В 1830-х годах академик Императорской академии искусств, архитектор А. А. Михайлов, известный своими работами над Большим театром в Москве, Исаакиевским собором, перестройкой дворца Бобринских и строительством Мариинской больницы на Божедомке, создал проект зала прециоза. Этот зал стал одним из самых ярких и значимых в картинной галерее Юсуповского дворца.
Позже, в 1890-х годах, архитектор А. А. Степанов, мастер «эклектики», внёс свои изменения в первоначальный проект.
В просторном двухсветном зале Прециоза, принадлежавшем Юсуповым, висели огромные полотна Джованни Баттисты Тьеполо. Это был один из залов их картинной галереи, где когда-то было около 1200 картин, собранных Юсуповыми.
В переводе с итальянского «prezioso» означает «драгоценный». Зал Прециоза когда-то был сокровищницей Юсуповых, где хранилась самая ценная часть их собрания: работы Рембрандта, Ван Дейка, Корреджо, Тьеполо, Буше и Греза.
Интерьер зала был выполнен в сдержанном и строгом стиле, с минимальным количеством декоративных элементов. Доминантой зала стали своды и плафон, украшенный растительными орнаментами. Это настоящее произведение искусства. Для освещения шедевров на нём были установлены симметричные двухсветные световые фонари.
Большое впечатление производят полотна русских художников конца XIX — начала XX века, которые создают атмосферу изящества и гармонии.
Зал Прециоза — это поистине восхитительное пространство в картинной галерее Юсуповского дворца. Его атмосфера, созданная дверями из красного дерева с массивными бронзовыми накладками, переносит нас в мир классицизма.
В центре зала возвышается изящный камин, выполненный из белого итальянского мрамора в мастерской Трискорни. Ранее на камине располагалась мраморная статуя «Девушки в кружевной накидке», датируемая серединой XIX века и происходящая из Западной Европы. Особенно стоит отметить тумбы, которые являются прекрасным дополнением к интерьеру с набором цветного камня, они придают атмосфере зала изысканность и уют. А копии прекрасных картин, которые украшают стены, завершают образ картинной галереи.
Наибольшую ценность в галерее Юсуповых представляли две картины Рембрандта. О них С. Р. Эрнст писал: «Юсуповские Рембрандты — мужчина и женщина — были лучшими украшениями в Рембрандтовской юбилейной выставке 1898 года в Амстердаме».
Князь Феликс Юсупов. Мемуары.
Глава 26. 1917 (Продолжение)
«Весной 1917-го многие петербуржцы бежали в свои поместья в Крым. Великая княгиня Ксения с тремя старшими сыновьями, мои отец с матерью и мы с Ириной тоже стали беглецами. В ту пору революция ещё не докатилась до юга России, и в Крыму было относительно безопасно.
До мая в Крыму жили благополучно. Крымская жизнь, однако, грозила затянуться. Я решил съездить проведать дом на Мойке и лазарет у себя на Литейной. Шурин Фёдор напросился в провожатые, и мы уехали. Из Петербурга удалось мне вывести двух Рембрандтов из шедевров нашей коллекции: «Мужчина к широкополой шляпе» и «Женщина с веером». Довёз я их легко, сняв рамы и скатав в рулоны».
Мемуары. Юсупов Феликс Феликсович
Глава 3. 1920-1921
«Весной 1921 года с деньгами у нас стало совсем туго. На поддержку беженцев ушло всё. На самих себя и на тех же беженцев пришлось заложить часть драгоценностей. Остальное мы продали, а Рембрандтов решили тоже или продать, или заложить. Стоили они, понятно, немало.
Я отправился в Лондон. Брильянты продал без труда, а вот с рембрандтовскими шедеврами неожиданно возникли трудности.
Один друг мой, Георгий Мазиров, известный своей деловой сметкой, свёл меня с богачом и известным собирателем картин американцем Джо Виденером, находившимся в то время в Лондоне. Он посмотрел картины, но счёл, что двести тысяч фунтов, в которые их оценили, чересчур дорого. Предложил сто двадцать.
