Это переходная статья перед тем, как я начну рассказывать о художниках-экспрессионистах. И здесь будут интересные факты, отчасти сравнительный анализ техники.
Экспрессионизм (от латинского expressio, «выражение») – направление в искусстве, образовавшееся и развившееся в первую треть XX века. Наибольшую популярность экспрессионизм имел на своей родине, в Германии и Австрии, однако тепло был принят практически по всей Европе. Этот художественный стиль стремится не столько к описанию внешнего мира, сколько к выражению эмоционального состояния самого автора произведения.
Основные характерные черты экспрессионизма:
- Сюжеты
Экспрессионисты отличаются от большинства авангардистов любовью к нарративу: многие картины отсылают к религиозным сюжетам. В работах экспрессионистов часто можно увидеть драматичные сцены мученичества или мистических откровений. В 1920–30-х годах некоторые экспрессионисты обратятся к триптиху — форме, необычной для авангардных картин и заимствованной из алтарной живописи.
- Аллегорические и символические сюжеты
Личные переживания могут обретать форму аллегории, иногда традиционной (изображение смерти или пороков), иногда придуманной самим художником. В этом экспрессионисты наследуют художникам-символистам — например, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Особенно популярна тема смерти.
- Индустриальная городская среда
Современную городскую среду стали изображать еще импрессионисты, но в экспрессионизме этот образ меняется. Мосты, железные дороги, высотные здания, заводы создают напряженный ритм, город на картинах экспрессионистов — сгусток энергии, и чаще всего мрачной. Эта искусственная, но динамичная среда — как Метрополис из одноименного немого фильма немецкого режиссера Фрица Ланга — кажется фантастической и фантасмагоричной.
- Запутанное, искривленное пространство
Экспрессионисты усиливают выразительность через искажение. Пространство, будь то пейзаж или интерьер, деформировано, предметы валятся друг на друга, планы перемешиваются, стены и улицы искривляются, образуются воронки и завихрения — как в декорациях знаменитого в 1920-е годы немого триллера «Кабинет доктора Калигари».
- Толпы и группы людей, идущих по улице
По деформированным улицам экспрессионистов идут люди — иногда их очень много. Это новая динамичная жизнь большого города, где каждый обезличен. При этом в толпе выделяются характерные типажи, жесты, одежда и повадки. В этих персонажах много странного и гротескного.
- Ночь и искусственный свет
На полотнах экспрессионистов очень часто изображены вечер и ночь. Лунный или искусственный свет дает глубокие контрастные тени, искажает формы, делает контуры неясными. Прямого солнечного света в понимании реалистов вообще нет. Эффекты освещения напоминают о театре и киноплощадке. Такие приемы соответствуют гротескным образам, болезненным переживаниям или меланхолии.
- Экзотические мотивы
Экспрессионисты, так же как и кубисты и фовисты, стремились к неевропейским «примитивным» (то есть первичным, базовым) культурам. В них художники ищут мощную силу, напор, наивность, яркость, цельность. Многие путешествовали: Кандинский, Макке и Клее — в Тунис, Нольде — в Папуа — Новую Гвинею, Пехштейн — на острова Палау. Африканская скульптура, мусульманская миниатюра, японские зонтики, индийские ткани — все это служит вдохновением.
- Танец
Мотив экстатического, комического, гротескного, драматического танца встречается почти у всех экспрессионистов. Это могут быть пляски разных народов мира, выступление в варьете, даже бальные танцы. Особенно любили изображать танцующих художники группы «Мост» — например, Эрнст Людвиг Кирхнер и Эмиль Нольде.
Основные характерные черты импрессионизма:
- Повседневность
Импрессионисты писали современную жизнь. Вслед за реалистами они ничего не выдумывали — их герои заняты простыми вещами: они идут за покупками, пьют чай, развешивают белье или читают. Ничего драматического, никаких сложных сюжетов и историй.
- Вид на город сверху
На картинах импрессионистов мы смотрим на город сверху: люди на бульварах и площадях кажутся крошечными. Из-за искаженной перспективы такие пейзажи позволяют представить, что мы находимся в конкретном месте — например, стоим на балконе. Это похоже на фотосъемку.
- Кафе, скачки, цирк, театр и другие развлечения
Жизнь современного города подразумевает походы в общественные места. Небольшие группы и толпы людей на полотнах импрессионистов сидят в кафешантанах, танцуют или наблюдают за состязаниями лошадей.
- Прогулки на свежем воздухе
Компания у водоема, дамы на пикнике, дети в парке, пары в лодках — импрессионисты часто показывают новые виды буржуазного отдыха. Но только не Камиль Писсарро — он предпочитал писать крестьян и их труд.
- Паровозы, железные дороги и вокзалы
Особенно эту тему любил Клод Моне, изобразивший поезда и вокзал Сен-Лазар множество раз. Пар, движение, суета, а также новые инженерные конструкции привлекали импрессионистов как часть динамичной современности.
- Мосты и пароходы
Больших лайнеров у импрессионистов мы не увидим — они писали баржи, маленькие пароходики и парусники, порты. Суда либо величественно плывут, либо буднично стоят у причала, но никогда не гибнут и не подвергаются опасности, как на картинах художников-романтиков.
- Много воды
На импрессионистских пейзажах очень много воды: ручейки и реки, озера и моря, набережные и каналы. Вода изменчива, она бликует, отражает свет и постоянно меняет цвет. Именно это и нравится импрессионистам — ловить подвижное и нестабильное.
- Цветущий сад
Сад становится постоянным мотивом импрессионистов, потому что в нем много света и ярких цветов. Некоторые из художников сами увлекались садоводством — например, Клод Моне в Живерни (Нормандия).
- Естественный свет и яркое солнце
В мире импрессионистов часто стоит хорошая погода (хотя и не всегда — см. ниже). Они любят игру света в листве, яркие пятна, дробящие контуры предметов, а вот ночь изображают редко. Искусственный свет предпочитал лишь Эдгар Дега, его пространство — город, а не природа.
Но а на этом пока все, увидимся в следующих статьях.