Если Никиту Михалкова можно считать рупором современной идеологии, то Дугина и Проханова ее базисом, что много важнее.
Безусловно Никита Сергеевич обладает тонким чутьем на актуальные тенденции и блестяще их монетизирует. Главным ориентиром для него являются желания ребят "с Горки". Предугадай их желания, и да будет тебе счастье! Ошибся он только раз, в мае 1986 на V съезде Союза Кинематографистов СССР, не поняв намерений Александра Н.Яковлева.
Однако статья эта не про "рупор", а про базис. Откуда взялись Дугин-Проханов? Где сформировалось их мировоззрение? Вы сильно удивитесь.
Многие, конечно, знают, что "соловей Генштаба" Проханов прошел горячие точки от Афганистана до Никарагуа. В 90-ые годы оказался под еще более опасным прессом "демократических" властей новой России. Его "День" закрывали, а на самого Проханова совершали покушения.
Биография же раннего Александра Дугина вообще покрыта мраком.
Приоткрою занавес.
Как известно в советской России не было ночных клубов. Рестораны закрывались в 24.00, самое позднее, в час ночи. Куда пойти фрондирующему интеллигенту после спектакля театра на Таганке или "Современника"? На квартиру к друзьям, куда же еще.
Было в Москве, той поры, с десяток квартир, где задолго до DJ Smash жили по принципу "Moscow never sleeps". Одна из таких квартир -маяков располагалась в Южинском переулке. В двух комнатах коммуналки были прописаны писатель Юрий Мамлеев (роман "Шатуны") и его жена. Оба повернуты на эзотерики. Гости - само собой. В квартире выпускались стенгазеты "Вечная женственность" и "Ее слезы".
Владимира Ленина хозяин квартиры называл "красной обезьяной", а себя "шизой". Гостей же, как вы возможно догадались, "шизоидами". Гости охотно соглашались. Формулировки у писателя-математика были метки. Костяк его "шизоидов" составляли завсегдатаи курилки Ленинской библиотеки и поэты/артисты с площади Маяковского. Но появлялись и профессора под ручку с деклассированными элементами. Все пили водку, закусывали и спорили до самой сути. Да-да, это не описка. Там верили, что Бог это постоянный поиск, а значит, спор.
Вот после одного такого спора, проводив гостей, и встречая московский рассвет, Мамлеев решил попить чайку. Налил в чашку и ... оказалось, что кто-то справил малую нужду в его чайник...
В такой вот коллектив попали юные Саши: Дугин и Проханов, а с ними заодно и Володя Буковский (несколько ранее).
"Шизоиды" дожившие до 21 века, уверяли, что истоки эксцентрики всех троих именно там, в Южинском переулке.
В 1974 году Мамлеев с женой эмигрируют из Союза в США, а далее в Париж. Правда их выезд будет каким-то мало убедительным Из чего многие "дессидентоведы" предположат, что инспирировали отъезд специалисты из "конторы глубокого бурения".
В 90-ые семья Мамлеевых одними из первых вернется в Москву. Хотя без ковровой дорожки и приветствия "бона нотта" от первого лица.
Другие светские салоны советской Москвы не уступали в экстравагантности мамлеевско-дугинскому. Сейчас убедитесь в этом сами. На углу улицы Горького и Васильевской жила семья Елены Строевой и Юрия Титова. Там проповедовали монархизм. За неосторожный выпад по адресу Николая II сразу били "в торец" и спускали с лестницы.
Тем не менее интеллигенция к ним тянулась. (Тем более, что "Дом кино" на той же улице). Хозяйка салона могла выйти к гостям с наволочкой повязанной вместо лифчика и с розой в декольте. ( Надеюсь шипы она срезала).
В 1972 монархисты выехал на ПМЖ во Францию. Однако не вписались в капитализм. Елена наложила на себя руки, а Юрий, после нескольких лет скитаний, оказался в дурдоме.
На Лесной улице был богемный салон Рубины Арутюнян. Она первой стала устраивать выставки современного искусства у себя дома. На вернисажи приглашались иностранные дипломаты и цвет творческой интеллигенции столицы. Это был настоящий кайф. Деньги, включая валюту, лились водопадом. Все закончилось, когда муж Рубины, Никита, начал экспериментировать с запрещенными веществами и приучил к ним всю эту тусовку. Естественно "органы" не могли терпеть такое. Сначала пришли за ним, но он то ли вышел в окно, то ли отравился. Потом сгорела дача Рубины. После этого она и эмигрировала. Следы дамы теряются.
Другой модный художник с внешностью Григория Распутина жил на Лубянке, в полуподвале. Звали его Василий Ситников. Рисовал он Кремль и народные гулянья вокруг него. Часто со снежинками. На такой лубок "а-ля рюс" охотно стекались иностранцы с тугими кошельками и русские красавицы с задатками художниц. Для последних он устраивал мастер-классы. Что там было кроме мастер-классов - история умалчивает. Слухи ходили разные, не буду их повторять.
Ситникова охотно привечали американские журналисты Стивенсы с улицы Рылеева. В их распоряжении был целый особняк в 5 минутах от Кремля. В итоге Ситников и уехал в США.
Остановлюсь на этом. Не буду пересказывать специфику остальных московских салонов. Дело в том, что подполковник КГБ Владимир Попов написал книгу "Заговор негодяев". В ней он поведал, что "органы" платили владельцам таких квартир от 300 до 600 рублей в месяц. И считали это очень выгодным. Во-первых знали о всех свежих трендах фрондирующей интеллигенции, во-вторых, успешно вербовали эту интеллигенцию - от Родиона Щедрина, до литературного критика Евгения Сидорова. Попов знал о чем писал. Он сам служил в том самом V управлении КГБ.
Скорее всего духовный ориентир россиян Александр Дугин знал, что "под колпаком". В начале 90-х он приехал по делу к модному питерскому журналисту, у того времени не было и он позвал Дугина по грибы - мол, там все и обсудим. Саша замахал руками - мне нельзя, грибы за мной наблюдают! Кто, кто? - не понял его репортер. Из грибов за мной следят - расставил точки над "и" конспиролог....
Такие дела, читатели. А я вот подумал, может зря россияне так доверчиво поверили выходцам из тех богемных салонов Москвы? Вы же поняли, что держатели тех салонов были "с приветом". И я ничего плохого не могу сказать про КГБ. Ребята грамотно делали свою работу,контролировали "с приветом".
Статьи по теме: