Многие годы, бывая на берегу Финского залива в Сосновом Бору, я не сильно вникала, что же за башня то такая вдалеке одиноко стоит. Все потому, что несмотря на относительную удаленность от границы, является городом, относящимся к погранзоне, ввиду стратегических объектов.
Для сосновоборцев, данный объект куда больше известен как башня ГОИ.
В 1964 году Государственному оптическому институту (сейчас входит в состав Корпорации космических систем специального назначения "Комета") в Ломоносовском районе был выделен земельный участок площадью 492 га на территории Устьинского мыса, что на южном берегу Финского залива, для строительства научно-испытательной базы.
Такое решение было принято после того, как Леноблисполком не согласился на расширение существовавшей в те годы экспериментальной базы ГОИ на Карельском перешейке в поселке Овсяное в связи с использованием прилегающей территории исключительно как зоны отдыха.
Строительство комплекса велось быстрыми темпами.
В 1968 году появились первые здания - блок вспомогательных служб и накопительная жидкого азота.
26 сентября 1969 года комплекс был преобразован в филиал № 2 Государственного оптического института им. С.И. Вавилова (ГОИ) для решения трех крупных задач: наземной отработки изделий космической оптики, исследований лазеров и лазерных систем, испытаний оптических и оптико-электронных приборов, передаваемых в серийное производство.
Уже в 1970 — 1971 годах молодыми сотрудниками под научным руководством ученых ГОИ были созданы твердотельные лазеры, мощность которых в миллионы раз превосходила мощность первого лазера, появившегося в начале 60-х годов.
Наиболее мощные лазеры послужили базой для актуальных в то время исследований взаимодействия лазерного излучения с оптическими и конструкционными материалами. В дальнейшем значительным достижением лазерщиков института явилось создание мощной шестиканальной установки на неодимовом стекле, что позволило провести ряд ценных экспериментов по лазерному термоядерному синтезу, а также значительно продвинуться по пути создания сверхмощных лазеров и их элементной базы.
В этой части деятельности НИИКИ весьма заинтересованы ядерные центры ВНИИЭФ и ВНИИТФ, с которыми институт имеет давние плодотворные связи. Параллельно шла интенсивная работа в области создания мощных газовых лазеров, на которых впоследствии отрабатывались методы точной адресации излучения, минимизации его расходимости (сужение луча) и пр.
В 1990 году получил статус самостоятельного предприятия федерального подчинения, с 1997 года — федерального научно-производственного центра.
Сейчас он полузаброшен, но ряд корпусов действует. Но самый интересный объект — Большой Универсальный Стенд "Вертикаль" для испытаний космической оптики был построен на 90%, а затем брошен.
В 90-х годах НИИКИ, как и другие подобные учреждения, испытал массу трудностей с финансированием и кадрами, но сохранив свой основной потенциал, получил статус федерального научно-производственного центра, а решением Правительства РФ от 27 июня 2000 года был признан испытательным центром национальной значимости, с включением 9 стендовых комплексов, объединяющих два десятка стендов и крупных установок, в государственный Реестр уникальной стендовой испытательной базы.
Сам стенд начали строить в 1984 году для комплексных оптотехнических испытаний крупногабаритных (до 3,5 м) космических оптико-электронных комплексов в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. Оно получило название Большой Универсальный Стенд (БУС) "Вертикаль". Стенд представляет собой 2 бетонных корпуса, расположенных под 90 градусов друг к другу, над которыми возвышается башня.
Высота башни почти 80 метров (22 этажа). По всей высоте, в центральной части башни, расположена сложная металлическая камера, созданная из пластинок нержавейки, места стыков тщательно отполированы. Ширина камеры около 10 метров.
Предполагалось, что в ВУС «Вертикаль» будут имитированы внеземные условия эксплуатации 3,5-метровых агрегатов. Увы, но пока ни космос, ни даже даже околоземное пространство в ГОИ не изучается и испытаниям не подвергается. Стоит без дела не только БУС «Вертикаль», но и универсальная рельсовая трасса на Устинском мысу, где тестировалась перед внедрением в производство оптическая аппаратура для «Аэрофлота».
На заброшенной территории также находятся: различные административные и производственные помещения, железная дорога, заброшенный и разобранный самолёт МИГ-19, с помощью которого испытывали рассеивание и преломление светового потока.
Любопытство взяло верх и я пошла посмотреть поближе этот объект.
Вдоль периметра натянута колючая проволока ,по периметру комплекса проложена бетонка, по которой с периодичностью проезжает охрана. Доступ на территорию строго запрещен.
Пробираться туда дело опасное и Вам не советую!
-------------
Спасибо что дочитали до конца!
Если Вам понравилась статья поставьте лайк и подпишитесь. Это не трудно)
♥ С любовью рассказываю про архитектуру ♥