Найти тему
Дневник москвички

"Женитьба", спектакль Театра на Таганке, отзыв

На дворе август - последний месяц лета, но некоторые театры уже неспешно начинают свой новый сезон. К таким ранним относится Театр на Таганке, на спектаклях которого, признаюсь честно, я раньше не была никогда, хотя почему-то и подписана на его рассылку. Тем не менее, у меня нет никакого предубеждения в отношении этого театра, более того, судя по фото спектаклей, их стиль должен мне нравиться. Как бы там ни было, но спонтанное решение куда-то пойти в пятницу вечером было принято в пользу «Женитьбы» именно Таганки, и об этом решении я не пожалела. Это совсем не классический спектакль (как я люблю), в целом, не глупый, и в то же время в достаточной степени развлекательный, чтобы не вызывать скуку. Я получила удовольствие от просмотра, причем, как от самой постановки, так и от факта посещения театра - я успела соскучиться.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Спектакль начинается с весьма зажигательного монолога-вступления, знакомящего с достаточно необычными обстоятельствами, а именно переселением России и всего ее населения на 200 лет назад - в начало девятнадцатого века. Только за это введение, отдаленно напоминающее «День опричника» в «Ленкоме», в спектакль уже можно влюбиться. Однако, столь необычное решение используется в дальнейшем, в лучшем случае, как оправдание смешения элементов девятнадцатого и двадцать первого веков, для театра, в общем-то, совершенно необязательное. Возможно, задумка состояла в том, чтобы продемонстрировать вневременной характер рассматриваемой темы, но она, скорее, не работает, чем наоборот. Что же касается темы… Мне вовсе не показалось, что, помимо внешних атрибутов, режиссер смог найти в классической «Женитьбе» какие-то новые смыслы, необычный второй слой, возможно, что-то, что сделало бы ее более актуальной для зрителя сегодняшнего дня. Те интересные наблюдения, что есть в постановке, скорее, лишь подчеркивают акценты, содержащиеся в первоисточнике, но не расставляют отличные от него.

Создание семьи в «Женитьбе» - действие исключительно прагматичное, не затрагивающее чувства, и, возможно, поэтому спектакль совсем не рассуждает о причинах эмоционального характера, которые могут к нему подтолкнуть, наиболее очевидной из которых является одиночество как особенность нашего века (но, судя по всему, не девятнадцатого). Тем не менее, в определенной степени, «Женитьба» предлагает мужской и женский взгляд на сие событие, хотя, в основном, всё-таки мужской, причем, обличающий и клеймящий. Если слегка обобщить мотивы гипотетических женихов на совершение заглавного поступка, то основным из них будет поддержание или повышение собственного статуса, что относится и к главному герою, которого волнует сам момент свадьбы как наивысшей своей славы и внимания к собственной персоне, и к чиновнику Яичнице, заинтересованному материально, и к ещё одному претенденту, желающему образованную жену. Переход к стилистике аукциона при перечислении достоинств невесты - очень удачная находка, поскольку для движимых сугубо приземлёнными мотивами людей женщина - не более чем удачная инвестиция. В этой ситуации визуализация подглядывания за девушкой путем просмотра холодильника - отличная метафора. Подумалось, что в холодильнике просто обязан быть кусок мяса, и он там был. Собственно, в этом квинтэссенция отношения мужчин, подобных героям «Женитьбы», к женщинам, что, очевидно, рассматривается как первая причина неудачных браков и последующих разводов, упомянутых в программке спектакля.

Женский взгляд на брак представлен довольно сухо и коротко, но даже он не относится к пространству чувств и эмоций, а лишь будущей спокойной жизни. Как иначе трактовать основной приоритет, чтобы человек был хороший, и попытку выбрать мужа случайным образом?.. Впрочем, здесь интересно даже не это, но то, что женщина, в отличие от главного героя, не стремясь к браку как самоцели, думает о своей жизни после свадьбы, и она волнует ее больше, чем само событие. Распускающиеся на заднем плане растения, зелёный цвет в костюме героини подчеркивают некую близость к природе женщины, в целом, и такого ее поведения в частности — это нормально. Но, если женщину символизирует природа, то мужчину-героя - космос, который означает здесь не столько перспективы, не столько будущее, сколько вакуум и пустоту, подобную той, что возникает в откровенном разговоре этих двоих, подчёркнуто раздетых в соответствующей сцене. Нет, это вовсе не отсылка к пикантному подтексту, просто в конкретный момент они друг перед другом «голенькие» (как Анжело в «Мера за меру» Маяковки) - без масок, без секретов, как есть, но все равно разговор оказывается формальным.

Вместе с тем, нельзя сказать, что спектакль даёт хоть какой-то ответ на вопрос, почему не получилось, и как могло бы быть иначе. Есть наблюдение, есть обличение, но нет общей мысли и позиции. Можно попробовать натянуть сову на глобус и пофантазировать. Скажем, что является главной чертой в конкретно этой организации женитьбы со стороны друга главного героя и свахи? Спешка. Только образовавшаяся пара и поговорить-то толком не успела, а уже пора под венец, и это несмотря на протест главного героя, желающего хотя бы месяц иметь на выстраивание отношений. С одной стороны, и по общей подаче, это инфантилизм и трусость, но с другой…а почему нет? Разве узнать друг друга лучше - не разумно? Ну, по нашим меркам, желание адекватное. Возможно, причина неудачных браков именно в этой спонтанности, погоне за новым социальным статусом, когда не подходящие друг другу люди становятся супругами. Если и в случае с главными героями ситуация та же, то прыжок Подколесина в конце спектакля — это счастливый финал, а вовсе не трагический, так как это - уход от вероятной ошибки, которую в ситуации реалий Российской Империи не исправить (а дальше будет «Живой Т.» - шутка).

Отношение к режиссуре спектакля у меня сложилось неоднозначное: есть «за» и «против». Скажем, точно в зачет Андрею Гончарову идет попытка осовременить «Женитьбу» и сделать её увлекательной. Спектакль реально очень смешной, довольно лёгкий и динамичный. Иногда смешно просто до слез. Кроме того, хороши и музыкальные паузы: актеры Таганки поют очень прилично! Относительно качественная работа с метафорами: в спектакле немало классных находок и точных наблюдений, хотя я далеко не все поняла, например, зачем слуге главного героя говорить на «белорусской мове». Вместе с тем, есть и «минус» - основной художественный прием в отношении современных людей, вынужденных жить в реалиях девятнадцатого века, не работает, и остаётся лишь монологом в начале спектакля. Однако, главным недостатком является отсутствие какой-либо центральной идеи - много хороших мелочей, но цельная картина не складывается. Это «Женитьба», очень осовремененная внешне, но оставшаяся собой и не получившая нового наполнения. Обычно классику ставят по-современному именно ради новых смыслов, которых в этой версии я не разглядела.

Немного скажу об оформлении - не «дорого-богато», но и не черный кабинет. Очень активно используются проекции, и очень удачно - так, что даже не всегда понятно, что это именно они. Не очень поняла декорацию из панельных девятиэтажек: задумка понятна - этакая старина на фоне современности, но контраст не вписан в сценарий и не работает. Пожалуй, декорации второго акта с проекциями растений мне понравились больше.

Хочу выделить из всех актерских работ Подколесина - Олега Соколова. Он реально очень круто играет эту роль, отдельные сцены полностью вытягивая своей энергичностью и азартом. Удивительно интересно созданный нервический тип человека, что-то вколотившего себе в башку, живущего, отчасти, мечтаниями, но ни в чем не уверенного. Ему не уступает Надежда Флерова - Агафья Тихоновна. Смешение образов синего чулка, роковой женщины, даже дьяволицы - интересная игра.

В целом, я говорю «Женитьбе», скорее, да, чем нет. Не вполне понятно, что это было, но было весело. Возможно, хотелось бы чуть больше акцентов на контрасте старого и современного, пока лишь искусственно наводящего на мысль, что мы уже в космос полетели, а нравы все те же древние. Может быть, стоило лучше раскрыть какие-то современные проблемы в этой классической пьесе, потому что глобально это обычная «Женитьба» на необычном фоне. Однако, фон и вообще развлекательная часть сделаны настолько хорошо, что от спектакля не оторваться. В общем, посмеяться - советую.

«Женитьба», Николай Гоголь. Режиссер Андрей Гончаров. Художник-постановщик Константин Соловьев, художник по свету Игорь Фомин, художник по видео Олег Михайлов, художник по звуку Варвара Курченко. Основная сцена. Продолжительность 2 часа 20 минут с одним антрактом. Премьера состоялась 21 января 2022 года.

Состав: Олег Соколов (Подколесин); Роман Колотухин (Кочкарев); Надежда Флёрова (Агафья Тихоновна); Сергей Ушаков (Яичница); Константин Любимов (Анучкин); Игорь Ларин (Жевакин); Марфа Кольцова (Фекла Ивановна); Мария Матвеева (Арина Пантелеймоновна); Кирилл Янчевский (Степан, Стариков).