Найти тему
ФедералПресс

Санкции как возможность: как заменить импорт и остаться конкурентным на рынке. Часть I

В обрабатывающем сегменте лидерами по темпам роста импортозамещения стали преимущественно средне- и высокотехнологичные предприятия.  Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
В обрабатывающем сегменте лидерами по темпам роста импортозамещения стали преимущественно средне- и высокотехнологичные предприятия. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Россия стремится к технологической независимости. И одним из приоритетов экономической политики является импортозамещение. Эта программа развивается уже 10 лет – с тех пор, как коллективный Запад принял решение изолировать нашу страну от внешнего мира. Существенное ускорение данному процессу придал уход западных компаний с российского рынка в 2022 году. С тех пор продукция отечественных производителей занимает все больше звеньев в производственных цепочках, возросло количество предприятий с российским оборудованием, которое по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам. «ФедералПресс» проанализировал итоги развития программы импортозамещения за истекший период.

ЧАСТЬ I

Оценка самочувствия

Рынок импортозамещения в промышленности России оценивается приблизительно в 5,2 трлн рублей без учета авиа- и судостроения, при этом на IT-сегмент приходится порядка 500 млрд рублей.

Согласно представленному весной текущего года обзору Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2023 году по сравнению с 2022 годом динамика в импортозамещении возросла на 36 %. Оценка проводилась на базе результатов пилотного обследования более 1 тыс. промышленных организаций из 30 субъектов Российской Федерации, проведенного в конце прошлого года.

В обрабатывающем сегменте лидерами по темпам роста импортозамещения стали преимущественно средне- и высокотехнологичные предприятия: по производству компьютеров, электронных и оптических изделий (51 %), электрического оборудования (47 %), лекарственных средств и материалов (47 %), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (44 %), кокса и нефтепродуктов (42 %), прочих готовых изделий (40 %). В добывающем сегменте активность в большей степени возросла на предприятиях по предоставлению услуг в области добычи полезных ископаемых (42 %). В ходе опроса руководителей промышленных предприятий выяснилось, что 18 % из них испытывают высокую востребованность в процессе импортозамещения, 30 % – среднюю. Среди таких предприятий были в основном производители компьютеров, электронных и оптических изделий, химических веществ и продуктов (по 34 %), полиграфии (32 %), кокса и нефтепродуктов (31 %). На 8 % предприятий такая необходимость была «низкой», а 10 % в замещении импорта вовсе не нуждались. По результатам опроса стало понятно, что за 2023 год возросло число предприятий с российским оборудованием, которое по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам.

-2

Все же большинство российских машиностроительных предприятий до сих пор используют иностранные комплектующие и запчасти. В основном они поставляются из Китая, но есть поставки по параллельному импорту из европейских и азиатских стран. Исследование ВШЭ показало, что на начало 2024 года «крайне высокую» зависимость от импортных материально-технических ресурсов испытывали 5 % производств, «высокую» – 20 %, «среднюю» – 44 %, «низкую» – 30 %. В общем списке среди них были предприятия по обеспечению электроэнергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, обрабатывающие и добывающие компании. По другим источникам, по-прежнему высока доля потребности в импортозамещении в сегменте производства лекарственных препаратов, оборудования для микроэлектроники и станкостроения: к примеру, в нашей стране имеется лишь технология изготовления микроэлектроники размером менее 90 нанометров, тогда как в мире этот показатель составляет 3–7 нанометров – разрыв огромный.

Впрочем, к примеру, в Торгово-промышленной палате России (ТПП РФ), опирающейся на официальные данные, считают тенденцию со снижением зависимости страны от импорта положительной.

«По мнению аналитиков Банка России, результаты оценки зависимости от импорта промежуточной продукции (июнь 2023 года) позволяют сделать выводы о невысокой зависимости России от импорта, которая заключается в слабой вовлеченности в глобальные цепочки создания стоимости или в участии в них на ранних стадиях. Исследование, с одной стороны, указывает на ограниченную уязвимость экономики к существующим санкциям. С другой стороны, низкая зависимость от промежуточного импорта может указывать на проблемы экономического развития из-за недостаточной развитости технологических цепочек и неполного использования потенциала международного разделения труда. Соглашусь с данными выводами. Что касается отраслевой специфики, то здесь, опираясь на упомянутое исследование ЦБ, наименьшая зависимость России от импорта промежуточной продукции из недружественных стран (менее 10 % в расходах) наблюдается в металлургии, мебельном производстве, фармацевтике, строительстве, рыболовстве, связи, здравоохранении и ряде сырьевых направлений», – рассказал «ФедералПресс» президент ТПП России Сергей Катырин.

Меры поддержки

Федеральные власти пытаются улучшить ситуацию и ускорить разработку зависимых от импорта российских технологий. В 2022 году Кабинет министров утвердил новую трехлетнюю программу импортозамещения, предполагающую направить на эти цели 247 млрд рублей. Планы распространялись на 23 отрасли и содержали почти тысячу позиций сырья, материалов и комплектующих, а также готовой продукции.

На сегодня подготовлена новая нормативно-законодательная база в этой области. В субъектах Российской Федерации выделяется единая региональная субсидия для возмещения расходов на подключение к коммунальной инфраструктуре, покупку нового оборудования и оплату первого взноса по договору лизинга оборудования c российскими лизинговыми компаниями.

Как рассказали «ФедералПресс» в Фонде развития промышленности (ФРП) при Министерстве промышленности РФ, с 2023 года обеспечена возможность получать все общедоступные меры господдержки Минпромторга России в цифре через Государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Сегодня это более 70 цифровых мер, включающих субсидирование, скидки, возмещение и компенсацию затрат для различных отраслей промышленности. Отдельно государство поддерживает наиболее критичные для страны отрасли: авиа- и машиностроение, производство и разработку БАС, радиоэлектронную промышленность, строительство водных судов. Особое внимание уделено субсидированию проведения НИОКР по современным технологиям – в ГИСП можно подать заявку на получение такой поддержки по 6 направлениям. Всего в 2023 году в системе было проведено 42 конкурсных отбора по мерам поддержки Минпромторга России. По результатам 1478 компаний получили финансирование от министерства.

Предоставляются меры поддержки в виде налоговых льгот, субсидий, преференций в части предоставления земельных участков под размещение парков, льготных займов резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных парков и технопарков. Предприятия получают льготные займы по ставкам 3 % и 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд рублей (в рамках основных программ финансирования) через ФРП. Такие займы возвратные: после реализации проекта деньги возвращаются и реинвестируются в новые проекты, а запущенные производства, рабочие места и постоянный приток налогов – остаются.

Глава ТПП РФ Сергей Катырин рассказал «ФедералПресс», что ФРП финансирует предприятия в рамках программ «Проекты развития», «Комплектующие изделия», «Производительность труда», «Автокомпоненты», «Маркировка товаров», «Формирование компонентной и ресурсной базы» и других. По его данным, всего было профинансировано более 1670 проектов. Начиная с 2016 года, в 72 субъектах РФ было открыто либо модернизировано более 850 производств в 13 отраслях промышленности.

«Результаты говорят сами за себя: подавляющее большинство реализованных проектов ориентировано на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств», – отметил Сергей Катырин.

По данным самого ФРП, в общем объеме профинансированных фондом с 2014 года проектов более половины – 952 – имеют импортозамещающий потенциал. Совокупная сумма финансирования по таким проектам на сегодняшний день превысила 400 млрд рублей, что составляет практически три четверти от общего объёма профинансированных проектов в денежном выражении. Абсолютным лидером по числу профинансированных проектов с импортозамещающим потенциалом является машиностроительная отрасль – 347 проектов на общую сумму 194 млрд рублей, на втором месте с большим отрывом от нее расположилась химическая отрасль – 150 проектов на 54,1 млрд рублей, а замыкает тройку лидеров металлообработка и металлургия – 131 проект на общую сумму 45 млрд рублей.

-3

Для ускорения процесса достижения технологической независимости в начале 2023 года Минпромторгом России была запущена кластерная инвестиционная платформа (КИП), предоставляющая предприятиям возможность привлечь через банки льготное финансирование в сумме до 100 млрд рублей для реализации приоритетных инвестпроектов. В ФРП, который выступает оператором КИП, пояснили, что в течение всего срока инвестиционной фазы плюс два года льготная ставка по заемным средствам составит 30 % ключевой ставки Банка России плюс 3 %.

«Все проекты, получающие льготные кредиты по механизму КИП, имеют импортозамещающий потенциал. Это новые проекты промышленных предприятий, направленные на достижение технологического суверенитета, повышение уровня локализации промышленной продукции и внедрение новых технологических компетенций. На данный момент уже одобрено 40 проектов на общую сумму льготных кредитов 578 млрд рублей», – проинформировали в ФРП.

В качестве примера представитель Фонда привел «УК Брянский машиностроительный завод», который привлек льготный кредит в рамках механизма кластерной инвестиционной платформы в размере 4,5 млрд рублей. С привлечением кредитных средств на заводе будет организовано серийное производство магистральных тепловозов для перевозки составов 7100 тонн и маневровых тепловозов с низким расходом топлива на асинхронном приводе. Проект направлен на обеспечение потребности РЖД и других компаний магистральными и маневровыми тепловозами нового поколения. На сегодняшний день при выпуске новых магистральных тепловозов в 70 % случаев используется американский дизель. Реализация проекта позволит начать выпуск тепловозов с российским дизелем. Также будут локализованы и другие импортные компоненты для производства тепловозов и снижена доля их импорта с 40 % до 5 %.

Продолжение следует: часть II, часть III.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц