Найти тему
Чистый Визор

Топ 10 лучших мотоциклов Norton

Norton F1 91
Norton F1 91

Недавно компания Norton вновь оказалась в центре внимания, пообещав на Фестивале в Гудвуде начать продажи за рубежом и представить шесть новых моделей Norton в течение следующих трех лет (хотя пока нет никаких сведений о том, что это могут быть за мотоциклы), это заставило задуматься - какими же были лучшие и самые культовые мотоциклы Norton за всю историю?

Выбирать есть из чего. Культовая марка была основана Джеймсом Лэндсдауном «Па» Нортоном в Бирмингеме в 1898 году и выпустила свой первый мотоцикл в 1902 году. За прошедшие годы, появилось большое количество по настоящему культовых мотоциклов

От первых одноцилиндровых до новаторских двухцилиндровых Featherbed и Isolastic 60-х годов, от доминирующего Manx до рекордсмена White Charger, вплоть до сегодняшних 961 и V4SV - все это были блестящие Norton различных типов.

Но какие из них были самыми знаковыми - вот список лучших в хронологическом порядке...

1926-1964. Norton ES2

Norton ES2
Norton ES2

Хоть и впоследствии компания Norton отличалась параллельными твинами, как и многие другие, она начинала с четырехтактной одностволки, дольше всех продержался на конвейере 490-кубовый ES2. Верхнеклапанная конструкция дебютировала в 1926 году и оставалась основой модельного ряда Norton вплоть до 1964 года, всегда с одним и тем же двигателем, но с рамами, которые эволюционировали от жестких к плунжерным, к задней подвеске с поворотным рычагом, к вилке и, наконец, к знаменитой конструкции Featherbed

1950-1962. Manx Norton

Manx Norton
Manx Norton

Выиграв первую гонку Isle of Man TT в 1907 году, Norton добился успеха на горе Снэфелл в 1920-х годах, в основном на 500-кубовой модели 18. Впервые имя «Manx» было использовано на серийных гоночных мотоциклах в 1936-1940 гг. в модели Manx Grand Prix - специальной гоночной версии родстера с телескопической вилкой, плунжерной задней подвеской, магниевыми картерами и кулачковой коробкой.

После Второй мировой войны, с 1947 года, название «Grand Prix» было отменено, и Norton назвал свою гоночную модель «Manx». Это снова была серийная гоночная версия одноцилиндрового International с верхним распредвалом, доступная в вариантах 350 или 500 куб. см. С 1950 года на него устанавливалась новаторская рама «Featherbed», благодаря чему он стал самым популярным среди гонщиков-любителей. Производство прекратилось в 1962 году, но Manx оставались популярными в гонках еще долгие годы и сегодня пользуются большой популярностью у любителей классики, а новые мотоциклы все еще можно приобрести у специализированных дилеров.

1952-1966. Norton Dominator 88

Рекламные брошюра Norton Dominator
Рекламные брошюра Norton Dominator

Оригинальный Dominator был первым двухцилиндровым Norton, 497-кубовой мотоциклом, выпущенным в 1949 году, чтобы конкурировать со ставшим бестселлером Speed Twin от Triumph 1936 года. Он изначально превосходил Triumph благодаря внедрения рамы Featherbed в 1952 году и стал известен как Dominator De Luxe, а затем Dominator 88. Прекрасно характеристики и отличная управляемость позволяла Dominator 88 быть флагманской моделью Norton в 1950-х и начале 1960-х годов, пока в 1962 году его не вытеснил 750-кубовый Atlas.

1962-1968. Norton Atlas

Norton Atlas
Norton Atlas

После того как в конце 1950-х годов конкуренты Triumph, BSA, Ariel и Matchless начали увеличивать объемы своих параллельных двигателей с 500 до 650 куб. см, Norton вырвался вперед, представив первым свой 750-кубовый Atlas. По сути, это был Dominator 500, объем которого сперва вырос до 600, затем до 650, а в итоге до 750 кубов. Он был мощным, выдавая 55 л.с., а его теперь уже облегченная рама Featherbed обеспечивала отличную управляемость.

К минусам можно отнести дороговизну по сравнению с основными конкурентами, а также склонность к излишней вибрации, что привело к появлению прорезиненных креплений на более поздних моделях Commando. Но все равно это был один из самых прогрессивных мотоциклов своего времени.

