Найти тему
ВалентинаVEK

Чему и как учить детей.

Проблемы в воспитании. Чему и как учить детей.

В давнишние 60-80-е годы, рассматривая проблемы воспитания, ученые педагоги приходили к выводу, что основной причиной появления «трудных детей» является то, что родители не имеют возможности заниматься своими детьми, потому что заняты на работе. Поколение же бабушек и дедушек было малочисленно в связи с военными и послевоенными процессами. Но, вот, продолжали ученые, жизнь выправится, бабушки и дедушки будут заниматься своими внуками, и так исчезнут многие детские проблемы.

Прошли десятилетия, жизнь поворачивалась в разные стороны, бабушки имели и имеют возможность присматривать за детьми, а детские проблемы остаются, и даже обостряются.

В общественном сознании существует несколько подходов к воспитанию.

✡️ Первый. Не надо усиленно вторгаться в жизнь ребенка, пусть все идет как идет. По ходу своего взросления он сам определит свои жизненные приоритеты. Это так называемое «свободное» воспитание, оно имеет разные модификации, но суть, примерно, одна.

✡️ Второй. Надо вмешиваться в жизнь ребенка, и как можно раньше. Надо помещать его в различные среды, где он будет накапливать свой опыт, формируя различные жизненные умения и навыки, которые помогут выстраивать успешную жизнь.

Аргументация здесь следующая.

Дети сегодня поздно взрослеют. Понятие «молодежь» касается уже 30-летнего человека. Имея ресурсы, родители растят детей в комфортных тепличных условиях, делая их слабыми. Дети и не напрягаются, притом, что дополнительные удовольствия можно получить еще и в гаджете.

Вот так, легко и безопасно, течет жизнь типичного современного ребенка. Часто еще и пример взять не с кого, потому что с родителями (по статистике) ребенок общается 15 минут в день, а часто и распорядок дня родителя можно уместить в формулу «работа – телефон – диван».

В итоге растет безынициативный, ничем не интересующийся, часто всем пресыщенный, ничего не умеющий и не желающий делать, человек.

Точка зрения, что дети должны попробовать вкус разных форм деятельности, не нова. Еще в начале 20 в. С.Т. Шацкий отошел от принципа свободы в воспитании, обуславливая это важностью среды, в которой идет этот процесс. Сегодня многие родители записывают детей в различные кружки и секции, считая, что в итоге ребенок найдет «свое дело», с которым, возможно, свяжет свою дальнейшую жизнь.

Но достаточно ли этого?

Первыми «опомнились» родители-мужчины. Они говорят, что надо делать ребенка сильным.

Для этого надо научить его бороться и побеждать, дать возможность ошибаться и учиться на ошибках, преодолевать трудности, побеждать, чувствовать вкус победы. Это не о драках, это об участии, где есть конкуренция, борьба, что есть и в интеллектуальной сфере, и в спортивной.

Чтобы ребенок хотел бороться и побеждать, он должен ценить то, за что борется. Поэтому не надо в детстве давать ему все «с ложечки», не надо потакать, сильно жалеть, надо приучать к порядку, труду, разумным ограничениям, чтобы он любил и умел учиться, многое ценил.

Помню первые годы перестройки. От чего в школе сразу отказались? От соревновательности. В основе школьной жизни времен СССР лежал дух соревнований между школами, классами, отрядами, звеньями и пр. Он был убран, потому что был несовместим с новыми ценностями: сотрудничеством, толерантностью, открытостью. Но дальнейшее развитие показало, что соревновательность (конкуренция) является непременным условием и ценностью современного общества. Она двигает политику, экономику, да и самого человека к жизненной успешности.

Мы как-то не говорили об этом раньше, но сейчас заговорили громко, видно из-за явной неактивности сегодняшних детей и руководствуясь заботой об их безопасности.

Попытаемся выстроить систему воспитания ребенка в кружках и секциях, двигаясь к формированию качеств, необходимых для успешной жизни сейчас и в будущем. В основе этой системы лежат предложения родителей.

1. Для мальчиков – спортивное единоборство и командные виды спорта. Единоборство вырабатывает понимание того, что итог борьбы зависит только от тебя; футбол формирует качества лидера, различные позиции в команде, командный дух и пр.

2. Шахматы. Развивают интеллект, тактическое и стратегическое видение, внимание, память (исследование – кто в жизни преуспел, играли в шахматы).

1. Скалолазание. Вырабатывает координацию, выносливость, умение работать руками и ногами, с веревкой; преодоление страха.

2. Бег.

3. Плавание.

4. Уметь кричать. Неумение кричать - это не только о том, что при опасности дети не могут позвать на помощь, но и о том, что ребенок зажат, а отсюда - безынициативен.

5. Изучать ораторское искусство. Успешность человека напрямую связана с умением говорить. Это путь к харизме, высокой самооценке. Убираются комплексы. Пригодится везде: в школе, вузе, на работе, в компании.

6. Учиться разговаривать на камеру. Дополнительное внутреннее раскрепощение. Формируется навык переговоров.

7. Уметь играть на музыкальных инструментах. Повышает самооценку. Говорит о многогранности личности. В разных ситуациях есть возможность показать себя.

8. Туризм. Это кульминация. Здесь все познается: готов ли организм к трудным ситуациям, умеет ли ладить с природой, людьми, собой. Это и самое яркое время: костер, еда, природа, палатка, передвижение, общение, встреча с интересными людьми. Здесь формируется будущий образ жизни и проведения досуга. И это время, когда, если не струсишь после первой ночевки или длительного перехода, организм готов сформировать много новых качеств.

9. Надо иметь несколько компаний для нахождения друзей. Дети ломают других, когда своего ничего не имеют, пытаются реализоваться с помощью силы, поэтому надо иметь возможность уйти туда, где будет хорошо. Но эту компанию надо найти, вот для этого и нужны разные группы для общения и интереса.

Главное - поддержка родителей. Без них не может быть всего, что написано выше.