Найти тему

Что я посоветовала бы себе, если бы снова попала на первый курс

Оглавление

В 17 лет я вела себя очень глупо, но совершенно этого не понимала. Со временем у людей накапливается опыт, возникают навыки во многом (в том числе — и в учёбе). И иногда я думаю: «Эх, если бы уже на первом курсе я так ясно понимала, что...» — а дальше каждый раз что-то, очевидное в сорок с лишним, но далеко не такое очевидное в юности.

Автор текста — психолог Марианна Садокова
Автор текста — психолог Марианна Садокова

В общем, если бы я могла — я бы отправила самой себе в прошлое записку с подсказками, как вести себя в университете. Письмо из семи пунктов. Это — только мои пункты, они точно сработали бы в моей жизни, они не универсальны. Но я, пожалуй, всё-таки запишу их. Может быть, пригодятся кому-то ещё.

В общем, вот они, мои «Семь пунктов для первокурсницы».

1) Не будь потребителем информации. Будь разведчиком.

Ты не знаешь, что тебе пригодится в будущем. Не строй иллюзий, просто поверь: ты этого не знаешь. И никто не знает.

Тебе кажется, что специальность выбрана, план действий понятен... Но я тебе советую внимательно смотреть вокруг. Замечать все возможности. Просвечивать свой университет, как рентгеновский луч. Собирать сведения о том, кто, где и чем занимается в твоём университете на хорошем уровне.

Вот твоё расписание, ты подходишь к доске объявлений и смотришь только на него? Это ошибка. Смотри: рядом с расписанием твоих пар — список межфакультетских факультативов. И объявление об очередной встрече дискуссионного клуба. И листовка волонтёрского центра. И приглашение на стажировку. И афиша студенческого театра.

Нет, не надо распыляться, я сейчас не об этом! Конечно, не надо ходить на все подряд мероприятия и участвовать во всём, как затычка в каждой бочке. Как человек, которому нечего делать. Конечно, надо выбирать!

Но прежде, чем выбирать, надо собрать банк или базу данных. Чтобы выбирать среди разных возможностей, нужно о них хотя бы знать.

Поэтому — знай, что тебе может предложить твой университет, кроме учёбы. Сфотографируй эту афишу. И вступи вот в эту группу в соцсетях.

Тогда ты не пропустишь ни студенческую научную конференцию, ни поход турклуба, ни предложение об интересной работе. Впрочем, о работе напишу отдельно.

2) Познакомься со старшими и не стесняйся их

Тебе кажется, что им с тобой будет скучно? Или что они могут просто использовать тебя, как «глупое молодое мясо»? Такое бывает, увы. Но чаще встречается другое, хорошее.

Старшекурсники, аспиранты, молодые ассистенты кафедр очень часто готовы делиться свои опытом, у них ещё полно энтузиазма, они не устали. Они нередко ведут профильные кружки, координируют волонтёрские инициативы, организуют секции, горят какой-то идеей...

Да, среди них тоже могут быть очень разные люди. Если замечаешь, что обаяние и авторитет сочетаются с гниловатыми поступками — сразу разрывай все контакты, не сомневайся. Не нужно глупой доверчивости.

Но вот тебе всё-таки совет: к середине второго курса у тебя будет 150-300 человек, которых ты знаешь по университету. Не считая твоих преподавателей, из этих трёхсот пусть хотя бы 15 человек будут старшими. Если у тебя будут дружеские контакты со старшими курсами, ты очень много узнаешь неочевидных возможностей.

Не жди, пока эти старшие сами с тобой познакомятся. Проводи разведку, выбирай, проявляй инициативу, знакомься.

3) Ты учишься не на факультете, а в университете

Твоя задача — вписаться во всю эту большую систему. Не замыкайся в стенах факультета и тем более кафедры.

Ходи на межфакультетские семинары. Дружи с людьми смежных специальностей тоже. Делай с ними междисциплинарные проекты. Будь в курсе событий на нескольких смежных факультетах.

Узнай о лучших лекторах своего университета — и просачивайся к ним на лекции со студентами других факультетов, даже если ради этого придётся пропускать твои собственные лекции. Учись у лучших — независимо от того, есть их предмет в твоём расписании или нет.

4) Традиции

В твоём университете раньше работал выдающийся человек. По-настоящему великий, легенда. Помнишь ту мемориальную доску?

И знаешь, ученики этого великого человека до сих пор тут работают. Они — скромные люди, и если специально не интересоваться, студент может и не догадываться об их реальном масштабе. Они — носители благородной и высокой традиции. Сделай всё, чтобы впитать эту благородную традицию, получить её в наследство.

И ещё: есть и подлые традиции. Ты ведь понимаешь, о чём я. Сделай всё, чтобы никогда не следовать низким и подлым правилам. Держись от носителей низкой традиции подальше.

5) Понимай контекст и не выбрасывай «лишние детали»

Тебе будут преподавать дисциплины, которые вроде бы не связаны с твоей специальностью. Физикам преподают основы первой медицинской помощи, психологам — экономику, художникам — психологию.

Пойми, в каком контексте существует твоя специальность. Что в реальной жизни окружает людей, которые работают по этой специальности.

В твоём учебном плане НЕТ лишних дисциплин. Да, есть главные, основные. Ты будешь их изучать из года в год. Есть и вспомогательные, менее значимые. Но лишних — нет.

Я тебе скажу, как бывает: сначала, например, студент-психолог не хочет изучать экономику и с презрением относится к этому экзамену — «да зачем мне это нужно?». А потом, после университета — держится за низкооплачиваемую и неинтересную работу, потому что не решается создать частную практику, вообще ничего не понимает про деньги и боится самого слова «налог», как будто это какое-то ужасное заклинание, от которого сразу зачахнет всё его душеведение.

А ведь его пытались этому научить! Но он не захотел учиться. Не надо так.

6) Физкультура

Знаешь, что самое глупое? Все студенческие годы добывать освобождение от физкультуры, а потом, после университета, из года в год платить за абонемент в фитнес-центр или в тренажёрный зал.

Подумай об этом. Изучи возможности для занятий спортом, которые даёт твой университет. Даже если ты «всё это презираешь». Даже так: тем более, если ты презираешь спорт!

Мозг — это часть тела. В нездоровом теле с большой вероятностью окажется нездоровый дух. А с нездоровым духом будет гораздо сложнее проживать хорошую жизнь.

7) Работа

Скорее всего, тебе будут говорить: «На первых курсах главное — это учёба. Искать работу лучше не слишком рано, чтобы она не мешала учёбе». Но я тебе скажу совсем другое.

Работа в студенческие годы — это не только деньги, но и опыт. Тебе нужны (да, нужны!) и деньги, и практический опыт. Даже если родители дают тебе достаточно денег — имей свой доход. Как можно раньше. И как можно более легальный. И учись распоряжаться этими деньгами разумно.

Работа охранника, официантки, сторожа и курьера — не такое бесполезное дело, как может показаться. Иногда это хорошая школа жизни. Но ты поступишь лучше, если найдёшь работу, связанную с твоей специальностью.

Помощник юриста, администратор в психологическом центре, ассистент ведущего тренингов, личный помощник, стажёр — такие должности соединяют в себе ответственность и возможность свободного графика.

Как можно раньше слезай с шеи родителей, если ты вдруг на этой шее сидишь. Как можно раньше. Это — основа твоей психологической свободы.

К моменту окончания бакалавриата тебе нужно иметь хотя бы полгода профессионального опыта, связанного с твоей специальностью. Нет, это не повредит учёбе. (Если у тебя вообще есть голова на плечах — то не повредит. «А если ты просто лентяй и бездельник — то песенка вряд ли поможет тебе», как говорится).

Ничто так быстро не приводит к профессиональному росту, как реальная ответственность. Так что, возможно, пора начинать еженедельно просматривать вакансии и ходить на собеседования. (И купи для этого хотя бы один приличный костюм — он много раз пригодится).

Даже работа в стиле «подай-принеси» может стать хорошим стартом, если начальником окажется настоящий крепкий профессионал, старший коллега. Не зря многие будущие врачи начинают ещё на первом курсе подрабатывать санитарами — это реальное вхождение в профессию. Это жизнь. А тебе, в общем, желательно быть ближе к жизни и подальше от всякой нежити.

Уффф... Написала я эти семь пунктов и вот прямо пожалела о том, что никто мне этого не сказал в 1991 году.
Хотя, если уж честно — не смогла бы я тогда понять этого всего. Может быть, кто-то из моих читателей окажется толковее меня — и сможет. А я бы не смогла. Мне пришлось шишки набивать и учиться на ошибках.

Ещё для первокурсников, первокурсниц и не только:

Как учиться эффективнее | Психолог Марианна Садокова | Дзен