Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВО ГЛАСЕ ХЛАДА ТОНКА

Последний месяц лета. Еще тепло, солнце дарит нам последние яркие свои лучи. Листва еще в соку, но пройдет совсем немного времени, и эта одежда природы полностью сменится багряным убранством. Тихо. Веет что-то знакомое, как на сердце ложится.

Осень на пороге, будто стоит и смотрит на нас. Осенью все исполнено особым трепетом, и душа это ощущает. И тебе, путнику, утомленному летним зноем, будто открывается многогранность жизни и глубина смыслов. Предощущение осени и чего-то вечного.

Медленно ступаем по заросшему лугу, пробираясь через высокую росистую траву. И что характерно – молчим. Да и о чем говорить? Об ошибках? Да, их много. Мы их все знаем, как свои, так и ближнего, потому идем и молчим. Вдыхаем влажный и терпкий воздух. Созерцаем красоту переливов красок природы, уже начинающих окрашиваться в охру. Где-то птица запела, но она уже не так голосиста, ее почти не слышно. Все медленно замолкает и готовится к зимнему сну. Но впереди еще буйство красок, эмоций. А у нас – тишина. Такая безмятежная. Потому что «не в ветре Господь, но во гласе хлада тонка». Сразу вспоминается отрывок из Писания:

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар. 19: 11–12).

Мы идем и слушаем тишину. И есть в этом нечто неотмирное, такое, о чем сердце знает, но словами не можем сказать, потому и молчим. Вот скоро белый храм. На горке. Золотые его луковки виднеются дивно среди угасающей листвы и тихий отзвук колокольного звона отражается в мохнатых лапах елей и тонких веточках берез. В какой-то момент полилась беседа, зажурчала, зазвенела, как ручеек весной. Мы говорим. О разном. О мире и добре, утрате и прощении, о жизни, о любви к Творцу и ближнему. О многом.

Вот и ворота храма, пришли. Порожек храма. Немногий народец заходит. Ныряет в прохладную темноту храма с пакетами, блюдами, корзинками. В храме сладко пахнет яблоками и сеном, старым деревом. А сколько всего принесли – видимо-невидимо плодов! Чего только нет! Яблоки и персики, груши и вишни, дыни, виноград и даже веточка рябины. Она, эта веточка, так ярко видна среди молитвенного полумрака храма, как спелая смоковница. Да, как и наша душа. Созрела, потому всему свое время.

-2

Белые облачения на батюшках, и вкрадчиво поет небольшой деревенский хор. Их молебное пение так мощно поднимается под барабан до куполов храма, и кажется, сразу же относится ангелами к небесам. И все молятся. Да как молятся! Лица в сосредоточении, в благоговении, в слезах. Такое увидеть нечасто приходится. И я вижу лик. Да, это именно лик. Легкость линий и худоба, темная прядь и доброта лица. Такие лица обычно можно увидеть на иконах.

Празднуем Преображение Господне. Душа наша будто обновляется. Вместе с природой она словно одевается в яркие ризы.

С Преображения сияет свет, тихий и легкий. И вот слышим, запели:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

В событии Преображения Господня мы видим, как будет выглядеть Царство Небесное. Оно изумляет. Тогда не останется ни слова, ни вопроса. И все проблемы, скорби реальные и кажущиеся превратятся в совершенное ничто и будут уже не важны, потому что прошлое прошло, а Христос – с нами! Его дивный свет укрывает нас так, что мы даже не можем стоять от восхищения и радости! Это – Преображение!

Снова звонят колокола, теперь весело и немного протяжно. Их голоса серебристые так баюкают душу, и кажется, ты тоже вот здесь видел пророков Моисея и Илию. И даже говорил с ними.

Люди исходят из храма, весело обмениваясь поцелуями и виноградом, просфорками. Вокруг храма – терраса с накрытым столом и самоваром, разными вкусностями, а вокруг на несколько километров – ни души. Только несколько десятков человек, эта белая церковь на горе в густой листве и мы. И – да, конечно, Господь. Он всегда рядом. Но сегодня – особенно. Он будто подходит сегодня к каждому и благословляет персонально, целует прямо в сердечко! Почему? Наверное, чтобы обледеневшие сердца растопить. Чтобы любовь всегда была огнем, тем светочем, который поможет не замерзнуть в непогоду самому и отогреть находящихся рядом.

От самовара идут клубы пара в небо, в прохладный уже воздух, а сердце ликует о радости, любви и прощении! О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех. Ликует и понимаешь, что так, наверное, и в Царствии Небесном. Мир, гармония и единство. Любовь между всеми. И нет неважных и нелюбимых. Ибо «кто любит, тот любим».

А я стою и смотрю на Преображение. Не только на праздник. Смотрю на солнечный диск, встающий из-за горизонта, на красивый золотисто-красный отсвет от него, который ложится и на храм. На туман, что стелется по траве. Люди в радостном трепете поздравляют друг друга и весело смеются. Все дружны и мирны между собой. Смотрю на преображение душ, сердец, на их увенчание милосердием, на любовь, которая не перестает, и тихо катится слеза. Господи, спасибо! Теперь я действительно видела Преображение!

-3

На календаре – начало октября. Мы приехали в столицу. Осень сметает листья по тротуарам в Москве. Дождь и ветер закружил их и носит над городом. Тихие наши желания и искренние сердечные просьбы, конечно, исполняются, когда душа и сердце готовы к этому.

Мы идем по городу, а издалека я вижу белый храм, его очертания заметны, и их не перепутать.

Кто-то стал родителем, кто-то – супругом, кто-то достиг вершин молитвенных, а кто-то – профессиональных! А стало это возможно из-за перемен, которые произошли в сердцах и душах. Настойчиво пищит смс на телефоне, читаю его и понимаю: преображение произошло! Слава Богу!

Виктория Дорофеева

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм