Игровая форма занятий — вещь очень часто весьма эффективная и очень популярная у учеников. Такое расхожее мнение устраивает почти всех до тех пор, пока руководство или проверяющие не усмотрят отступления от ФГОС, или пока какая-нибудь возмущённая часть родительской общественности не обратится с сигналом. То, что ученики чаще всего игровую форму урока принимают с радостью это понятно: всегда можно вместо скуки провести время на уроке с интересом. Они вообще за любой подобный движ в плане инноваций и т. п. — фильм хоть и учебный посмотреть, презентацию на худой конец или поиграть (поизображать участие в игре) тем более. Весь вопрос в реальной эффективности такого времяпрепровождения кроме положительной реакции ученического коллектива.
История — учебная дисциплина, которая для игровой формы открывает поле деятельности самое широкое. Особенно, если учитель истории не вполне сам осознаёт, что за преподаваемым им предметом вообще-то стоит определённая научная дисциплина. Это один момент. А второй, даже можно сказать, вторая опасность в том, что не всякий учитель, увы, понимает разницу между увлечь учеников или развлечь. Весело провести время — это, конечно, приятно. Но учёба — это не просто работа, а не развлечение. С определённого возраста учёба ни в коем случае не должна восприниматься как развлечение. Да, развлекаться детям интереснее, чем учиться. Но вся фишка в том, что умение делать то, что совсем не интересно совсем не хочется — это тоже совершенно необходимый навык. Запоминать даты, имена, названия скучновато, если сам по себе процесс не увлекает. Но скучную работу тоже уметь выполнять.
К чему это вспомнилось по прошествии почти месяца после каникул? Просто память вывела на один случай примерно 5-летней давности. В Красногвардейском районе Питера проходил семинар историков в связи с началом учебного года. На этом семинаре молодая, но уже имеющая некоторый опыт коллега рассказывала с восторгом как построен у неё урок в рамках тематики Средневековой Европы с использованием детского художественного фильма "Город мастеров" (1965). Спору нет, фильм замечательный и ещё с детства любимый. И средневековый колорит в нём присутствует в избытке: и стены старого Таллинна в качестве декораций, и рыцари, и горожане, и горбун как главный герой, и "прекрасная Вероника" как главная героиня, и интерьеры.
Увлекшись рассказом о том, как интересно ученикам и ученицам на уроках играть в Средневековье а-ля фильм 1965 года, молодая, но не начинающая учительница поведала, что ребята так поглощены в игровую форму урока, что сами придумывают что-нибудь новое. Придумывают.. здесь нужно было умилиться. Вопрос автора о том, какая связь между свободным творчеством и игровой формой урока истории так тогда и остался непонятым учительской аудиторией. Небольшая справка: игровую форму деятельности отличает моделирование ситуации, заранее определённые правила для субъектов и некоторый набор возможных вариантов результата, а никак не безудержный полёт фантазии.
Кстати, если уж брать подобный вариант как кинофильм "Город мастеров" или, к примеру, "Садко", да хоть "Властелин колец", то стоило бы с детьми разобрать, что авторы взяли для придания своим произведениям необходимого антуража, а что никак в подлинную картину Средних веков не вписывается.
А если вернуться к тому семинару, то под восторженные и уважительные возгласы коллег та учительница истории похвасталась, что подобные феерические уроки у них не только с 6-классниками, но и с ребятами постарше они превращают занятия в развлекательное увлекательное действо. А для активизации интереса подростков к историческим личностям и событиям у них отношения в стиле гоголевского Хлестакова — "... с Пушкиным на дружеской ноге".
Наверняка у кого-то зреет вопрос: а чего вы, автор, хотите? Детишки с интересом учат историю, так что будьте довольны. Ответ прост: нет, не учат они историю, они привыкают в неё играть, причём по самому худшему сценарию — по выдуманным ими же правилам. И что удивляться, что вместо понимания истории у них в голове ералаш? Потому подрастая, они охотно верят в любую красиво по их мнению сочинённую ложь. Если кому-то кажется, что беспокоиться тут не о чём, то автор ответит, что все патологические идеологии, на алтарь которых легли миллионы жизней невинных людей, от национал-социализма до коммунизма начинаются вот с таких же фантазий на всемирно-исторические темы. А уж кого предложат в качестве врага — евреев ли, буржуев ли, ещё ли какой вариант появится, это дело наживное.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.