Успехи Дэна Сяопина выглядят чудом. Его заслуги трудно переоценить - за десять лет этот реформатор, которому в то время было хорошо за 70, вместе со своими сторонниками создал новую экономическую систему и вывел страну из голода и тотальной нищеты на путь стремительного роста и процветания.
В Китае второй половины XX века старые революционеры легко становились жертвами аппаратной борьбы. Они либо сходили с политической сцены, не сумев приспособиться к новым условиям, либо становились препятствием для всего нового. Но Дэн Сяопин стал олицетворением прогресса.
Это был человек, всего за несколько лет превративший Китай из бедной страны, не понаслышке знающей о голоде, в одного из мировых экономических лидеров. Его уверенно можно назвать одним из главных успешных политиков в истории ХХ века.
В сентябре 1976 года, провожая в последний путь лидера КНР, Великого кормчего Мао Цзедуна, страна прощалась с эпохой «большого скачка» и «культурной революции». В результате репрессий и неудачных реформ того периода Китай потерял десятки миллионов жизней, а его экономика и социальная сфера лежали в руинах. И это не фигура речи. Как-то один немолодой китаец признался мне: «Я хорошо помню время, когда единственной едой у нас в семье была плошка овощей, рис мы если только по праздникам. О мясе вообще не мечтали. А сейчас голова кружится от обилия». И это факт. Так что улучшение жизни произошло буквально на глазах одного поколения. И всё благодаря усилиям одного человека.
Но вернемся к истории.
В общем, не в простое время возглавил страну герой китайской революции Дэн Сяопин, ранее отправленный в ссылку из-за несогласия с курсом Мао. Именно нищета и голод, увиденные Дэн Сяопином в ссылке, подтолкнули его к будущим реформам и преодолению международной изоляции. И именно он вывел страну из тяжелейшего кризиса, смог оживить и перестроить ее экономику и создать новую модель развития Китая. И он это сделал, хотя к началу перемен ему уже было далеко за 70!
Политика Дэна Сяопина, превратившая Китай из захудалой державы, где далеко не всегда было что поесть, в мирового экономического лидера была полной противоположностью политике Мао.
Если Мао предпочитал стимулировать рабочих и крестьян громкими политическими и революционными лозунгами, то Сяопин предпочитал материальные стимулы. Мао стремился сделать Китай более закрытым для всех, провозглашая политику опоры на свои силы. Сяопин, напротив, провозгласил политику открытости. Он лично ездил по другим странам, уговаривая потенциальных инвесторов вложиться в китайскую экономику, которая с тех пор развивается семимильными шагами.
Разумеется, левые были недовольны его реформами. Но Дэн отвечал на любую критику одной из своих любимых поговорок: «Неважно, чёрная кошка или белая, главное, чтобы она хорошо ловила мышей». Значение было всем понятно – не важно, какой идеологии ты следуешь – коммунистической или капиталистической, важно быть эффективным и продуктивно работать во благо страны. Эту фразу он нередко публично произносил ещё во времена Мао, но теперь она стала практически лозунгом новой политики, т. н. «социализма с китайской спецификой», что подразумевало проведение либеральных реформ в экономике при сохранении контроля партии над политической сферой.
Что касается левых товарищей, которые были недовольны реформами, то Дэн неоднократно подчёркивал, что левый уклон представляет гораздо большую опасность для Китая, чем правый, а социализм не должен означать бедность.
После развенчания репрессий встал вопрос, как быть с фигурой Мао. Правые хотели развенчания, левые не хотели, а Дэн Сяопин, хорошо всё взвесив, принял компромиссное решение. Он был прагматиком и прекрасно понимал, что оголтелая критика Мао в первую очередь ударит по престижу партии, что обвинения Мао в ошибках «большого скачка» и преступлениях «культурной революции» станут подтверждением неэффективности КПК, подорвут к ней доверие, обесценят миллионы жертв, принесенных в угоду социалистическим экспериментам.
При любом удобном случае Дэн Сяопин повторял: «Мао Цзэдун был прав на 70 процентов и неправ на 30 процентов».
Так говорят все жители Китая и сегодня. Однажды я спросил одного из своих китайских знакомых – что дает китайцам эта формула? Он мне ответил: «Если все время смотреть назад и вздыхать об ошибках, то как можно успешно идти вперед? Непременно не заметишь препятствие, которое нужно преодолеть и ударишься о него затылком. Поэтому нужно смотреть только туда, куда идешь». Ну как тут можно спорить, ведь мудро же сказано!
Кстати, важнейшим политическим решением Дэна стала опора на коллективное руководство, он стремился избежать чрезмерной концентрации власти. Это положило конец бесконечному сведению счетов с политическими оппонентами, тем самым Дэн снизил цену ошибки и заложил новую основу общественно-политической жизни. Быть политическим деятелем в новом Китае стало намного безопаснее, чем в эпоху Мао. При Дэне молодые кадры не попадали на руководящие посты из ниоткуда, а проходили строгий отбор посредством конкурсных экзаменов.
Дэн Сяопин дал зеленый свет смелым предложениям и экспериментам. Наиболее удачные становились частью государственной политики, другие же просто забывались — без особых последствий для авторов
Такая либерализация позволила справиться и с тотальной фальсификацией отчетов. Если при Мао Цзэдуне честно сообщать о реальном положении дел на местах было попросту опасно для жизни, то во времена реформ Дэна это стало необходимостью — только так можно было преодолеть очевидную отсталость КНР от других стран.
Это очень похоже на то, что говорит нынешний министр обороны России Андрей Белоусов: «Ошибаться можно, врать нельзя». И очень хотелось бы, чтобы это были не только слова...
В отличие от советских реформ, когда директивы спускались сверху и были инициативой высшего начальства, сам Сяопин почти ничего не придумывал и был осторожен. Китай был страной с сильными традициями регионализма, и поэтому он просто позволил руководителям регионов делать любые инвестиции в любое производство на их усмотрение, а также широко экспериментировать с экономическими нововведениями. Затем, если эксперимент или реформа оказывались удачными, они внедрялись в более широком масштабе и, наконец, в масштабе всей страны.
Окончательно победу его позиции ознаменовал триумфальный тур Сяопина по южным регионам в 1992 году (а ведь ему в то время уже было 88 лет!).
И после этого пожилой Сяопин больше не принимал участия в политике, передав управление страной в надёжные руки.
Последние несколько лет своей жизни Сяопин провёл в статусе живого патриарха китайской политики, отойдя от прямого руководства страной. Его официально именовали великим архитектором китайских реформ, великим революционером, выдающимся государственным деятелем и военачальником. Впрочем, это и вправду было так.
Своим уходом Дэн Сяопин подал пример всем другим руководителям высшего уровня не засиживаться в кресле до самой смерти. С тех пор каждый руководитель страны после двух сроков правления передаёт своё место новому поколению руководителей.
«Когда мы становимся старыми, мы превращаемся в консерваторов, так что лучше после определенного возраста ограничиться ролью советников» - так говорил Дэн Сяопин после отхода от руководства. То есть не надо ждать, когда тебя вынесут ногами вперед, а следует вовремя отойти в сторону, уступив дорогу своим более молодым продолжателям начатого тобой дела. Как это мудро!
В общем, чтобы увидеть плоды правления Дэн Сяопина, достаточно несколько раз побывать в Китае. Так ты реально видишь – с какой скоростью меняется жизнь людей к лучшему. Почему? Да потому что порядок в Китае навели. Как? Об этом можно прочитать в ссылке к статье под этой публикацией).
А еще важно, что обещанное китайским руководством неукоснительно исполняется, а не является только словами и сотрясением воздуха. То есть неукоснительно работает принцип: обещал - сделай.
Как-то лет десять назад увидев невероятной хайтековский железнодорожный вокзал в Сиане (там, кстати, проживает около 8 миллионов человек, небольшой город по китайским меркам…), я удивился тому, что из 24 проходов к железнодорожным путям работают только 4, а остальные капитально закрыты. Поинтересовавшись у гида нашей группы почему это так, я услышал: «Наше руководство сказало, что полностью вокзал будет работать в 2046 году, тогда и все проходы откроют». Из вежливости я не стал это показавшееся мне фантастическим заявление комментировать, при этом слегка усмехнувшись про себя. Но пару лет назад, побывав на этом же вокзале, я увидел, что работают уже 10 проходов… как тут не поверить сказанному до этого?..
И всё это происходит фактически благодаря Дэну Сяопину, человеку, который задумал и осуществил грандиозные преобразования в своей стране, когда на момент их начала ему уже было за 70…
А пока этот уже весьма немолодой человек двигал Китай к нынешнему состоянию, у нас был Горбачев, за ним Ельцин… да и сейчас нам до успехов Китая еще работать и работать… а ведь Китай, в отличие от нас, стартовал практически из каменного века, когда металл плавили вручную кустарным способом в самодельных печах у каждой хижины... А сейчас?! Кто хоть раз был в Китае не даст соврать.
А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылка на предыдущую публикацию:
Уроки китайского или простые способы навести порядок и у нас в стране