Найти тему
Внук Эзопа

Ницше и истина: скептицизм и свободный дух. О природе истины и её поисках

Возможно, никто ещё не был достаточно честен в том, что такое «честность». Эти слова, написанные Ницше в книге «По ту сторону добра и зла», отражают его веру в то, что во многих случаях то, что считается непреложными истинами, на самом деле является заблуждениями, ложью и убеждениями, выросшими из страха, нужды и трусости.

«Я был первым, кто открыл истину, будучи первым, кто осознал ложь как таковую», — пишет Ницше в «Ecce Homo».

В этом цикле статей мы исследуем одну из разновидностей «истины», которую Ницше стремился разоблачить как заблуждение, объясним его метод достижения истины и представим его концепцию «истинного философа» — «свободного духа», который стал хозяином своего разума.

Принято считать, что добро и истина неразрывно связаны. Сторонники этой точки зрения склонны верить, что открытие истины — это приятный процесс, и чем больше истин будет открыто, тем лучше для человечества.

✅ Ницше скептически относился к этой точке зрения, предполагая, что она часто использовалась в психологических целях. В частности, чтобы защитить людей от осознания того, что открытие истины не всегда доставляет удовольствие, но иногда может взволновать и мучить человека.

Истина и добро часто противоречат друг другу
Истина и добро часто противоречат друг другу

В то время как некоторые истины могут освободить человека и привести к прогрессу человечества, другие истины могут стимулировать отчаяние и вырождение человеческой расы. Таким образом, истина и добро, по мнению Ницше, часто противоречат друг другу.

«Что-то может быть правдой, будучи при этом вредным в высшей степени. Действительно, основной характеристикой существования может быть то, что те, кто будет знать это полностью, погибнут», — пишет Ницше в «По ту сторону добра и зла».

В книге «Человек, слишком человек» Ницше повторил идею о том, что не существует предопределённой гармонии между стремлением к истине и благом человечества.

Поскольку осознание истин не всегда приносит пользу, Ницше утверждал, что неправда и воля к невежеству царили во всех культурах, уходящих корнями в древнее прошлое. Многие из так называемых «истин» человека, которые были «открыты», являются не чем иным, как «неопровержимыми ошибками», фальсификациями мира, без которых человеческий род давным-давно вымер бы.

«Жизнь — это не аргумент. Условия жизни могут включать ошибки», — писал Ницше в «Весёлой науке».

В заметке, собранной в «Воле к власти», он повторил эту идею: «Истина — это разновидность ошибки, без которой определённый вид жизни не смог бы существовать. Ценность жизни в конечном счёте является решающей».

В то время как большинство людей на протяжении всей истории придерживались ошибок, которые они считали истиной, всегда есть несколько избранных людей, способных искать истину любой ценой. Эти люди обладают уникальной силой, порождённой осознанием того, что поиск истины не является ни мирным, ни приятным занятием, а битвой, требующей мужества и энергии.

«Человеку приходилось бороться за каждый атом истины, и ему приходилось платить за это почти всем, за что цепляется сердце, эта человеческая любовь, это человеческое доверие. Для этого бизнеса необходимо величие души: служение истине — самое трудное из всех служений», — писал Ницше в «Антихристе».

Для человека, достаточно сильного, чтобы искать истину, Ницше отстаивал метод достижения знаний, называемый «экспериментализмом», основанный на его вере в то, что «убеждения — более опасные враги истины, чем ложь».

Убеждения — более опасные враги истины, чем ложь
Убеждения — более опасные враги истины, чем ложь

Ложь — это внешнее выражение лжи, которую человек внутренне знает как ложь, что означает, что лжец всё ещё может знать правду. Убеждённость, с другой стороны, — это внутренняя уверенность в том, что человек достиг истины, и, таким образом, во многих случаях уступает место высокомерию, которое опутывает человека паутиной заблуждений и лжи и лишает его возможности двигаться к знанию.

«Утверждение о том, что истина найдена и что невежеству и ошибкам пришёл конец, является одним из самых сильных соблазнов, которые только существуют. Предположим, что в это верят, тогда парализуется воля к проверке, исследованию, осторожности, эксперименту… Следовательно, „Истина“ более роковая, чем ошибка и невежество, потому что она отсекает силы, которые работают на пути к просветлению и знанию», — писал Ницше в «Воле к власти».

Использование экспериментализма, пропагандируемого Ницше, предполагает, что вы сами становитесь величайшим критиком, подвергаете свои заветные убеждения постоянной оценке и нападаете на каждую так называемую «истину», в которую вы верите, чтобы определить, насколько прочны её основы на самом деле. Это включает в себя активный поиск и экспериментирование с новыми идеями, так сказать, примерку их на размер и постоянное обновление и совершенствование ваших суждений о мире.

✅ В конце концов, способность изменять свои убеждения — это уникальная и драгоценная способность человеческого разума, одна из его определяющих черт. Но её необходимо постоянно использовать, чтобы предотвратить атрофию. Экспериментализм Ницше развивает эту способность и, таким образом, является противодействующей силой против влечения, которое люди испытывают к соответствию узким верованиям и догматическому видению мира.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа