Найти тему
Медная сова cinema

Почему комедию Меньшова хвалят, а картину Гайдая ругают?

90-е годы, причудливое время.

Эпоха перемен и бардака одновременно.

Демократическая вольница, больше похожая на анархию, прокатилась по стране, разрушая вековые скрепы, а гласность и плюрализм размыли фундамент, на котором покоился кумачовый сфинкс.

Пришло время разбрасывать камни.

Советская цензура приказала долго жить, и многие режиссёры почему-то решили, что сейчас поразят народ широтой своей творческой мысли и размахом безудержной фантазии, полностью лишённой разумного присмотра со стороны государства.

И понеслось!

Мистификации, гротеск или откровенная чернуха заменили милые нашему сердцу мелодрамы. Комедии стали походить на диковатую сатиру, а детективы переобулись в боевики и утонули в волнах беззакония и варварства.

Кино стало совершенно другим.

Наши маститые режиссёры тоже включились в эту "киномахновщину" и стали выдавать продукт на злобу дня.

-2

Сегодня я хочу вспомнить два фильма плюс минус одной эпохи, но с совершенно разным откликом среди ширмасс.

Это "Ширли-Мырли" Владимира Меньшова и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" Леонида Гайдая.

Очень похожие по атмосфере фильмы, но если детище Меньшова собирает в основном положительные отзывы, то на картине Гайдая не оттоптался только ленивый.

Позднее творение Гайдая клянут за отход от классического душевного юмора в пользу остросоциальной повестки. Ему ставят в вину, что от легкой иронии, присущей его предыдущим работам, он перешел к колкой и не всегда уместной сатире. Что остроумные шутки прошлого заменили гротеском и бульварной пародией.

-3

Ок.

Пусть так, но ведь и фильм Меньшова взопрел на той же опаре?

Здесь тот же гротеск и злободневная сатира, возведённая в степень. Те же пародии и шутки, что советская цензура завернула бы с полуоборота.

Та же россыпь народных и заслуженных, которых не понатыкали разве что в эпизоды.

Но фильм Гайдая критикуют как отошедший от канонов, а картину Меньшова хвалят.

Почему?

Возьмём, к примеру, "Любовь и голуби" и те же "Ширли-Мырли".

Десяти минут просмотра достаточно, чтобы понять, что это два совершенно разных мира. Если бы я не знал, что эти картины принадлежат "перу одного автора", то никогда бы так не подумал.

Сравните, какой мягкий, по житейски мудрый юмор в "Голубях" и жесткий, скабрезный на грани фола в "Ш-М".

Получается, что и Меньшов откинул лирику и перешёл с весёлой польки на железный краковяк.

-4

Но если мы возьмём в прицел "Дерибасовскую", то там, пусть и с определённым напрягом, можно узнать руку мастера и его фирменный почерк.

Так почему тогда все шишки достаются творению Гайдая, ведь он просто действовал в парадигме "святых" девяностых ровно так, как действовали и остальные советские кинорежиссёры, получившие полную свободу творчества.

С чем связана такая несправедливая критика в отношении одной картины и благожелательность в отношении другой.

Что думаете?

Пишите.

под Юра Музыкант - Новая жизнь

Быть Добру!

Иные мои публикации: