Найти тему
Журнал Авто.ру

SMS об эвакуации: зачем в России хотят предупреждать нарушителей правил парковки

Оглавление

Вице-спикер Госдумы Вячеслав Даванков внёс на рассмотрение парламента предложение об обязательном оповещении собственников автомобилей за 10 минут до эвакуации с помощью СМС. Так, по его мнению, автомобилисты смогут избежать перемещения, вовремя убрать автомобиль и не переживать, что машину угнали. Автоэксперты инициативу поддерживают, но видят сложности в технической реализации.

Что предлагают сделать

Законопроект, поступивший в Госдуму 12 августа, предлагает внести изменения в статью 27.13 КоАП и обязать уполномоченных должностных лиц и специализированные организации уведомлять водителей за 10 минут до начала эвакуации с помощью СМС-сообщения.

Как указано в пояснительной записке к документу, задержание автомобиля прекращается в присутствии лица, которое может управлять машиной в соответствии с ПДД, если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора. То есть, если водитель успел подойти к своей машине, пока её не начали увозить, эвакуации не будет.

«Ситуация, когда водитель успевает остановить процесс эвакуации, может возникнуть только при удачном стечении обстоятельств. В этой связи представляется необходимым ввести обязанность для должностных лиц уведомлять водителей о предстоящем задержании СМС-сообщением, чтобы у всех граждан была возможность устранить правонарушение», — считают авторы законодательной инициативы.

Существующая практика, когда машину перемещают на штрафстоянку без уведомления водителя, вызывает стресс у автомобилиста, поскольку отсутствие информации о причинах пропажи автомобиля может создать впечатление о его краже.

По мнению Даванкова, системы МВД и служб эвакуации имеют всю необходимую информацию о водителе транспортного средства для его уведомления. Ведь нормативными правовыми актами уже закреплена обязанность сотрудников МВД уведомлять граждан об использовании их транспортных средств в других случаях. Поэтому положения законопроекта не предполагают введения новых практик для должностных лиц.

Как уже используется СМС-оповещение

Предложения об оповещении автомобилистов перед эвакуацией поступали и раньше, но ни одно из них пока ни к чему не привело. Хотя инициативу поддерживают многие общественники. Похожий порядок предлагали, например, в группе по защите прав автомобилистов ОНФ. Руководитель группы Пётр Шкуматов уверен, что эта идея приходит в голову всем здравомыслящим людям.

«Основная задача наказания — устранение нарушений или устранение конкретного нарушения. Когда эвакуатор подъезжает, сотрудники служб видят номер машины. Более того, они уже давно делают рассылку о том, что автомобиль эвакуирован. Что мешает сделать такое же оповещение перед эвакуацией за 10 минут? Человек не уходит от наказания, ему выписывают положенный штраф, но машину не забирают», — говорит Шкуматов.

Схема с предупреждением, по его словам, соответствует целям и задачам КоАП — пресечение нарушений без тяжёлых последствий. Данная идея никак не сломает выстроенную систему эвакуации, не приведёт к хаосу, а наоборот — сбалансирует ситуацию, уверен эксперт.

«Простой пример. Люди подвозят пожилых родственников, которые плохо ходят. И 300 метров пройти для них проблема. Водитель останавливается под запрещающим знаком и помогает родственнику дойти до квартиры. Если ему будет приходить СМС-оповещение, он успеет оперативно убрать машину, пусть и получив штраф за нарушение правил парковки», — считает Пётр Шкуматов.

Какие проблемы могут возникнуть

Как пояснили Журналу Авто.ру в ГКУ «АМПП», которое отвечает за эвакуацию автомобилей в Москве, ведомство изучает ситуацию и будет готово выполнить требования закона, если он появится.

По мнению руководителя общественного движения «Автомобилист» Максима Едрышова, история с СМС-оповещением перед эвакуацией сложна технически. «Я себе слабо представляю, как сотрудники ГИБДД и службы эвакуации приезжают, отправляю СМС и сидят ждут 10 минут без дела, перегородив половину улицы эвакуатором», — пояснил Едрышов.

Эксперт предлагает для начала ввести обязательное сообщение об эвакуации автомобиля, когда его уже увезли. Во многих регионах службы эвакуации уже это делают, и Едрышов предлагает распространить такую практику на всю страну.

«Через сообщения, через Госуслуги можно направлять уведомление. Когда человек приходит и не видит автомобиля, он стрессует и думает, что машину угнали. Пока дозванивается полиции, проходит много времени. Оповещения могли бы сообщать сразу, куда забрали машину. Это было бы полезной инициативой», — пояснил эксперт.