Синергия
Вопрос 770. Один христолюбивый муж вопросил того же старца: «Бог сотворил человека свободным, и Сам же говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Спрашиваю: как согласить свободу с тем, что без Бога ничего нельзя сделать?»
Ответ. Бог сотворил человека свободным, дабы он мог склоняться ко благому; склоняясь же к нему произволением своим, он не в состоянии бывает совершить благого без помощи Божией, ибо написано: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» [Всё зависит не от хотения, не от подвига, но от помилования Божия] (Рим. 9, 16).
Итак, когда человек преклоняет сердце свое ко благому и призовет на помощь Бога, то Бог, внимая его доброму усердию, подаст ему силу к деланию, и таким образом бывает место тому и другому – и свободе человека, и помощи, даруемой ему от Бога; ибо благое проистекает от Бога, совершается же чрез святых Его. Итак, Бог славится во всех и прославляет их.
Вопрос 776. Когда делаю что-либо несправедливое и пото́м исправляюсь в том, помысл мой высокомудрствует, внушая мне, будто я сделал нечто благое; что я должен в сем случае говорить ему?
Ответ. Скажи ему: несправедливо поступающий подвергается наказанию, а кто исправляется в своей несправедливости, тот избегает наказания и заслуживает похвалу: иное – делать доброе, а иное – поступать несправедливо. Одно угождает Богу и готовит нам вечный покой, другое же прогневляет Его и готовит вечную му́ку. Это и есть то самое, что говорит Давид: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15). Но без Бога мы не можем сделать ничего благого, ибо Он сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5); и Апостол говорит: «Что ты имеешь, что бы не получил? А если получил, что хвалишься, будто не получил?» (1Кор. 4, 7). А потому, когда мы и в делании благого не можем высокомудрствовать, тем более в удалении от злого. Великое безумие – вменять себе в похвалу то, что не согрешаем. Внимай же себе, брат, чтобы не прельстили тебя лукавые демоны, которых да упразднит Господь молитвами святых Своих. Аминь.
----------------------------------
Скорби
Вопрос 405, того же. Как же это? Когда доброе будет без ско́рби, разве оно уже и не по Богу? И когда случится сделать небольшое благотворение, а помысл не встречает скорби, ужели мною сделано сие безвременно и сделанное неугодно Богу? Прошу тебя, отец мой, просвети мое сердце.
Ответ. Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдет без скорби, ибо всякое благое дело принадлежит пути Божию, и неложен Сказавший: «тесны врата и узок путь, веду́щие в жизнь» (Мф. 7, 14). Если же и не случится ско́рби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает ее. Иногда человек и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдем ее, или прикрытую тщеславием (ибо и в нём заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употребленном нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию. После сего где найдем помысл без скорби? Итак, не вникнув в последствия, не следует почитать себя безопасным от скорби, ибо скорбь хранится для неразумных и в последствиях дел; разумный же всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра, и не смущается, говорит Писание (см. Пс. 118, 60). И блажен, кто всегда имеет пред глазами своими, что «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23, 1), и помышляет, что Бог силен, как Ему угодно, устроить с рабами Своими, – такой не жалеет о том, что употребил на благотворение. Итак, если и встретим скорбь, да будет нам известно, что Бог попускает ее к испытанию нашему, потому что никогда не презирает боящихся Его и особенно творящих благое ради имени Его.
510. Тот же брат, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил того же великого старца молиться за него и помочь ему.
Ответ. Брат мой и возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого во Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, начал я молить Бога о тебе, Он сказал мне: «Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется чрез телесное страдание, каково терпение его и что он должен наследовать за мольбы и труды». И я сказал: «Владыко, испытай его с милостию, как сына, а не как незаконнорожденного». Не надобно бы было и объявлять сего, но я сказал для того только, чтобы ты мог уразуметь радость оную, уготованную тебе. Итак, не печалься, Бог оказывает тебе милость. Если же сомневаешься, то преклони выю твою, зная, что потерпели святые мученики, и употреби розовое масло [gо греч. Ρόδινον] со святой водой, и Бог наш, по воле Своей, окажет тебе милость как Ему угодно. Не желал бы я, чтобы ты страдал как-либо душою или телом. Бог да помилует тебя; помолись обо мне.