Мы долго спорили, наконец подписал я такую бумагу:
«Я, Феликс Юсупов, согласен получить от г-на Виденера сумму в сто тысяч фунтов в течение одного месяца со дня даты, указанной сим договором, за два портрета Рембрандта с правом выкупа их в любое время до 1 января 1924 года включительно за ту же сумму плюс восемь процентов, считая от момента заключения сделки продажи».
Несколько дней спустя Виденер отбыл в Соединенные Штаты, накануне подтвердив мне обещание выслать по приезде в Филадельфию деньги в обмен на картины.
Дело было в начале июля. 12 августа Виденер известил меня, что заплатит условленную сумму только, если я подпишу ещё один договор, в котором обязуюсь в случае выкупа мной картин не продавать их более никому в течение десяти лет.
Я был потрясён. Документ пришлось подписать».
В. Ю. Гессен. «Петроградские дворцы-музеи князей Юсуповых и других вельмож» (1917—1927).
«Через три года выкупить картины Феликс Юсупов не смог, и они стали собственностью американца Джо Виденера. В 1942 году картины Рембрандта перешли в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, где и находятся».
В 1919 году коллегия отдела по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить Юсуповский дворец как единый памятник культуры. Это решение привело к созданию нового музея в Петрограде.
Во дворце в то время работали сотрудники отдела учёта и охраны памятников искусства и старины Комиссариата просвещения и эксперты Эрмитажа. Созданием экспозиции руководил О. Э. Браз. Из более чем 1000 картин, указанных в описи 1919 года, отобрали 400, которые разместили в четырёх гостиных главного фасада, большом зале и пяти залах картинной галереи. Живопись, скульптуру и множество произведений декоративно-прикладного искусства сгруппировали по школам и эпохам, разместив в интерьерах. Из-за этого несколько залов были переименованы: вместо исторических Николаевского, Прециозы и Античного появились залы Французский, Итальянский и Голландский.
В 1925 году «музей дворцового быта» в Юсуповском дворце был закрыт. Началась его ликвидация, сопровождавшаяся массовыми изъятиями наиболее ценных произведений искусства и предметов убранства, которые составляли неотъемлемую часть уникальных интерьеров.
Согласно документам Государственного музейного фонда, из дома-музея Юсуповых в различные учреждения (Музей изящных искусств, Эрмитаж, Русский музей, Академию наук СССР, Государственный музейный фонд, периферийные музеи, Всесоюзное объединение «Антиквариат» и другие) было передано более 1000 полотен масляной живописи, более 3000 рисунков и акварелей, свыше 3000 гравюр и литографий, около 500 скульптур из мрамора, бронзы, дерева и кости, 140 шпалер, гобеленов и ковров, более 500 предметов художественной мебели и многое другое.
Картинная галерея является главным сокровищем Юсуповского собрания. За почти полувековую жизнь в ней успели сложиться и развиться целый ряд других собраний — скульптуры, рисунков, миниатюр, фарфора, бронзы, серебра, гобеленов, кружев, табакерок, — собраний, как бы украшающих и дополняющих галерею... Сохранение и защита этого редчайшего, столь богатого и столь разнообразного собрания по истории культуры и истории искусства является одной из самых прекрасных и самых почётных заслуг тех, кто ведает делами искусства в России.
С. Эрнст.
В период Великой Отечественной войны, начиная с сентября 1941 года, в Юсуповском дворце размещался госпиталь. Фашистские захватчики подвергли дворец обстрелу, в результате которого шесть снарядов разорвались внутри его помещений, нанеся огромный ущерб.
Наиболее серьёзные повреждения были вызваны двумя бомбами. Одна из них пробила перекрытие над Зелёной гостиной, разрушила стену Танцевального зала и перекрытие первого этажа над Библиотекой, а затем взорвалась в подвале. Взрыв уничтожил отделку Библиотеки. Другая бомба стала причиной пожара, в огне которого погибло оформление зала Прециоза.
Один снаряд пробил крышу и перекрытия над Банкетным залом и застрял за деревянной обшивкой стены. К счастью, он не разорвался и впоследствии был извлечён. Более подробную информацию о реставрации Юсуповского дворца можно найти здесь.
