Найти тему

Бульдозер – величайшее изобретение человечества

Бульдозер – это тот агрегат, без которого сейчас не обходится ни одно промышленное предприятие, деятельность которого связана с добычей полезных ископаемых, с дорожным строительством, как и со строительством вообще.

Если взять золотороссыпные предприятия, то бульдозер там, зачастую, основной рабочий тип техники. Способ разработки пород месторождения, где все операции от выемки до транспортировки и перевалки горной массы осуществляются одними лишь бульдозерами называется, собственно, бульдозерным.

Кроме того, большинство из них оснащены рыхлителями для разрушения сцементированных мерзлых грунтов и коренных пород, содержащих россыпное золото. Способ подготовки мерзлых пород к выемке, при помощи рыхлителей, называется механическим рыхлением.

Бульдозеры также используются для строительства дорог, водозаборных дамб, котлованов и отстойников.

По Якутии, например, этим способом разрабатывается 43 % месторождений, то есть практически половина.

Есть мнение, что слово «бульдозер» пришло к нам из наблюдений человека за привычкой быков толкать рогами своих соперников вперед. Да и именно бык, во многих культурах, олицетворял мощь и силу. В общем то и в самом слове «бульдозер» или «bulldozer» мы видим английское слов «bull», что переводится как «бык».

Бульдозер не появился сразу таким, каким мы его можем наблюдать сейчас. Первым был изобретен отвал. Это инструмент люди издавна использовали при возделывании земли и для строительства жилья. Принципиально он мало чем отличался от современного, и представлял собою раму с металлическим лезвием, которую толкала впереди себя упряжка мулов или лошадей. В принципе, отвал можно считать элементом народной смекалки или творчеством.

В 1770 году англо-ирландский изобретатель Ричард Лоуэлл впервые запатентовал свою систему гусеничного движителя. И именно ему первому по праву принадлежит называться «прародителем» гусеничного хода.

На создание такой ходовки Лоуэлла натолкнули известные всем нам проблемы. Этот неординарный человек, был хозяином родового поместья Эджуэрстаун в графстве Лонгфорд, Англия. И вот, задумав сделать у себя на территории хорошие дороги, он столкнулся с необходимостью осушения находящихся там болот. Люди, лошади и повозки грязли в трясине, что сильно осложняло задачу. Вот тогда то и пришла в голову изобретателя идея, о том, что большая площадь соприкосновения гусеничной ленты с почвой снизит давление на грунт, причем так, что оно будет меньше, чем давление ноги человека. Но, на тот момент, его изобретение невозможно было претворить в жизнь, и оно осталось лишь на бумаге.

Такой же мечтой, запечатленной в виде рисунка (рис.1), осталось и изобретение 1879 года русского изобретателя-самоучки Федора Блинова. На рисунке изображено транспортное средство, названное им «универсальным вагоном на бесконечных рельсах для перевозки грузов по проселочным и шоссейным дорогам».

Рис. 1

В 1914 году за создание машины на гусеничном ходу взялся Бенджамин Холт. Но тогда не он являлся автором этой машины. Он конечно занимался разработкой металлической гусеничной ленты на основе парового двигателя, но его изобретение было несовершенно и никак не приводило Холта к должным результатам. В это же время у английской компании «Хорнсби» уже был в распоряжении патент на изобретение устройства, которое получило название Caterpillar track. Это была гусеница, состоящая из отдельных звеньев, и являющаяся прародителем современной стальной гусеницы. Автором этого открытия стал ведущий инженер и управляющий «Хорнсби», Дэвид Робертс (рис. 2).

Рис. 2 Фото машины на гусеничном ходу, построенной в единичном экземпляре на заводе «Хорнсби», Англия в 1908 году для буксировки угля из Угольного ручья возле города Доусон в Юконе. Сама машина весила около 40 т и «питалась» тем же углем, который перевозила. На Аляске, в жестких погодных условиях она смогла проработать вплоть до 1927 года.

Как показывают фотографии, эта машина не являлась бульдозером. Это только лишь трактор на гусеничном ходу.

Несмотря на успешность эксплуатации агрегата, открытие гусеничной ленты не принесло ни славы его создателю Дэвиду Робертсу, ни заказов на производство заводу «Хорнсби». И в конце 1913 года «Хорнсби» продал патент на это изобретение Бенджамину Холту, который и запустил агрегат в серийное производство. И именно у Холта возникла идея назвать гусеничную ленту, собственно, гусеничной.

