Вы помните поговорку: "Не говори "гоп!" пока не перепрыгнешь"? Наверняка. Смысл прост: хочешь сделать - делай и получишь результат. И когда цель достигнута, мы рассказываем о ней другим. Это нормально - говорить о синице в руках. Настолько нормально, что обычно мы смеемся над теми, кто говорит о журавлях в небе.
Однако, в Евангелии от Луки есть история, где этот порядок нарушен:
"Однажды Иисус учил в субботу в одной из синагог. Там была одна женщина, восемнадцать лет страдавшая от болезни, вызванной нечистым духом: она была сильно сгорблена и никак не могла разогнуться. Когда Иисус заметил ее, Он ее подозвал и сказал: «Женщина, ты избавлена от болезни твоей». Затем Он возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
В негодовании на Иисуса за то, что Он исцелил в субботу, старейшина синагоги сказал народу: «Есть шесть дней для работы. В эти дни и приходите исцеляться, а не в субботу».
Возражая ему и прочим противникам, Господь сказал: «Лицемеры! Не отвязывает ли от стойла каждый из вас в субботу своего вола или осла и не ведет ли поить? А эту женщину, дочь Авраама, которая связана сатаной вот уже восемнадцать лет, разве не следовало освободить от этих уз в день субботний?»
Эти слова устыдили всех Его противников, а народ радовался тем славным делам, что Он совершал"(Лк 13:10-17)
Мы видим - фабула проста: Иисус проповедует в синагоге и видит женщину - уже 18 лет ее сгибает болезнь. Это выглядит так, будто злой дух скручивает ее изнутри. Мы и сегодня видим таких людей на улицах - только не нуждаемся более в мистических объяснениях.
Что делает Иисус? Он говорит: "Ты избавлена от своей болезни". Но, вот же она стоит перед ним - согнутая как и прежде!
Тогда Иисус прикасается к женщине своими руками - только теперь она выпрямляется!
Я спрашиваю себя: может быть, стоило сделать все наоборот? Сначала возложить руки, исцелить женщину, а потом сказать, что она свободна? Не напутал ли чего Иисус? Или Лука ошибся? Ну, с кем не бывает...
Однако, здесь все верно. Лука говорит нам кое-что важное: слово Бога, Его воля к исцелению этого мира всегда на первом месте. Более того, Бог видит нас исцеленными: видит здоровыми, когда мы больны, чистыми, когда мы валяемся в грязи. Святыми, когда мы грешим. И это определяет наш путь. Это дает нам надежду, даже если нашей борьбе не суждено завершиться так ярко и красиво, как в этой истории.
Но, мы так привыкли видеть самих себя, что исцеляющая сила Бога остаётся где-то за кадром. Мы привыкли к самим себе. К своей слабости, к греху и беспомощности.
И хоть Слово Бога о нашей свободе, исцелении и прощении уже сказано, должно произойти еще кое-что. Поэтому Иисус сначала говорит, а потом протягивает руки: если ты не видишь исцеление и свободу, то почувствуй их в прикосновении рук. В прикосновении рук другого.
Это не всегда бывает так ровно и правильно, как хотелось бы. Мы видим, что некоторые сердятся - Иисус исцелил в субботу. Формально эти люди правы. Но, формальная правота редко говорит голосом Бога - мы очень хорошо это знаем. Даже древние еврейские мудрецы знали это. Ведь простой здравый смысл говорит нам: даже животное достойно исцеления любым образом в любое время - тем важнее это для человека.
В итоге, критики умолкают и свидетели прославляют Бога за Его дивные дела.
Хорошая история, не правда ли? Хорошая. И я вижу в ней урок для нас. Урок для Церкви, для христианской общины. Если ты видишь нужду и беду - помоги и не бойся нарушить порядок. Потому что подлинный порядок только один - порядок любви. Так действует Бог: показывает, даёт услышать и чувствовать любовь. Но, помни: для этого у Бога есть только твой язык и твои руки.