1967-1977. Norton Commando 750/850

Реклама Norton Commando в журнале
Реклама Norton Commando в журнале

Модель Commando, выпущенная в качестве нового флагмана Norton после преобразования компании в Norton Villiers, была усовершенствована по сравнению с предыдущей моделью Atlas благодаря новой системе поглощения вибраций под названием Isolastic, в которой двигатель, коробка передач и маятник были прорезиненными. Кроме того, цилиндры двигателя были смещены вперед, чтобы придать новый, более спортивный вид.

Выпущенный как 750, впоследствии подрос до 850 куб. см, получил электро стартер, стал знаменитой частью рекламной кампании «Norton girls» и шесть лет подряд признавался «Мотоциклом года» в Великобритании.

1972-1974. John Player Norton racer

John Player Norton racer
John Player Norton racer

С 1972 по 1974 год табачный гигант Джон Плейер спонсировал новую гоночную команду Norton в Формуле-1, и, когда Commando был опережен соперниками, гонщик/дизайнер Питер Уильямс решает радикально изменить шасси. Главным изменением стал проект 1973 года с монококовой рамой из листового металла, выигравшая F750 TT в руках Уильямса, хотя конструкция пространственной рамы из трубчатой стали в следующем году была почти такой же новаторской.

Оба мотоцикла отличались оригинальным дизайном , включавшим обтекатель для рук, цельное сиденье с баком и неповторимой бело-красно-синей ливреей Джона Плейера и другими новинками, такими как дисковые тормоза. В 1974 году в продажу поступил дорожный мотоцикл Norton Commando John Player Special в аналогичном исполнении, но после того, как спонсорская поддержка прекратилась - через три года проект был закрыт.

1988-1994. Norton RC/W588

Norton RC/W588
Norton RC/W588

После прекращения серийного производства Norton в 1977 году, концерн Norton проектировал мотоциклы с роторным двигателем, частично для полиции. В 1987 году сотрудник Брайан Кричтон разработал один из них в качестве гоночного мотоцикла, который, показав свои перспективы, привлек спонсорскую поддержку John Player Special и добился значительного успеха в британских гонках с гонщиками, Тревор Нейшн и Стив Спрей. Однако самый большой успех пришел к более поздней версии RCW с водяным охлаждением в 1992 году, когда Стив Хислоп выиграл 1992 Senior TT, что стало первым успехом Norton в этом классе с 1961 года.

1990-1991. Norton F1

Norton F1
Norton F1

На волне успеха RC588, Norton выпустил ограниченную партию дорожных версий, используя рамы Spondon, дизайн от Seymour-Powell (почти полностью закрытый пластиком), подвеску WP и довольно заурядный 95-сильные двигатели. Несмотря на достаточно высокую скорость и отличную управляемость, они были не быстрее CBR600F, а стоили, почти втрое дороже Японских конкурентов.

2010-наши дни. Norton Commando 961

Norton Commando 961 2023 SP и CR
Norton Commando 961 2023 SP и CR

После 15 лет прений о правах собственности, в 2008 году название Norton и права на производство были куплены британцем Стюартом Гарнером вместе с проектами нового 961-кубового Commando с воздушным охлаждением, который был частично разработан предыдущим владельцем, американцем Кенни Дриром.

Гарнер и небольшая команда, находившаяся на его базе в Донингтон-парке, продолжили разработку и запустили мотоцикл в ограниченное производство в 2010 году, которое затем было разделено на различные модели, включая кафе-рейсер и Dominator с моноамортизатором. Хотя дизайн, детали и производственная база были хорошими, производительность и качество сборки были неудовлетворительными, и вскоре Norton столкнулся с финансовыми трудностями.

2017-наши дни. Norton V4

Norton V4
Norton V4

Самым амбициозным мотоциклом Norton эпохи Гарнера был супербайк V4, вдохновленный участвовать в гонках TT и оснащенный модифицированной версией Aprilia V4 объемом 1200 куб. см. Это было слишком амбициозно, однако (сырой) прототип был построен, количество мотоциклов для клиентов было ограничено, Norton попал под внешнее управление в 2020 году, и возникли финансовые скандалы, связанные с мошенничеством в сфере пенсионных накоплений

Затем индийский гигант TVS купил Norton, основал совершенно новый многомиллионный завод в Солихалле и полностью переделал 961 и V4, чтобы они стали мотоциклами, которыми они всегда должны были быть, и удовлетворяли потребности клиентов, но оба являются скорее сдержанными, чем выдающимися.

Авто
268,3 тыс интересуются