Найти тему
ВалентинаVEK

Музейная педагогика

Экспозиция к экскурсии "Царица нить"
Экспозиция к экскурсии "Царица нить"

Готовиться к экзаменам по истории ученики 9 и 11 классов начинают практически с нуля. Зарубежная история вообще оставляет мало знаний, а история России разбросана по шести классам, не объединяясь нигде в общую картинку. Поэтому итог тот же.

Какой выход?

Не уложишь же изучение многогранной истории страны в один год. В некоторых странах нашли выход в том, что изучают историю не через хронологию, а через тему. Несложные темы – в младших классах на отдельных предметах, более сложные в средних и старших. Хронология, конечно, присутствует везде, но не является ведущим принципом в изучении истории. Здесь берется какая-либо тема и рассматривается через призму времени и места. Таким образом задействуются и хронология, и зарубежная история, и история собственной страны.

А есть ли такие аналоги в педагогике нашей страны?

Думаю, что да. Это музейная педагогика.

🏛️Музеи есть почти в каждой школе. Правда, жаль, что многие из них являются музеями одного события. Но есть и другие. Вот в таком музее мне посчастливилось поработать почти 2 года.

🏺Темы проектов в школьном музее появляются по-разному, в основном, планируются, но у нас большая часть была по выбору учащихся. Кто-то «завяз» на камнях, и мы делали выставки коллекций камней, кто-то - на муравьях, и мы проводили соответствующую экскурсию, кто-то заинтересовался вулканами, пришлось делать выставку и проводить опыты. Мне приходилось соединять темы с краеведением, а остальное делали дети: собирали экспонаты и материал к экскурсиям, и сами являлись экскурсоводами. Так более 50 детей за один год провели экскурсии по своей теме.

🍵В темы планируемых экскурсий руководитель, конечно, вставляет свой интерес. Например, яркие факты из истории фарфора привлекли мое внимание к этой теме. Так появилась у нас экскурсия «Тайны фарфора», которая готовилась несколько месяцев. Для этого мне пришлось побывать сначала на блошином рынке в Спб, затем сфотографировать процесс производства фарфора на Императорском фарфоровом заводе, а затем собирать коллекцию, привлекая земляков. Когда готовили экскурсию и выставку к ней, появилась необходимость сделать исследование по истории посуды из различных материалов, которые были до и после эпохи фарфора.

Затронута была также история восточных и европейских стран, в том числе России, в различные исторические периоды.

На каждом фарфоровом изделии нашей коллекции было изображено клеймо фабрики, на которой оно было произведено, а это в основном, 50-е – 90-е годы 20 века. Наконец, задействованы география, химия и даже музыка. Музыка - потому что: «о, как звучал фарфор при прикосновении к нему деревянной палочки, побывавшей в руках почти половины учеников начальной школы!».

Выставка фарфоровой посуды к экскурсии "Тайны фарфора"
Выставка фарфоровой посуды к экскурсии "Тайны фарфора"

Так были сплетены история и современность.

А еще… удивительная экскурсия «Царица нить», соединившая истории многих стран и хозяйственных отраслей.

Музейная педагогика – это не только об истории, этнографии, географии, то есть музейных объектах, это и о субъектах музейной деятельности, авторах экспозиций и выставок.

Наше время знакомит нас с такими музеями, которых мы не видели раньше. Небольшие музейчики во дворах, в уличных проходах, даже на лестничных площадках. Это в Петербурге.

Петербург
Петербург

В Екатеринбурге есть целый район небольших музеев. В сентябре прошлого года я посетила этот необычайно красивый город. Запомнилось многое, но особенно – совсем крохотный музейчик, детский, потому что там в основном находились только детские предметы: игрушки, детские и семейные фотографии, а во дворе висела обыкновенная бельевая веревка с детской одеждой на прищепках.

Но вот кого я здесь не увидела, так это детей. Не в роли экскурсантов, а в роли авторов экспозиций и экскурсоводов.

В крупных городах изменяется отношение к музеям. Все больше творческих людей связывают свою профессию с музейной деятельностью, которая становится престижной.

А в провинции остается все то же количество музеев, в которых господствует постоянная экспозиция, разбавленная новыми редкими выставками.

Для музея, как научного учреждения, экспозиции – дело долгосрочное, затратное, а вот для небольших музеев, в том числе школьных, череда экскурсий и выставок – дело подъемное и обычное. Поэтому музейная деятельность – поле для творческих детей и их проектов.

Сегодня многие школьники скачивают проектные и исследовательские работы с Интернета, не принося этим никакой пользы ни себе, ни сообществу. В то же время маленький музей (экспозиция) с интересной для автора тематикой, расположенный где-нибудь на небольшой площадке, будет классным проектом музейного фаната или учащегося художественной школы.

Заинтересовать бы только этим делом детей!