-3

Рис. 3 Фото трактора, созданного Холтом в 1914 году

Существует объяснение, почему траковую ленту Холт все-таки назвал гусеничной. Однажды, фотографируя созданный Холтом трактор, фотограф подметил одну деталь, что в перевернутом виде волнистая верхняя часть металлической ленты машины похожа на гусеницу или пиявку (на английском языке «caterpillar»). Холту понравилось это сравнение, и он принял его в качестве названия для созданной системы движения, и использовал несколько лет, вплоть до формирования компании «Caterpillar Tractor Company». Компания «Caterpillar Tractor Company» образовалась в результате объединения компании «Holt Manufacturing Ко» и его основного конкурента «CL Best Tractor gaz Ко» в августе 1925 года.

-4

Рис. 4 Трактор Холта в битве на Сомме, 1917 год

Через некоторое время, Холт внедряет в свои машины бензиновые двигатели. Первая модель такого гусеничного трактора это машина под названием «Модель 40», которая работает от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 25 лошадиных сил. Первые Холтовские тракторы использовались только лишь в сельском хозяйстве и на лесозаготовках. Однако, с приходом Первой мировой войны, армия взяла их на вооружение, успешно применяя для перевозки тяжелых орудий в условиях труднопроходимой местности.

По поводу того, кто впервые догадался приспособить отвал именно к гусеничному трактору, единого мнения нет. В разных источниках указывают на разных авторов этого «апгрейда». Одни считают первооткрывателями компанию «LaPlant-Choate Manufacturing Company» (Оукс, Северная Дакота, США), другие считают, что впервые это нововведение было сделано Робертом Гилмором Ле Торно. У этого изобретателя более 300 патентов на различные изобретения, которые в значительной степени улучшили схемы устройств многих видов известной нам сейчас строительной техники.

Уже к двадцатым годам 20 века бульдозер стал именно бульдозером, так как стал иметь гусеничный ход и отвал. Однако первые отвалы управлялись вручную. Человеку приходилось выставлять каждый раз угол его наклона.

В 1925 году компанией «Caterpillar» был выпущен первый бульдозер на гидравлическом управлении, но испытания агрегата прошли неудачно. В итоге, еще какое-то время, до 1935 года, в бульдозерах по-прежнему продолжают использовать систему лебедок, кабелей и тросов.

В 1931 году вышла первая модель бульдозера с дизельным двигателем А в 1935 году в агрегат успешно внедряют отвал, управляемый гидравликой.

Прорывом в сфере производства машин, стало изобретение гидротрансформатора – устройства, которое передает и преобразовывает крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Гидротрансформатор изобрел еще в 1903 году немецкий профессор Феттингер и, изначально, это устройство называлось гидромуфтой. С 1907 года гидромуфта использовалась исключительно на плавающих судах. Но в 1940 году этот технический узел был успешно апробирован на легковых машинах Oldsmobile, что в последующем позволило и производителям тяжелой строительной техники внедрить это новшество в свое производство.

Далее бульдозерная техника развивалась все сильнее, приобретая в последующих моделях, разных производителей, все большую мощь, более крупные габариты и усовершенствованные технические узлы.

Самый большой бульдозер в мире введённый в эксплуатацию это бульдозер Komatsu d575a – 3SD, весящий 152,6 тонны. В длину этот бульдозер достигает 11,72 м. Ширина стандартного отвала составляет 7,4 м, а высота 3,6 м. Двигатель этого бульдозера SA12V170E выдает 1150 лошадиных сил и потребляет 2100 л дизельного топлива.

Так, в 1968 году, компания «Komatsu» внедрила систему радиоуправления для бульдозеров, предназначенных использовать в опасных условиях работы, а также изобрела модификацию – амфибию, которая способна работать на глубинах до 7 м. В 1970 году у компании появится радиоуправляемая и полностью подводная модель бульдозера, способная совершать работу на морских глубинах до 60 метров.

Вот так и появился  известный всем нам агрегат, изменивший мир. От простого щита, приделанного к упряжке до мощных агрегатов, работающих как на суше, так и под водой. Какое же дальнейшее развитие получит этот вид техники? Как говорится, время покажет. Хотя, наверное, об этом стоит написать еще одну статью.

Источник: https://sergsergius.ru/%d0%b1%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%be%d0%b7%d0%b5%d1%80-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b0%d0%b9%d1%88%d0%b5%d0%b5-%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%87%d0%b5/