511. Того же к тому же старцу прошение о молитве и помощи в том же страдании.
Ответ. Брат унылый и ропотливый! Зачем ты скорбишь, зачем вопиешь, для чего посылаешь далеко, имея Иисуса, стоящего близ тебя и желающего, чтобы ты призывал Его в помощь? Воззови к Нему: «Наставник!» – и Он ответит тебе. Прикоснись к краю одежды Его, и Он исцелит тебя не только от одного сего страдания, но и от всех страстей твоих. Если бы ум твой находился там, где бы ему надлежало быть, то и угрызения ядовитых змей и скорпионов не могли бы низвести тебя оттуда к ощущению телесной болезни: «забываю, – говорит Писание, – есть хлеб мой; от го́лоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс. 101, 5). Не скорби – милость Божия близка к тебе. Приветствую тебя – нетерпеливого, как здравствующего о Господе.
619. Ответ прп. Варсонофия к новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей ско́рби.
Брат! Чем другим похвалились бы делатели оные, требовавшие воздаяния от Владыки до́ма, если не тем, что могли сказать: мы перенесли «тягость дня и зной» (Мф. 20, 12).
Сын мой! Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться скорбью, чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, чадо: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13).
Сын мой! И болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, неискусен. Испытанный же бедствиями бывает искусен, как и золото, очищенное огнем. Искусство приводит человека к упованию, упование же не посрамит (см. Рим. 4, 4–5). Да не расслабит же враг богоугодного намерения твоего и да не поколеблет веры твоей во Святую Троицу. Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай словá Апостола: «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение (наставление), которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы тéрпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12, 4–8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь незаконнорожденным.
Сын мой! Прошу тебя, старец – юного, обветшавший в образе иноческом (хотя и ничего не сделал благого) – новопостригшегося: да не будет вотще или напрасно произносима молитва: «Господи Иисусе Христе». Трезвись, возбудись от упоения тягчайшим сном. Восстань с Петром и прочими апостолами, взывая громогласно ко Спасителю всех Христу: «Наставник! Погибаем» (Лк. 8, 24). И Он, без сомнения, придет и к тебе, и запретит ветрам и морю, и утишит бурю, восстающую на корабль твой, – бурю, говорю, в душе твоей, и избавит тебя от кровожадного льва, и голубицу твою из чрева змиева, и посев твой от града, и маслину твою от червей, и от гололедицы все деревья твои, чтобы они принесли плоды свои в определенное время, и посев земли твоей дал зрелый плод, по словам Господним, «во сто крат», и «в шестьдесят, и в тридцать» (Мф. 13, 8). Рассмотри, брат, что претерпел ты за имя Божие? Апостол, говоря, что ничто не должно отлучать нас от любви Христовой, исчислил сие так: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35).
И малая ли болезнь поколеблет ум наш от Бога? Да не будет сего! Утвердись, сын мой, и увидишь помощь Божию. Это первое искушение с тобою; если победишь его с Богом, то оно вперед не возобладает тобою; если же враг победит тебя в сем, то заставит и служить себе.
Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, какова милость Господня. Да будет же известно любви твоей, что я день и ночь не перестаю молить Бога, да спасет Он тебя и сохранит всех нас от лукавого, и стараюсь о том, чтобы вы, как чада святых наследовали с ними, «как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 8). Подражай же им (святым) – и блажен будешь о Христе.
Вопрос 682. Когда я терплю убыток и не скорблю о том сердцем, то помысл говорит мне: «Это нечувствительность; ты должен скорбеть, но вместе и благодарить». Справедливо ли говорит мне помысл?
Ответ. Отнюдь не до́лжно скорбеть о вещах мира сего, но только – об одном грехе
......................................................
преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-varsanufija-velikogo-i-ioanna/84