Найти тему
НеоУчитель

О понятии суждения и логических функциях мышления в суждениях

Согласно Канту, в каждом суждении есть предикат (понятие), который является общим для других объектов действительности. Например, в суждении «все тела делимы» предикатом для всех остальных объектов (будь то металл, пластик, ткань и т.п.) будет являться понятие «тело», следовательно, «эти предметы представляются опосредованно через понятие делимости». Таким образом, суждение есть «опосредованное знание о предмете».

Все суждения можно разделить на 4 функциональных группы: по количеству, качеству, отношению и модальности суждений.

  1. Количество суждений. Общие, частные и единичные суждения

Общее суждение: «Все мобильные устройства созданы людьми». Общее суждение называется общим именно потому, что его предикат (мобильные устройства) приписывается всему объёму понятий.

Частное суждение: «Некоторые телефоны не являются смартфонами». Здесь мы можем видеть, что вывод делается только на основе суженного объёма понятий, потому данное суждение – частное.

Единичное суждение: «Обелиск «Росток» – один из наиболее узнаваемых символов города Пенза». Структура единичного суждения схожа с структурой общего, однако Кант отмечает, что с точки зрения «знания по количеству» единичное суждение заслуживает отдельное место в классификации. Иными словами, в единичных суждениях вывод делается относительно единичного понятия, а не всего множества объектов.

  1. Качество суждений. Утвердительные, отрицательные и бесконечные суждения

В случае утвердительных и отрицательных суждений формальная логика обращает внимание только на то, противопоставляется предикат субъекту или приписывается ему. Например, утвердительным суждением будет являться «Железо, цинк, хром – это металлы», а «Мягкие игрушки не живые существа» – отрицательное суждение.

Кант обращает внимание на необходимость отличать бесконечные суждения от утвердительных. Философ приводит пример:

«Что же касается суждения душа есть нечто несмертное, то по своей логической форме оно действительно имеет утвердительных характер, потому что я включаю душу в неограниченный объём несмертных существ. Но так как из всего объёма существ смертное занимает одну часть, а несмертное – остальную, то своим суждением я высказал лишь, что душа есть одна из бесконечного множества вещей, остающихся в том случае, если устранить всё смертное» [1, с. 83].
  1. Отношение суждений. Категорические, гипотетические и разделительные суждения

Категорические суждения могут быть и утвердительными, и отрицательными. Например, в утверждении «Все мужчины полигамны» предикат утверждается относительно субъекта, следовательно, данное утверждение – утвердительное.

Гипотетическим суждением будет являться следующее: «Если существует полная справедливость, то неисправимый злодей будет наказан». Кант отмечает, что данным суждением мыслится только следствие. В гипотетических суждениях не имеет значение истинность каждого из положений.

«Наконец разделительное суждение содержит отношение двух или более посылок друг к другу, но не отношение следования… Разделительные суждения содержат отношения частей сферы знания, так как сфера каждой части служит дополнением к сфере других частей до всей совокупности разделённого знания… как, например, «мир существует или благодаря слепому случаю, или благодаря внутренней необходимости, или благодаря внешней причине… таким образом, каждое из этих суждений занимает часть сферы возможного знания о существовании мира вообще» [1, с. 84].
  1. Модальность суждений. Проблематические, ассерторические и аподиктические суждения

Модальность суждений по утверждению Канта «есть совершенно особая их функция». Особенность модальных суждений состоит в том, что они ничего не добавляют к содержанию суждений, а касаются только «значения связки по отношению к мышлению вообще».

Проблематическими являются суждения, отношения которых носят гипотетический или разделительный характер. Иными словами, утверждение или отрицание в данных суждениях принимаются кем-то как вероятные, а следовательно, «могут служить условием познания истины».

«Так, например, суждение мир существует благодаря слепому случаю имеет только проблематические значение, а именно кто-то может, хотя бы на мгновение, утверждать это положение, но тем не менее оно служит для нахождения истины (как указание ложного пути в числе всех путей, какими можно пойти)» [1, с. 85].

В ассерторических суждениях речь идёт только о действительной реальности (не проблематической). Иначе говоря, ассерторические суждения высказывают истину. Например, «Железо, цинк, хром – металлы» – ассерторическое суждение.

Аподиктические суждения утверждают принадлежность признака предикату при любых условиях, или мыслятся a priori. Например, «У квадрата четыре угла» – аподиктическое суждение именно потому, что мыслится оно как ассерторическое, определённое законами самого рассудка.

Таким образом, Кант заключает:

«Так как здесь всё присоединяется к рассудку постепенно, так что сначала мы высказываем нечто проблематически, затем принимаем его ассерторически как истинное, и, наконец, утверждаем его как неразрывно связанное с рассудком, то есть как необходимое и аподиктическое, – то эти три функции модальности можно назвать также тремя моментами мышления вообще» [1, с. 86].

Источник:

  1. Кант, И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; [пер. с нем. Н. Лосского]. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 559 с.