Василий Григорьевич Перов является одним из основателей критического реализма в искусстве, художник оказал огромное влияние на отечественную школу живописи.
Картины Василия Перова в Третьяковской галерее
Картины критического реализма
Антицерковные и антикрепостнические картины Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» - по своему содержанию, положили начало новому направлению критического реализма.
Сельский крестный ход на Пасхе
В картине «Сельский крестный ход на Пасхе» Перов поднимает проблему безбожного образа жизни церковников. Это полотно было выставлено в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции, запретили воспроизводить в печати. Только спустя сорок четыре года картина вновь стала доступна широкой публике.
Проповедь в селе
Обличительный сюжет картины «Проповедь в селе» - сложный, в нем многофигурная композиция. Священник читает проповедь, помещик на первом ряду дремлет, молодые люди справа заняты любовной беседой, позади торговец спорит с женщиной о цене товара, крестьяне, задумались о своих делах, только одна маленькая девочка слушает проповедь. За это полотно художник был удостоен большой золотой медали.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
В картине «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» Перов продолжает тему обличения духовенства, композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.
Драматические сюжеты
1870-е годы – период расцвета творчества Василия Перова. В своих новых картинах художник выражает драматические коллизии, которыми была переполнена действительность. Среди лучших произведений этого периода – картины «Проводы покойника», «Тройка». Ученики-мастеровые везут воду», «Старики-родители на могиле сына». С этих картин начался новый этап в творчестве художника: от сатирического направления он перешёл к более драматическим сюжетам.
За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П.М. Третьяков.
Товарищество художников-передвижников
К концу 1860-х Петербургская Академия художеств была главным творческим центром страны. В рамках академического искусства создавались далекие от реальности произведения на исторические, религиозные, мифологические сюжеты, а также парадные портреты знатных особ. В противовес этому Товарищество передвижных художественных выставок имели целью вывести искусство из замкнутых пространств и сделать его достоянием всех. Василий Перов был одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок и постоянно отправлял свои картины на провинциальные выставки.
Горе и радости
В 1869 году в жизнь Перова ворвалась трагедия. От эпидемии скончались его супруга и двое старших детей. Смерть родных необычным образом сказалась на творчестве живописца. Словно подведя горький итог обличительной деятельности, Перов оставил «скорбные сюжеты» и занялся бытописательством.
В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую Перову присваивают звание профессора. В этой картине прослеживается мотив простого человеческого счастья – быть родителем и возиться с детьми.
Популярность жанровой картины
Большую популярность завоевала жанровая картина «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Это полотно экспонировалось на Венской международной выставке в 1873 году. Особенностью творчества Василия Перова является то, что он писал рассказы о жизни героев своих картин.
Портретный жанр
В 1870-х годах Василий Перов обращается к портретному жанру. Художник пишет портреты представителей русской интеллигенции: филолога Даля, врача и писателя Бессонова, поэта Майкова, писателей Островского, Достоевского, Тургенева, историка и литератора Погодина и других.
Историческая и религиозная живопись
Идея написания картины о пугачевском бунте «Суд Пугачева» появилась у Василия Перова под впечатлением от рассказов Владимира Даля. Перов задумал серию из трех картин, в которых намеревался отобразить причины возникновения бунта. Но две картины у мастера не получились и живописец работал лишь над финальной частью трилогии.
В работе «Никита Пустосвят. Спор о вере» художник воссоздал известное историческое событие XVII столетия. В Грановитой палате Московского Кремля 5 июня 1682 в присутствии царевны Софьи происходили споры о вере, которых добился священник Никита, прозванный Пустосвят. Раскольник обвинял высокое духовенство об изъятии из священных книг важных изречений. Эта картина является одной из завершающих в творческом пути мастера.
Произведения Василия Перова в Русском музее
Трапеза (Монастырская трапеза)
Картина Василия Перова «Трапеза» была воспринята современниками как обличительная, рассказывающая о лицемерии монашества. Различные человеческие пороки, как чревоугодие, корысть, зависть – запечатлены на картине в образах служителей церкви.
Парижские тряпичники
В конце 1862 года Перов был в поездке по западной Европе. Он посетил главные художественные центры Германии, жил в Париже, где создал несколько этюдов и картин, запечатлев образы жителей и различные сцены из городской жизни.
Дети-сироты на кладбище
Картина «Дети-сироты на кладбище» - эта пронзительная и трагичная работа Перова, составляющая сокровище русской живописи, была написана во время европейской поездки, предположительно во Франции.
Гитарист- бобыль
В картине «Гитарист- бобыль» Перов создал портрет героя, охваченного горем и отчаянием, передал настроение времени, когда люди были лишены надежд на будущее.
Охотники на привале
Василий Перов был страстным охотником. Тема охоты всегда привлекала его на протяжении всего творчества. Картину «Охотники на привале» художник написал в 1877 году (картина с одноименным названием 1871 года создания находится в ГТГ).
Суд Пугачева
Картина Перова «Суд Пугачева» известна в нескольких вариантах. Последний из них принадлежит Русскому музею. Мрачная сцена суда изображена художником как народная трагедия, где каждый признает свою правду. Пугачев предстает на картине Тираном.
Последние годы жизни художника
В последние годы своей жизни Василий Перов увлекся художественной литературой, писал рассказы из жизни художников и собственные воспоминания.
Василий Григорьевич Перов умер от чахотки в сорок девять лет в подмосковных Кузьминках в 1882 году.
Творчество Перова ознаменовало появление в России идейного реализма, не просто правдиво отражающего жизнь, а заостряющего внимание на тяготах существования людей-тружеников.
Продолжая серию «Художников-передвижников» портретистов, в следующей публикации вы увидите картины Ильи Репина из Третьяковской галереи и Русского музея.
Не пропускайте публикации! Впереди много интересного!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзене - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко