После первого сезона у меня были самые оптимистичные ожидания. К сожалению, кредит доверия себя оправдал очень частично. Второй сезон после двух первых серий я посмотрела залпом и наверно правильно, это помогло составить цельное впечатление от сериала.
Первое, что бросается в глаза — много разговоров, часто проходных диалогов, мало действий, событий. Все герои говорят о том, что надо действовать, но при этом ничего не делают, продолжая обмениваться малозначительными репликами. Большую часть времени они ходят туда-сюда, изображая глубокую задумчивость. А ведь оригинальная история — очень динамичная, насыщенная событиями. В конце концов, вся война уложилась всего в три года! Общая затянутость видна во всем. Нет четкости первого сезона, с точки зрения драматургии сериал рассыпается на малозначительные эпизоды.
Бессмысленные и беспощадные метаморфозы персонажей под пером сценаристов поражают, потому что сначала ничего не предвещало таких превращений. Казалось бы в истории хватает конфликтов, зачем придумывать искусственные? Например, раздувать вражду между Эйгоном и Эймондом, которой не было в оригинале? Да, Эймонд не подарок, но он вовсе не бросал брата подыхать под драконом, и вообще ловушку в Грачином Приюте они задумали вместе. Так что полет Эйгона на Солнечном Огне был не капризом взбалмошного короля, а частью их общей стратегии.
В сериале же Эймонд злым паяцем бродит по замку, и всем своим видом прямо говорит, что королю лучше скорее сыграть в ящик. Да так явно, что раненный Эйгон убегает от братишки в Эссос в компании с Ларисом(!).
В действительности же король сбежит из замка позже, когда столицу возьмет Рейнира, и не в Эссос, а в рыбацкую деревушку на Драконьем Камне. Туда же потом прилетит и Солнечный Огонь, оправившийся от ран (хотя в сериале кажется с ним покончили). Впоследствии, когда Рейнира не удержит власть в столице, Эйгон сможет захватить Драконий камень почти бескровно и там же встретит сестру.
Из Мисарии (которой вообще неоправданно много в кадре, в каждой сцене затычка) сделали защитницу простонародья, хотя в оригинале она думала только о своей карьере. Того и гляди, Ларис Стронг заговорит о гуманизме и правах человека. Алис Риверс в оригинале вообще-то зажигала с одноглазым Эймондом, а не с Деймоном. Последнего, пока он был в Харренхолле, она избегала и сидела тихо как мышь, а не выпучивала глаза и говорила принцу-консорту, что ему делать, а что не делать. Не говоря уже о том, что Алисента не развлекалась с Кристоном Колем в ночь убийства ее внука.
Ну и конечно, как могут, обеляют главных героинь истории, Рейниру и Алисенту. Они, дескать, только и мечтают все решить мирно, рассуждают о справедливости и умеренности, но вот агрессивные мужики рядом их не слушают, и поэтому все летит в тартарары. Повестка такая повестка. При этом дамы курсируют между Королевской гаванью и Драконьим Камнем как на речном трамвайчике, будто никакой войны нет в помине.
Стоит ли говорить, что в первоисточнике ничего этого нет, а леди рассуждали в духе своего жестокого века? И да, закрыть ворота столицы, чтобы отчаявшиеся горожане не разбегались, приказала как раз Алисента, а не Эймонд. В сериале же Алисента даже обвиняет Эймонда в излишней жестокости, когда тот сжигает Острый Мыс!
Рейниру зачем-то сделали похожей на наивную и неуверенную Дейенерис из первого сезона «Игры престолов». Вот только Рейнира значительно старше и не скиталась по городам, а росла как принцесса и наследница трона. И была вовсе не покорной заложницей ситуации, а своевольной, гордой и решительной дамой — уж точно могла сесть на дракона, не спрашивая разрешения советников и сына.
Вообще, зачем зрелую Рейниру сделали такой мямлей не очень ясно. Разве чтобы показать в очередной раз, как женщина стоически преодолевает непонимание и дискриминацию мужчин? Книжная Рейнира недоумевает.
Джекейрис-принц губки бантиком, бюджетный Тимоти Шаломе, отчитывает мать, а та в ответ чуть ли не рыдает. В книге это он предложил матери привлечь на свою сторону бастардов Таргариенов и дать им приручить свободных драконов. В сериале он читает лекции о чистоте крови и оттенке волос.
И еще один искусственный конфликт от креативных сценаристов. В первоисточнике Деймон всецело поддерживал жену, а их действия были согласованными. И ему вовсе необязательно было увидеть Дейнерис с драконами, Иных и супругу на троне по чардревному модему, чтобы все-таки поддержать жену.
К чему этот экскурс в будущее, причем тут вообще события, которые произойдут через почти две сотни лет? Зачем эта спекуляция на «Игре престолов»? Если надо, я и так ее пересмотрю. Зачем Деймон драматически сообщает жене, что зима близко? Вопросы без ответа.
Впрочем, Деймону во втором сезоне вообще досталось от сценаристов. Великолепный мерзавец, человек дела, зачем-то вынужден весь сезон изображать не то Гамлета, не то Раскольникова. Получился мини-сериал «Бесконечные приходы Деймона в замке из дождя».
Ну серьезно, почти все эфирное время Порочного принца потрачено на навязчивые галлюцинации об обезглавленных, разговоры с покойниками и прочие фантазии. Ну кинулся раз, кинулся два, но все время? Так нет же, весь сезон Деймон бестолково сидит в Харренхолле и смотрит ТВ-3 у себя в голове. Не говоря уже о том, что Деймону все эти страдания и видения подходят как корове седло.
И кстати, что с Харенхоллом? Его за сто лет после завоевания не удосужились отремонтировать? Да когда там спустя два века будет тусить Арья, замок и то будет выглядеть лучше.
Битвы — еще одно слабое место. Потому что в первоисточнике битв было много, а бюджет, видимо, нерезиновый. Поэтому нам сначала показывают воинов, которые вроде как сейчас сойдутся в грозной сече, а кадром спустя — уже поле, усеянное телами. И выглядит все это не очень. В «Игре престолов» из положения выходили как-то изящнее. Собственно, в этом сезоне было всего три сильных момента.
Во-первых, это смерть маленького сына Эйгона. Жуткая и очень эмоциональная сцена, хотя сценаристы обошлись без еще одного сына Эйгона и Хелейны — Мейлора.
Во-вторых, конечно, битва драконов в Грачином приюте и гибель Рейнис. Редкий случай для второго сезона, когда сердце дрогнуло.
И в-третьих, приручение драконов бастардами. Правда, в оригинале бастарды были с Драконьего Камня, а не приплыли на зов Рейниры вообще из всех уголков Вестероса, включая блокированную столицу! К слову, и Ульф, и Хью жили на Драконьем Камне.
События, рассказанные в 8 эпизодах, можно было легко изложить в четырех, если убрать всю воду. Тогда бы в сезон могло войти больше по-настоящему важных и масштабных событий — например, битва при Глотке, в которой флот Веларионов столкнулся с флотом Триархии, союзницы зеленой партии. А может быть даже и сражение при Медовичке, где впервые заявил о себе третий сын Алисенты Дейрон, всадник дракона Тессарион, Синей Королевы.
Но нет, вместо этого нам покажут соревнования в грязи, застольную песню Тиланда Ланнистера, особенности личной жизни Шарако Лохара, который в сериале кавалерист-девица, скитания Рейны в поисках дракона, которая наплевала на поручение королевы и бродит по горам в надежде найти себе ящера, который ее не съест (видимо, ей отдали роль Крапивы). И конечно семейные разборки Морского Змея с его бастардом. Это же намного важнее!
Финал обескураживает хотя бы тем, что внезапно выясняется, что Отто Хэйтауэр в темнице, но непонятно где и по чьему приказу. Причем о его пленении неизвестно ни Алисенте, ни ее брату. В книге ничего такого не было, поэтому что еще придумали неутомимые сценаристы — загадка даже для читавших «Пламя и кровь». В остальном же мы видим марш энтузиастов по Вестеросу, который должен как бы создавать эпическое настроение — мол, война началась! Алло, война началась уже в начале второго сезона и по идее должна быть в самом разгаре!
В первом сезоне авторы сериал смогли представить внятную, логичную историю об истоке конфликта, с множеством ярких диалогов и сцен, с четкой кульминацией и интригующей развязкой. Во втором сезоне все забуксовало — восемь серий вяло тащили бегемота из болота и снова бросали в топь. Кульминации тоже нет, обошлись и без яркой точки, и без интригующего многоточия.
В итоге второй сезон стал необязательным, во многом проходным, словом, не полноценным сезоном, а скорее перемычкой межу первым и третьим сезоном, куда (хочется верить) перенесли по-настоящему грандиозные события. Так что пока получился не танец драконов, а дискотека в сельском Доме культуры.