Всем привет.
Давайте развлечемся, товарищи писатели (и немного читатели).
Есть такая штука в бизнесе, называется "модель ситуативного лидерства". Суть такова: каждый подчиненный находится на определенном уровне развития, в зависимости от которого он неосознанно выбирает конкретную модель поведения. Задача руководителя разобраться вместе с подчиненным, на каком уровне тот находится, провести диагностику и выбрать правильное управленческое поведение, которое позволит подчиненному работать максимально эффективно, не выгореть и не уволиться к чертям.
Вам уже скучно?
(Если ответ "да" - читайте дальше. Если ответ "нет" - заварите кофе и читайте дальше)
Так вот я взял эту модель и подогнал её под писателей. Психологически она ложится довольно точно. Ничего сильно нового тут нет, просто для интереса.
Итак, четыре стадии писателя по модели ситуативного лидерства. Ищите себя.
💦 Полный энтузиазма новичок
Первая стадия любого начинающего писателя. Она характеризуется двумя моментами: автор совершенно некомпетентен в том, что он делает, но при этом сильно замотивирован.
Что значит некомпетентен? Много вариантов: малограмотен, не знает как писать и что писать, не разбирается в нюансах писательства, но максимально уверен в себе. Он рвется в бой здесь и сейчас.
Тут важно отметить, что к первой стадии можно отнести и опытного писателя, который взялся писать что-то новое лично для себя. Например, автор хорошо пишет героическое фэнтези и решил вдруг переключиться на нуарный камерный детектив. В этой области он полный энтузиазма новичок и с ним работают те же плюсы и минусы, что и с обычным начинающим писателем.
В чем плюсы? Новичок продуктивен, он пишет много и часто, готов поднимать свои навыки, развиваться, учиться новому. Любое минимальное достижение он расценивает как грандиозную победу.
В чем минус? Большая часть работ - это неосознанное подражание, зависимость от других авторов, которые являются для писателя авторитетами, некритичное отношение к собственным текстом и практически нулевая проработка. Нет редактуры, вычитки, понимая текста.
Корректирующие действия: много писать, много читать, учиться, постоянно работать над собой. Я всегда рекомендую на этой стадии начинать с рассказов и постепенно увеличивать объем и сложность.
💦 Разочаровавшийся ученик
Вторая стадия писателя. Это уже не новичок, но ещё не опытный автор. Он усвоил азы мастерства, возможно прокачал русский язык и прочитал много литературы на тему писательства. У него даже стали получаться неплохие тексты и он научился оценивать собственные произведения критически. Но в этот момент автору, чисто психологически, начинается казаться, что он недостаточно хорош. Как будто чего-то не хватает. В силу специфики профессии, авторы зачастую примеривают все неудачи на себя: плохо пишет, не умеет работать с публикой, достиг потолка, вокруг слишком много талантливых авторов и так далее. Включается синдром самозванца. Это самая опасная стадия, поскольку именно в этот момент многие авторы перегорают и либо перестают писать, либо остаются в режиме разочаровавшегося ученика - и так сойдет, читателей мало, но это мои читатели, зачем прилагать больше усилий, если я не вижу выхлопа?
В чем плюс: автор уже не новичок, и если он это осознает, то довольно быстро дойдёт до третьей стадии. Уже есть самокритика и осознание того, что текст можно и нужно дорабатывать
В чем минус: большая опасность перегореть и бросить писать
Корректирующие действия: более плотная работа с текстом, выработка собственного стиля, обучение. Если чувствуется перегруз (например, пишется большой роман), то снизить объем работы, отвлечься и написать что-то другое, поменьше.
💦 Способный, но осторожный автор
Переход от второй стадии к третьей зависит от наращивания опыта и компетенций. Автор расширяет кругозор, учится писать всё лучше и лучше, видит результаты своего труда - то есть его хвалят, он достигает определенных успехов. На этой стадии у автора снова появляется мотивация двигаться дальше, но это осторожная мотивация. Он трезво смотрит на свое творчество и понимает, что для настоящего успеха нужно много работать и продолжать учиться. По сути, это переходная стадия между неопытным сомневающимся автором и настоящим профессионалом.
Для этой стадии характерен важный момент: автор перестает подражать и оглядываться на других, более успешных коллег. По сути, он сам себе может ставить творческие задачи и успешно их решать. У писателя появляется индивидуальный стиль.
В чем плюс: Автор уже достиг определенных компетенций, умеет вычитывать и редактировать свой текст, становится независим
В чем минус: Есть риск свалиться обратно на вторую стадию, если не получать должной обратной связи и поддержки. Быстрая деградация и, следовательно, созависимость от более успешных коллег
Корректирующие действия: только в плане развития дальнейшего творчества. Продолжать учиться.
💦 Независимый профессионал
Высшая стадия писательства. Автор - профессионал в своем деле, обладающий необходимым набором навыков и мастерства. Он независим, точно знает как достичь цели и какими инструментами, уверен в себе.
В чем плюс: профессиональный автор без оговорок
В чем минус: ни в чем.
Корректирующие действия: нет
В общем, как-то так. Ну что, нашли себя? Идентифицировали? Кто вы и где? Уже хотите перейти на следующий уровень, или уже дальше некуда?
У меня есть еще инструкция по диагностике, если интересно, выложу как-нибудь.