15-16 августа в столице Катара Дохе прошли переговоры между Израилем и ХАМАС с целью обмена пленными и достижения перемирия в секторе Газа. В них принимали участие делегации во главе с премьер-министром и министром иностранных дел Катара шейхом Мохаммедом бин Абдуррахманом Аль Сани, директором Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Биллом Бернсом, главой египетской разведки Аббасом Камилем и директором Моссада Дэвидом Барни.
Представители США заявили, что « переговоры прошли хорошо» и они будет продолжены в Каире. В этой связи госсекретарь США Энтони Блинкен, который не участвовал в переговорах в Дохе, прибыл в Израиль. Это его 9-й визит в эту страну с момента начала войны в Газе в октябре прошлого года. После переговоров с руководством Израиля он намерен перебраться в Каир. В этой ситуации немало загадочного. Если в Дохе, где США представлял Бернс, «все прошло хорошо», то чем смысл подключения к переговорам Блинкена, и какие проблемы он пытается решить в Израиле? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«По всем признакам, президент США Джо Байден послал Блинкена в Израиль после переговоров в Дохе в роли « пожарного». Он должен упредить нежелательные действия премьер-министра Беньямина Нетаньяху, направленные на срыв переговоров. Как считают Bloomberg News , убийство главы политического бюро ХАМАСА Исмаила Ханиив Тегеране, которые являлся главным переговорщиком от ХАМАС по соглашению в Газе при участии стран-посредников, «сломало некоторые планы действий США»,обострило ситуацию в регионе, выводя её на грань вооружённого конфликта между Ираном и Израилем. Поэтому в задачу Блинкена входит «удержание Израиля в рамках умеренности». Это-первое.Второе. Он должен задействовать фактор времени, сохраняя переговорный процесс дееспособном состоянии, что позволяет сдерживать действия и других участников конфликта из-за опасений быть обвинёнными в срыве переговоров. Для Байдена это выигрышная картинка, позволяющая на данном этапе предотвратить так называемую горизонтальную эскалацию.При этом США стремятся удерживать существующие разногласия между Израилем и ХАМАС исключительно в варианте острых политических дискуссий, а не конфронтации, периодически побрасывая новые предложения то по прекращению огня в Газе, то по обмену заложников. При этом косвенно в переговорный процесс вовлекаются не только Иран, но и Турция, которая открыто покровительствует ХАМАС , консультирует это движение по ключевым моментам, которые «необходимо соблюдать в ходе переговоров о прекращении огня».Интрига тут в том, что вопрос о прекращении огня в Газе начинает разводиться с проблемой возвращения заложников, а нового лидера ХАМАС Яхью Синвара загоняют в ситуацию выжидания, пока администрации Байдена не достигнет перемирия, чтобы снизить риск регионального взрыва. Тем не менее, все эти маневры носят тактический характер, « игра» ведется сразу на нескольких площадках, но без стратегического плана. Но пока удается сдерживать реализацию обещания Ирана и его союзников нанести «удар возмездия» по Израилю. В то же время американское издание Washington Post пишет, что « отношения США к Нетаньяху становятся нестабильными и неопределенными», и у Блинкена «есть шанс сдержать эскалационную политику Израиля». Посмотрим», — резюмирует Тарасов.
Ещё по теме
Автор: Тарасов Станислав