Мы входим в центр анфилады комнат искусств — Малую ротонду. Ротонда в переводе с латинского означает «круглый», и её обязательным элементом являются колонны. Однако, в отличие от Большой ротонды Юсуповского дворца, в Малой ротонде нет колонн. Тем не менее, её формы, окутанные нежно-розовой текстурой стен, создают впечатление округлости, а белоснежные статуи добавляют возвышенности пространству.
Эта небольшая ротонда некогда служила великолепным архитектурным «футляром» для знаменитого мрамора А. Кановы «Амур и Психея».
В 1830-х годах архитектор А. А. Михайлов создал проект Малой ротонды, а в 1890-х годах её облик был улучшен архитектором А. А. Степановым.
В интернете практически невозможно найти информацию о княжне Татьяне Юсуповой. В своих мемуарах Феликс Юсупов не упоминает о ней, как будто её никогда не существовало.
Татьяна Юсупова родилась в богатой семье, окружённой любовью и заботой. Она воспитывалась в среде истинных ценителей искусства. Однако её жизнь, как одной из самых завидных невест в России, была омрачена печалью. Домашние называли младшую княжну «Танёк» — Татьяна, а старшую, княжну Зайде, — Зинаида.
Когда Татьяне было 13 лет, её мать умерла, что стало для девочек тяжёлым ударом. Татьяна не знала, как справиться с потерей, и чувствовала пустоту в душе. В это трудное время императрица Мария Александровна взяла на себя заботу о девочках, и между ними установились тёплые и доверительные отношения. Девочки проводили много времени с великими князьями Сергеем и Павлом.
С раннего детства Татьяна была влюблена в Павла Александровича, младшего сына императора. Она называла его «Поль». Свои чувства, как и любая юная девушка, она хранила в секрете, доверяя лишь дневнику и самым близким подругам. В её короткой жизни можно заметить множество литературных параллелей, одна из которых — сходство с пушкинской Татьяной из «Евгения Онегина».
Двери всех светских гостиных были открыты перед молодыми дочерьми князя Юсупова, и вскоре они начали активно посещать высшее общество. Княжон часто приглашали на чаепития, домашние концерты, танцевальные вечера для узкого круга и в зал дворянского собрания. На балах Татьяна ловила взгляд своего «Онегина» и писала стихи.
«Засыпаю, молясь за двух братьев. Я кажусь ветреной и кокетливой, но это лишь из-за моей робости и неопытности. И всё же мне улыбнулись!», — записала она после посещения очередного бала.
Возможно, Татьяна призналась в своих чувствах Павлу, как и пушкинская героиня, потому что их давняя дружба прекратилась, и он начал избегать княжну. Она с горечью писала об этом в своём дневнике.
«Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба — самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей своей жизни. Как и ты, Поль, я не являюсь чьей-то половиной. Меня мало заботит мысль о том, что я постарею, но я очень не хочу стареть одинокой. Я не встретила существа, с которым хотела бы жить и умереть, а если и встретила, то не сумела удержать возле себя», — так записано в дневнике княжны.
Несколько строк княжны:
«Ты посмеялся надо мной!
Смеясь, ты осудил
Воспоминания, любовь,
Всё, чем когда-то жил!
Бал, музыка, цветы —
И влага моих слёз.
Святой огонь любви
Мне счастья не принёс...»
Татьяна, мечтала о своей свадьбе с великим князем, но, увы, пришла весть о том, что он обручился с другой. В жёны Павлу предназначалась греческая и датская принцесса Александра, его кузина. Сердце Татьяны было безжалостно разбито. Своими чувствами Татьяна делится только с дневником, где пишет: «Я хотела бы не проснуться».
В то время как Татьяна тихо угасала, её старшая сестра Зинаида блистала в свете. Красивая, умная, добрая и артистичная, она получила предложение руки и сердца от болгарского князя, но предпочла ему другого — графа Феликса Сумарокова-Эльстона. Отец был недоволен тем, что дочь упускает возможность получить титул принцессы, и долго не давал своего согласия на этот союз. Однако в конце концов он благословил его.
