Найти в Дзене

"Моя гениальная подруга" Элена Ферранте

Об авторе:

  • Элена Ферранте - итальянская писательница, 1943 года рождения
  • Выпустила цикл под названием «Моя гениальная подруга», состоящий из 4-х книг в 2011 году, в итоге: 18 миллионов проданных экземпляров в 50 странах мира
  • По стилю написания, если сравнивать, например с французской писательницей Мартен-Люган Аньес , «Моя гениальная подруга» сложнее и глубже, хотя все же есть что-то схожее у этих двух авторов. Но у Ферранте сюжетные линии не очевидные по своему развитию в отличие от Люган, поэтому впечатление как от более захватывающей по своей эмоциональности литературы
  • Добавлю важный момент: когда автор ведет повествование от первого лица, да еще прослеживает свою жизнь от детства до зрелости, то невольно сравниваешь все это с собой и рефлексируешь. А какими искренними, без обиняков мыслями делится с нами автор! Честность героини (Лену) с собой буквально обезоруживает. Предположу, что у Лену много жизненных рассуждений из личного опыта автора
  • Ферранте настолько сильно болела за свое детище, что позже, при создании сериала по мотивам данного цикла стала сценаристом каждого эпизода

О книге:

  • Цикл книг описывает жизнь и дружбу двух девочек - Лену и Лилы с 50-х годов ХХ-века в бедном квартале Неаполя
  • Как сбросить узы своего происхождения и надо ли их сбрасывать - вокруг этого вопроса крутятся все мысли героев, которые пытаются строить свою жизнь в непростой и нестабильное послевоенное время в Италии второй половины ХХ-века
  • Обе подруги принадлежат к тому классу общества, в котором за право учиться надо бороться
  • Много комплексов и разговоров у героев цикла в связи с этим. Они постоянно будут доказывать свою значимость, несмотря на отсутствие образования. Мы даже можем встретить слово «плебеи» в диалоги учительницы начальных классов и Лену.
  • Отмечу, что показано общество, где родители не выступают опорой в том виде, в котором мы привыкли это видеть сейчас. Возможно, именно поэтому практически всем героям приходится проходить суровые испытания и принимать решения, от которых они могли быть застрахованы родительских участием.
  • Более того, когда после свадебного путешествия родители Лилы видят следы побоев от новоиспеченного мужа, они еще и виноватой ее делают, что она «раздувает из мухи слона». Ни о какой защите речи не идет. Муж - богатый, они - бедные, поэтому слово молвить не решаются (что это, если не то же самое плебейство?)
  • Много раз проскальзывает феминистическая повестка и диалоги о роли женщины в современном (на тот момент обществе). Та же учительница в разговоре с вышедшей за богатого мужчину и родившей ребенка Лилой заявляет, что это «могут все и никакое это не достижение»
  • Кстати сказать, кто из подруг гениальная - вы постоянно будете задавать себе вопрос! Потому что произведение написано так, что ты присваиваешь это почетное звание то одной, то другой женщине
  • Сразу отмечу, что с такой подругой как Лила, и врагов не надо. Не могу себе представить рядом такого человека
  • Я всю дорогу ждала от Лилы мудрости, дальновидности и каких-то действительно сильных решений, от которых бы хотелось воскликнуть: «Гениально!». Но на деле обычно получалось, что она постоянно, как говорят в таких случаях, «пыжилась», а результат был - так себе. Хитрила, мудрила, планировала, а бардак в жизни только множился. Тут мой внутренний родитель ее постоянно порывался осудить)
  • Хорошо про Лилу сказала опять же их учительница начальных классов, сожалея о том, что весь ее талант и особые способности «превратились в красивую одежду, грудь и попу». Учительница сожалела, что таким редким даром, талантом к познанию Лила не распорядилась по назначению и не добилась того, чего могла бы добиться
  • Вторая же девочка - Лену - наоборот, благодаря стараниям, прилежанию и дисциплине вырвалась из бедного района и даже стала определенного рода знаменитостью. В учебе ей все давалось тяжелей и дольше, чем подруге, но она добивалась результата. Думаю, если бы она так работала над уверенностью в себе, а не только ее постоянно констатировала, то жизнь Лену могла быть более яркой и гармоничной. Настолько зависеть от чужого мнения и начать бунтовать, когда у тебя уже дети…Девчонки, не доводите себя до того)

О сериале:

  • По данному циклу книгу снят сериал в 2018 году и на момент 2024-го уже вышло три его сезона
  • Режиссер Саверио Констанцо, а продюсер - сам Паоло Соррентино
  • Идеальный пример, как снять очень близко к книге, однако для меня книга - более захватывающая и объемная. Тут зависит от вашей фантазии, конечно)
  • Атмосфера, динамика, игра актеров - далеки от голливудских штампов, чем сразу топит сердце своей уникальностью. Этот сериал - продукт - не для массового зрителя, который привык к определенного рода динамике, понятным образам и т.д.
  • Идеальный подбор актеров! Вот даже удивительно, как соответствует каждый герой в кадре тому, как он описан в произведении. Ну, кроме Стефано, на мой взгляд
  • Видна вдумчивая работа над сериалом и отсутствие страха у создателей - не понравиться зрителю. Но зато - как поработали над декорациями, предметной средой, костюмами - все со вкусом и бережностью к Италии
  • Невозможно не оценить саундтреки композитора Макса Рихтера. Классика в ее лучшем виде.

ТЕЗИСЫ:

  • Добрые чувства слишком хрупки
  • Любовь заканчивается тогда, когда человек возвращается к себе
  • Это жизнь - то целует, то бьет (отношение мужчин к женам)
  • Книга точно для того, чтобы у вас были желание и возможности подумать. Проанализировать. Может быть даже не столько героев и их обстоятельства, сколько себя и свою жизнь.