Про курс логики в школах, который депутаты Госдумы предложили ввести. Вопрос: «Получается, логическая цепочка – это как математическая формула. Значит, можно заучить и применять на практике?»
Сергей Михеев: Откройте учебник и посмотрите: «конъюнкция», «дизъюнкция» и масса других всевозможных терминов, которые я не смогу четко объяснить. Нужен целый курс для этого. Можно ли это применять как математическую формулу в построении фраз? Да, конечно. В построении умозаключений? Да, конечно. И применять в практической работе? Конечно, можно. На этом основаны многие методики, информационные технологии. Просто квалификации у людей совсем мало, особенно у тех, кто начинает заниматься информационной сферой, сферой общественного мнения.
Поэтому часто много провалов и ситуаций, когда вас легко подловить. Можно ли это применять? Возможно.
Встречное предложение от слушателя: «Может быть, в школах внедрить уроки личностного роста, чтобы потом не обманывали аферисты?»
Сергей Михеев: Насчет личностного роста не знаю. Мне кажется, перенятая у наших западных недавних «друзей», а теперь - врагов, идеология успеха очень сомнительная. Накачивая детей методиками лидерства, успеха и не очень правильными жизненными целями, мы: 1. создаем конфликтную среду; 2. создаем ситуацию нездоровой конкуренции, которая очень часто, особенно в молодежной, подростковой среде, вырождается в травлю; 3. задаём людям неправильные ориентиры по жизни- они слишком индивидуалистичные. Теории успеха основаны на том, чтобы идти по головам других!
Когда мы начинаем говорить: «Давайте вспомним наши корни, воссоздадим цивилизационную идентичность; давайте все будут друг друга любить, все будут патриотами; давайте все будут думать о благе страны» - внедряемые повсюду теории личностного роста и успеха направлены ровно в другую сторону! Они направлены в сторону карьеры любой ценой, в том числе за счет других: «Я самый умный, самый сильный, самый успешный, а все остальные вокруг меня менее успешные».
На мой взгляд, это нездоровая логика, которая многих детей сделает несчастными. Во-первых, чрезмерно развит индивидуализм, и реальная жизнь не оправдает их ожиданий. Во-вторых, это вещь конфликтная, себялюбивая, беспощадная, немилосердная по отношению к другим. Мы везде эти вещи внедряем: «Лидерство, лидерство, лидерство». Лидерство – это когда вы подавляете других, за счет других карабкаетесь наверх. Считаю, что здесь присутствует несуверенность духа, нет выработки самодостаточного и самостоятельного подхода. Все практики личностного роста, программы лидерства и успеха являются калькой с западных подходов.
Пишут, что пока не запретят детям школьного возраста пользоваться смартфонами, никакое преподавание логики в школах не поможет. Другой слушатель пишет: «Может быть, не надо ничего уже вводить? Есть ли необходимость в новых уроках?» Про логику и шаблонность мышления: в школах сейчас как раз такая шаблонность - натаскивания на ЕГЭ, с чем, наверное, преподаватели и многие школьники не согласятся.