Найти тему
Телеграм-канал СМП

Новейшая история СМП

Вадим Денисов, писатель, публицист, исследователь Севера, специально для @sevmorput

Даже весьма сведущий в делах Севморпути человек со временем начинает путаться в громадье планов. Порой и не вспомнишь, кто и что наобещал, сколько раз менялись благие намерения и отодвигались перспективы, генерируя новые прогнозы… В этом плане с новейшей историей СМП может конкурировать только многострадальный СШХ. Тем не менее, мы всегда ждём результатов, конкретных и неоспоримых.

Вот на треке СМП появился новый игрок — «Деловые линии», один из самых крупных в РФ логистических операторов, запустивший новый мультимодальный транспортный коридор. Главная характеристика: новое направление позволило сократить время доставки грузов до 25 дней. Грузопоток пойдёт из стран ЮВА сразу в порт Санкт-Петербурга, избегая пробок на Транссибе.

Летом 2024 г. был запущен «Арктический экспресс №1», так стали называть маршрут из Шанхая в Архангельск, а далее по ЖД в города европейской части РФ. Характер и отправители груза не засекречены. Это промышленное оборудование, электрика, узлы для автосборочных заводов. Преобладает импорт из Китая — более 70%. Стандарт тот же, 25-27 дней — единая транспортная логика, о чём днями говорил Президент. Вообще-то, словосочетание «Арктический экспресс» для СМП не новое. Контейнеровозы ледового класса ARC 7 «Норникеля» уже почти 20 лет челночно бегают из Дудинки, а надпись Arctic Express на бортах хорошо знакома жителям Таймыра и не только. Так что звание первого номера ещё нужно заслужить — теми самыми конкретными делами. В целом, такое начинание можно только приветствовать, если оно не превратится в ожидание панацеи.

О конкретике: недавно в Архангельск впервые за 30 лет зашёл китайский контейнеровоз «XIN XIN HAI 1», имеющее на борту 500 контейнеров с комплектующими для сборки авто, бытовой техникой и другими ТНП. Это и есть реальный результат. В городе событие называют историческим, рассчитывая, что партнёрство с Поднебесной станет системным — в навигацию-2024 Архангельск и Шанхай свяжут не менее десятка рейсов. Обратным ходом из столицы Поморья в КНР пойдёт продукция ЛПК. В ближайшее время Архангельск ждёт ещё два судна из КНР, на борту каждого будет 700-800 контейнеров. Объём перевозок между ЮВА и Европой значительный, но Транссиб и Восточный полигон в целом обеспечить их не в состоянии. СМП может прокачать грузы, но ему нужен плюсом к уже имеющимся в Мурманске, Архангельске и Владивостоке минимум ещё один железнодорожный выход к магистрали.

Ну, а теперь о сложностях. Мы часто слышим: китайцы и другие грузоотправители должны быть уверены, что сделав ставку на СМП, они получат ясную перспективу на ближайшие 5-6 лет, что позволит не бояться потерять слоты в привычных им портах перевалки грузов… И мы, конечно, соглашаемся, включая эти требования в планы работ.

А наоборот? Мы можем быть уверены, что Китай, который отчаянно боится вторичных санкций, по указке американского регулятора не свернёт маршрут по первому требованию из-за океана? Принято говорить, что китайцы партнёры сложные. Это не так. Они плохие партнёры, ненадёжные. Диспозиция спиной к спине, по цветастому определению Синь Цзиньпина, не позволяет видеть рук партнёра. А руки эти блокируют расчёты, выкручивают наши руки требованиями безумного дисконта, ограничивают поставки даже не вооружения, а вольно определяемого перечня товаров двойного назначения.

Нет уж, если ты вызвался быть мировым северным извозчиком, то имей собственный парк. Иначе не получится. И не стоит успокаиваться приходом китайцев, в ЮВА есть и другие потенциальные заказчики: Индонезия, которая давно интересуется возможностями СМП, Вьетнам, КНДР, Малайзия. Всё это охладит санкционный пыл Китая, до сих пор так и не добившегося настоящего суверенитета.

Так что успокаиваться не надо, работаем дальше, глобальное потепление нам в помощь…

С морским приветом, Северный морской путь 

Подробнее тут: https://t.me/sevmorput