаст нам свои услуги.
Родители хотели убедиться, что ребенку оценки не завышают. Я хотела посмотреть, как проводят диагностику.
Ученица хотела, чтобы от нее отстали, ибо лето же ещё!
Итак.
Девочку назову Катя. Онлайн-школу назову Самая лучшая школа (СЛШ). Допустим.
До урока мы изучили сайт вдоль и поперек. Нам обещали тесты и схемы, памятки и гайды. И они там были!
Просто табличка с Н и НН. Обычная табличка! Не анимация, не волшебный способ запоминания. Просто схема из учебника! Её можно нагуглить на первой странице с картинками.
Трекер подготовки. Скачать. Просто файлик с номерами. Вот такой.
1.
2.
3.
....
Около номеров можно ставить галочки. Чудо! Волшебство!
Тест «Сдашь ли ты ЕГЭ?» 10 заданий. Похожие на ЕГЭ, но с небольшими отличиями. Катя сделала тест левой пяткой, получила 70 баллов. Прошла еще раз – получила 80 баллов. Баллы есть – правильных ответов нет. Интрига?
Я видела Катину ошибку, но хотелось найти объяснение на сайте. Решили выяснить на уроке.
Как прошел пробный урок
Мой пробный урок – полноценное оплаченное занятие от 60 минут. Ученик приходит на него с написанным сочинением или с решенным заранее тестом. Я могу получить ответы, написать, что ошибок нет и репетитор не нужен. Один раз в год так и получается.
Если есть ошибки, я их комментирую, задаю вопросы по смежным темам, показываю бесплатные и неочевидные ресурсы для подготовки.
И процентов 20 учеников понимают, что репетитор по русскому явное излишество. Слава Интернету!
Возможно, мы встретимся еще раз в конце года на последнем пробнике. Когда нужно будет убедиться, что баллы за сочинение примерно одинаковые у разных проверяющих.
Онлайн-школы работают обычно на своих платформах, где есть личный кабинет, загружаются домашние, сохраняется прогресс и т.п. Для первого урока преподаватель загрузил тест и начал проверку.
Я сидела рядом и задавала вопросы.
И мы еще раз поклялись, что точно ничего не купим. Ибо у нас всё отлично.
Я боялась, что будут агрессивно продавать, запугивать. Нет.
Я боялась, что правильные ответы будут исправлять на неправильные, чтобы напугать родителей. Ничего подобного!
Я боялась, что будут задавать вопросы не из школьной программы, чтобы показать огромные пробелы. Нет! Всё честно.
Катя отвечала со своей обычной пулеметной скоростью. Вялый мальчик-преподаватель не успевал отмечать на доске правильные ответы. Зачем отмечать, я не поняла. Изображать интерактив? Который в русском пихать в общем-то и некуда.
Я интересовалась, зачем спрашивать то, что в ЕГЭ не попадает и на грамотность не влияет ни прямо, ни косвенно. Мальчик глубокомысленно отвечал, что он оценивает уровень, чтобы предложить индивидуальную программу, исходя из потребностей Кати.
Слова «индивидуальный подход» звучали в каждом предложении! И Катино имя повторялось через слово. Ну это не новость: любой продажник знает, что имя клиента – музыка и ключ к его сердцу.
Но еще раз: мальчик был вялый. Вообще не в Катином вкусе. Хотя и молодой. Но вроде как вуз уже окончил. Так написано было в его анкете.
Так вот. Ошибок в тесте у Кати не было, но теорию она помнила слабо: буквы пишет, объяснить не может.
Попыталась она было выяснить, почему тест на сайте показывает ей 80 баллов, а не 100, но мальчик помочь ничем не мог. У него свои задания, на сайте свои. Отправил звонить на горячую линию.
Эксперты, которые не эксперты
Вот что мне еще не понравилось. Сайт работал ужасно. Тест перестал загружаться, раздел с преподавателями показывал несколько юных лиц. Цены каким-то образом зависели от квалификации преподавателя, но я так и не поняла как!
Допустим, цена урока с экспертом – 1000 рублей. За час. Который на самом деле не час, а 40 минут. По просьбам трудящихся, а как же!
Надеюсь, все понимают, что в реальности не было такого нелепого звания "экспертный эксперт". Я утрирую. Там могло быть написано "серебряный эксперт" или "золотой эксперт". Там могло быть написано эксперт 80 level или премиум-эксперт. Сознательно искажаю, чтобы никто не опознал никакую школу.
Урок с экспертным экспертом – 1500. С самым экспертным экспертом – 2000. Казалось бы, всё понятно.
Мне непонятно!
– Эксперт по 1000 – это эксперт ЕГЭ? – спрашиваю. – С корочкой эксперта? С опытом работы в предметной комиссии? А экспертный эксперт – кто тогда?
– Нет, - отвечает мне вялый мальчик-тестировщик. – Экспертный эксперт владеет уникальной методикой подготовки к ЕГЭ.
– Э, - говорю я. – А зачем вы тогда остальных держите? Или почему вы их не научите уникальной методике?
- У нас своя система, - отвечает мне вялый мальчик.
- А могу я за 2000 рублей в час получить в преподаватели реального эксперта ЕГЭ? Который проверяет сочинения и знает все нюансы?
- Нет! – честно признается мне мальчик. – У нас своя система. Вам не нужен экспертный эксперт. У вас уровень хороший.
И на том спасибо!
Перевожу: найти реального эксперта ЕГЭ в онлайн-школе нереально. Преподаватель онлайн-школы получает 3 копейки за урок и полкопейки за проверку сочинения (это литота у меня такая). Я вижу эти вакансии. 70 рублей за 12 критериев. Ага.
За 70 рублей грузчик не готов подняться на второй этаж с первого. Поверьте, я только что из ремонта. За 70 рублей он пустое ведро до лифта не донесет.
Эксперт ЕГЭ может основать онлайн-школу, но наемным проверяющим его туда не заманишь.
Ну так вот. Ошибок у ребенка нет, но теории ребенок не знает. Поэтому ему нужно купить пакет курсов. Вот такой.
- А зачем нам платить за курс? – интересуюсь. Теорию бесплатно можно найти. Навык отработать сложно, а правило найти легко…
- Индивидуальный подход! – важно заявляет мальчик. Динамика, обратная связь, уникальная методика.
Мы похихикали, поблагодарили и попрощались.
Ничего не имею против онлайн-школ. Лучше учиться, чем не учиться.
Наверное, существуют школы, где всё работает, открывается и отображается. Где экспертами называют экспертов, а студентов-первокурсников называют стажерами, например.
Я точно знаю, что существуют идеальные образовательные продукты. «Соточка по русскому», допустим. Не реклама, к сожалению. Просто искреннее восхищение.
Наверное, при выборе математика всё работает по-другому и преимущества онлайн-школ налицо. Точно знаю, что хорошие репетиторы по математике уже полностью заполнили расписание и не берут новичков. Приходится идти в онлайн-школы, где молодые и динамичные с индивидуальным подходом и геймификацией.
Но зачем платить непонятному недоэксперту завышенную цену за русский, я так и не поняла.
Да, большинство частных репетиторов тоже продают уроки пакетом. Но по-прежнему есть те, кто проводит пробники, а потом готов работать по конкретному запросу. Кто-то готов просто проверять сочинения, кто-то согласится на гибкое расписание.
Последнее предупреждение. Если вы ищете частного преподавателя на сайте-посреднике, не врите, пожалуйста! Не обещайте заниматься 2 раза в неделю, если нужен только пробный урок. Не обещайте подумать, если учитель сразу не понравился.
У репетиторов портится рейтинг. У вас портится карма.
Как-то так.