Найти тему
Your Art Muse

Искусство из войлока и вдохновении фруктами и овощами

Оглавление

Интервью с Еленой Беляевой

Всем привет! Добро пожаловать в 15 выпуск рубрики #нашистуденты — серии интервью, где ребята рассказывают о себе и своём искусстве.

Героиня этого выпуска — Елена Беляева, художница по текстилю, а если быть точнее, она работает с войлоком.

Расскажите, как вы начали заниматься текстильным искусством и, в частности, войлоком?

Еще пять лет назад это был абсолютно новый, неизвестный мне материал с точки зрения работы с ним. Я сосредоточила свое внимание на технике сухого валяния, когда шерсть уваливается при помощи специальной иглы с насечками. Одно из преимуществ этой техники – возможность создавать небольшие трехмерные объекты с реалистичной проработкой деталей.

Что вас привлекло в технике сухого валяния?

Я не изобретала велосипед, но педантично искала подходящие мне способы передачи цвета, текстуры, фактуры. Я использую уже окрашенную шерсть, здесь работают те же цветовые законы, что и в живописи. Меня восхищало, как при помощи контраста по-теплому и холодному, игры с тоном, работы лессировками (мне очень нравится, как один цвет просвечивается через другой), я добивалась желаемого результата. Я искала возможности, как нивелировать ограничения материала и получить нужный мне эффект. Например, из-за того что шерсть матовая и поглощает свет, объект может выглядеть достаточно плоско, несмотря на свой объем.

-2

Все это я отшлифовывала, отрабатывала, тренировала на фруктах и овощах. Они всегда были под рукой, они были разнообразны и постоянно бросали мне вызов. Этап изучения материала и техники невозможно закончить, можно только расти дальше, открывать новые двери, но получив уверенность, что я понимаю этот медиум, я перешла на уровень, когда я могу говорить с миром через него.

Какие темы вас вдохновляют в вашем творчестве?

Неожиданно для меня самой фрукты и овощи стали своеобразными триггерами. Работая над тем или иным фруктом, в памяти всегда всплывали какие-то истории из детства, рассказы мамы и бабушки, связанные с этим фруктом.

-3

Моя жизнь ровно пополам поделена между двумя странами и двумя культурами. Тема памяти и идентичности была и остается очень важной для меня. В такой ситуации она воспринимается еще более остро – когда ты уже не там, но еще не здесь, когда ты уже здесь, но еще там. Кто ты? Где ты? Ничего не исчезает, ничего не забывается, но трансформируется и переосмысляется. Эту тему я исследую различными способами. Войлок просто показал мне еще один путь.

Как вы начали выставляться?

Я начала участвовать в выставках и публиковаться в журналах не так давно, в 2022 году. Это были абсолютно разные проекты – большие и маленькие, онлайн и офлайн выставки, арт-ярмарки в Европе и Америке.

В 2023 году я начала изучать местный израильский арт-рынок. Я организовала собственную выставку в винодельне. Очень дорогой мне проект «Рецепторы для памяти», на котором были представлены различные работы, объединенные темой личной и коллективной памяти, культурных кодов. Часть этих работ «Капсула памяти» и «Обед на 7 миллиардов гостей», а также новая работа «Прерванный пикник» экспонируются на местной групповой выставке «Искусство пикника».

-4

О чем ваше творчество?

На обеих выставках мне удалось много общаться со зрителями. Это помогло мне подтвердить некоторые мои гипотезы. Мой путь по дорогам памяти не эпатажный, не шокирующий. Некоторые называют его ностальгическим. И сам медиум помогает мне задать такое настроение.

Первоначальный восторг и удивление, что этот материал способен так преобразиться, в буквальном и в переносном смысле подталкивает людей прикоснуться к теме воспоминаний, начать диалог. Диалог между людьми разных поколений, разных культур, разных взглядов. В чем смысл этих воспоминаний?

-5

Через воспоминания я хочу объединить людей, показать как много у нас общего, что различия только повод узнать больше о друг друге. Эти простые маленькие воспоминания позволяют освободиться от различных информационных шумов, которые нас окружают. Эти воспоминания возвращают нас к точке отсчета, они показывают как это было, а не, так как нам пытаются рассказать.

Какое влияние на твое творчество оказало обучение на курсе «Хочу в арт-среду»?

Но всему этому предшествовала учеба на курсе «Хочу в арт среду». В какой-то момент я поняла, что совершенно не знаю мир современного искусства. Мои работы удивляли, но при этом молчали. Один единственный вопрос развернул меня на 180 градусов: «А что ты хочешь сказать своим искусством?». Это было похоже на открытие чакры. Все, что было закрыто внутри меня, вырвалось наружу. А дальше была работа, много работы. Самым важным результатом курса  было понимание себя и своего искусства.

Какие у вас творческие планы?

В последнее время в искусстве наблюдается большой интерес к текстилю. Войлок как одна из самых древних текстильных техник имеет колоссальный потенциал для передачи художественного послания. Он обладает огромным количеством качеств и характеристик, иногда абсолютно противоположных. Войлок мягкий, бархатистый, тактильный, но в то же время плотный, стойкий и выносливый. Шерсть, из которой изготавливается войлок, легка и податлива. Она готова принимать любые формы, которые предложит фантазия художника, как в 2х, так и в3х мерной плоскости. Художники, работающие с войлоком, создают работы в различных стилях – абстракция, сюрреализм, fine art.

-6

Работа с войлоком открыла мне огромные возможности для экспериментов как с точки зрения материала, так и с точки зрения различных коллабораций. Есть уже удачные реализованные проекты. Проект с текстильной художницей, в котором мы объединили ткань и войлок. Некоторые проекты еще в планах. Моя мечта – коллаборация с ольфакторным художником, чтобы продолжить работу над серией «Обед на 7 миллиардов гостей», добавив ароматические воспоминания. Мне интересно переосмыслить некоторые традиционные техники, например, аппликативные, и дать им новое прочтение в текстильном коллаже. Я планирую создать серию работ, соединив в одном объекте войлок и керамику, показав через контраст этих двух материалов разные качества памяти. Я сейчас на пути больших исследований.

______________________________

Другие выпуски рубрики:

1🔹Интервью с художником Вэем — о магическом реализме, истории, мифологии и литературе
2🔹Интервью с Арсением Блиновым — искусство на стыке абстракции и фигуративности.
3🔹Интервью с Дмитрием и Аполлинарией — насколько это трудно или, наоборот, легко творить вдвоём, и как они находят баланс между творческими проектами и личной жизнью
4🔹Интервью с Викторией Арк — искусство, которое вдохновляет на мечты и действия
5🔹Интервью с Алиной Апариной — о творческом тандеме с её сыном Лукой.
6🔹Интервью с Xenia RAW — о «цифровых» музах, людей никогда не живших и придуманных даже не человеком, а искусственным интеллектом.
7🔹Интервью с Татьяной Вафиной — рефлексия на глубоком психологическом уровне, желание исследовать подсознательное с помощью языка символов.
8🔹Интервью с Таней Ергуновой — о любви к фотоплёнке и о том, как различные формы искусства, от литературы до кинематографа, могут вдохновлять и влиять на творческий процесс.
9🔹Интервью с художником Константином Павловым — об исследованиях арт-среды крупных мегаполисов Китая.
10🔹Интервью с Ильей Филатовым — о кинематографичном подходе к созданию картин и о передаче ощущения от момента.
11🔹Интервью с Оксаной Муратовой — о ее любви к ткани, в которой она сочетает всевозможные техники и фактуры для выражения своих идей.
12🔹Интервью с Анастасией Запорожкиной — о ее отражении мира через вселенную с гепардами, которые выступают символом быстротечности времени.
13🔹Интервью с Беллой Новиньковой — о ее творчестве, которое отражает ее внутреннюю силу через выражение переживаний и рассуждений.
14🔹Интервью с Ваней Касатка — о релокации в Армению и творчестве через глубинный ужас.
16🔹Интервью с Ириной Иониной — о ее мультидисциплинарном проекте «Неонеорусский стиль» и мифе о руинах города.
17🔹Интервью с Любовью Белой — о её творчестве, которое связано с человеческим естеством и психологией, о важности работы с метафорами и символами.
18🔹Интервью с Миладой Копелевич — о её искусстве, в котором исследуется концепции свободы, отчуждения, эсхатологии и мифологии позднего капитализма.
19🔹Интервью с Татьяной Дубинец — о ее творчестве, как многослойном пространстве, погружающем в глубокие размышления.