Татьяна уехала в подмосковное имение сестры Зинаиды и её мужа, Архангельское, где наблюдала за их счастьем, понимая, что у неё никогда не будет такого. Там она и умерла, где и была похоронена. Семейная тайна, связанная с княжной Татьяной Юсуповой, была запрятана так глубоко, что ни одна подробность случившегося не просочилась за пределы дворца. Но, как говорится, нет ничего тайного, что, в конце концов, не стало бы явным.
Татьяна Юсупова была очаровательной девушкой с добрым сердцем, умом и талантом. Нежная и прекрасная, словно ангел, сошедший с небес, она вызывала восхищение у окружающих. Её одухотворённое лицо притягивало взгляд. Однако, мне кажется, Татьяна была не совсем счастлива. Великий князь Павел, человек, которого она полюбила, не ответил ей взаимностью. Это причиняло ей боль, особенно когда она видела, как её родная сестра обрела семейное счастье. Вероятно, это делало её ещё более печальной. Конечно, она радовалась за сестру, но, возможно, также испытывала печаль.
Их парус — апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слёз,
В далёких волнах исчезает...
Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша...
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!
Эти строки из двухтомника её личных стихов были написаны в книге «Княжна Татьяна», написанной научным сотрудником музея И. В. Никифоровой.
Княжна Татьяна Николаевна Юсупова, незамужняя дочь Николая Юсупова и младшая сестра Зинаиды Юсуповой, скончалась от тифа 27 июня 1888 года в возрасте 22 лет. Её похоронили в усадьбе Архангельское.
Уход из жизни любимой и светлой Танечки всю семью Юсуповых вверг в шок и отчаяние. Они никогда больше ни с кем о ней не говорили и не оставили в мемуарах никаких воспоминаний.
Великий князь Павел женился через год после смерти Татьяны 17 июня 1889 года в Санкт-Петербурге на двоюродной племяннице великой княгине Александре Георгиевне — до замужества греческой и датской принцессе. Она была мила, красива и принадлежала к православной церкви. Александра Георгиевна была дочкой греческого короля Георга I и великой княжны Ольги Константиновны, а также приходилась родной сестрой принцу Андрею, отцу принца Филиппа.
У Павла не было счастья, потому что союз был коротким. Супруга умерла после родов от эклампсии в имении Ильинском, которое находилось по соседству с Архангельским. По странному стечению обстоятельств, она прожила почти столько же, сколько и Татьяна Юсупова. Сам великий князь погиб в 1919 году — он был расстрелян в Петропавловской крепости вместе с другими членами императорской семьи.
Молодая девушка, исполненная возвышенных чувств, закрыла глаза и устремила свой нежный взор к лазурному небу. В её руках — крест, словно символ стремления к чему-то большему. Под ногами — благоухающие розы. За её спиной — белоснежные крылья, готовые поднять её ввысь. Ещё мгновение — и она воспарит к небесам...
Этот памятник княжне Татьяне Юсуповой, выполненный из белого мрамора по проекту скульптора М. М. Антокольского, можно увидеть на территории музея-заповедника «Архангельское». Он напоминает копию статуи Татьяны, которая украшает Малую ротонду Юсуповского дворца.
К сожалению, судьба захоронения молодой княжны сложилась трагически. В феврале 1918 года могилу Татьяны вскрыли, её останки были сброшены в реку, а надгробие и статуя ангела разбиты.
Однако позже памятник был восстановлен, и теперь он хранится в парковом павильоне «Чайный домик». На его прежнем месте установлена современная копия, напоминающая о короткой судьбе княжны.
Эта статья была вдохновлена книгой «Юсуповский дворец», которую я приобрела во время своего визита во дворец. Её авторы — Н. В. Кукурузова и О. В. Уточкина.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует...
С вами была Виктория. 😍
Понравилась статья, поставьте палец вверх! 👍
Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи и новые публикации, смотрите видео и оставляйте комментарии. 😉
Возможно, вам будут интересны другие мои материалы, подборка «Санкт-Петербург»: 👇